Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с учащимся первого класса, имеющего нарушения речи и трудности с запоминанием.
методическая разработка
На основе данного конспекта можно выстраивать занятия с ребенком, который еще плохо, но уже умеет читать, с трудом запоминает стихи, рассказы, путает окончания, не все звуки произносит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с учащимся первого класса, имеющего нарушения речи и трудности с запоминанием.
Цель: обучение использованию метода пиктограмма при разучивании стихотворения, развитие внимания, памяти.
Оборудование и материалы: Карточка формата А4, на которой крупными печатными буквами записано стихотворение. Счетные палочки или квадратики для счета. Чистый лист бумаги, карандаш.
На карточке формата А4 написан текст:
Шутка.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубки поломали.
Ход занятия:
- Читаем стихотворение вместе с ребенком. Ребенок читает, при затруднениях ему помогаю, четко произнося звуки, побуждаю ребенка четко проговаривать звуки.
- Обсуждаем о чем стихотворение. Как называется? Почему так называется?
- Предлагаю выучить. Читаем еще раз. Анализируем текст.
Читаю первое предложение «Шутка». Спрашиваю:
- Сколько в этом предложении слов? Правильно это предложение состоит всего из одного слова.
Зачитываю второе предложение:
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубки поломали.
- Это предложение очень большое. Давай посчитаем, сколько в нем слов.
Считаем написанные слова на карточке. Затем произношу отчетливо каждое слово стихотворения, и ребенок обозначает эти слова квадратиком (счетной палочкой), выкладываем их в ряд.
- Посчитай, сколько квадратиков ты положил? Сколько всего слов в предложении?
Ребенок заинтересован, хочет выучить стихотворение. Но в процессе запоминания испытывает трудности. Меняет окончания в словах, забывает, заменяет слова, добавляет лишние.
И тогда я ему предлагаю вместе нарисовать слова-подсказки (пиктограммы), чтобы посмотреть и сразу вспомнить.
4. Заучивание начинаем сразу со стихотворения, опуская название.
- Мышка сушек насушила,
Произношу «Мышка» - рисую мышку
Произношу «сушек» - рисую два кружочка
Очень четко по слогам произношу «на-су-ши-ла» (это слово для ребенка сложное), рисую просто линию символизирующую слово.
Первую строку стихотворения зарисовали. Спрашиваю:
- Сколько слов мы зарисовали? Какие это слова, назови?
Я показываю на рисунке слово-подсказку, ребенок произносит. При затруднениях помогаю.
Зачитываю вторую строку. Ребенок уже понял, что необходимо делать, и просит разрешения самому нарисовать следующее слово «мышка». Он рисует мышку.
- Мышка МЫШЕК пригласила. Теперь какое слово надо нарисовать?
Ребенок рисует мышку. Спрашиваю:
- Как нарисовать слово «мышек» чтобы стало понятно, что это слово не «мышка» а слово «мышЕК»
Если не догадывается, спрашиваю «Сколько мышек пригласила мышка? Одну?» В итоге ребенок рисует две мышки.
- Мышка мышек ПРИГ-ЛА-СИ-ЛА
Сама рисую линию символизирующую слово «пригласила», слово четко проговариваю, прошу ребенка медленно четко повторить его.
Третья строка стихотворения:
- Мышки сушки кушать стали,
Первое и второе слово зарисовывает ребенок, третье и четвертое я обозначаю линией.
Четвертая строка стихотворения
- Мышки зубки поломали.
Все слова зарисовывает ребенок.
- Вот всё стихотворение зарисовали. Теперь смотри на рисунок и расскажи его.
При затруднениях помогаю ребенку.
- А как стихотворение называется? Давай наверху, посередине зарисуем его название.
- А теперь скажи, как стихотворение называется, и расскажи его.
- При заучивании оказывается, что ребенок затрудняется вспомнить слово «кушать». От моей подсказки отказывается, а самостоятельно вспомнить не может. Предлагаю это слово записать под рисунком. Четко проговариваем каждый звук К-У-Ш-А-ТЬ. Записываю слово, провожу стрелку к схеме, где должно находиться это слово.
Теперь ребенок самостоятельно может рассказать стихотворение, с опорой на рисунок.
- А теперь в самом верху, над рисунком, нарисуй название стихотворения. Как оно называется?
- Шутка.
Ребенок зарисовывает.
- Ты молодец! Посмотри, какую большую работу ты проделал. Расскажи, пожалуйста, стихотворение полностью. Сначала название, а потом само стихотворение.
- Что тебе сегодня понравилось? Что было легко, а что трудно?
Для закрепления возвращаемся к этому стихотворению на следующий день. Вначале ребенок читает его по карточке. Затем самостоятельно рассказывает, при необходимости пользуется рисунком-подсказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия педагога - психолога с применением песочной терапии по теме: "Зима в лесу"
Развитие умения адекватно воспринимать и выражать свое эмоциональное состояние....
Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, имеющим тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст)
Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...
Конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы для детей с нарушениями речи, с ЗПР, по развитию познавательных процессов с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича
Описание: Конспект мероприятия составлен для детей среднего дошкольного возраста. Материал будет полезен педагогам ДОУ.Аннотация. Конспект содержит подробное изложение хода развивающего занятия. ...
Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребёнком 5 лет, имеющим общее недоразвитие речи.
Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:1. развивать произвольность познавательной деятельности с помощью пальчиковой гимнастики и динамической паузы и игр...
Конспект индивидуального занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста "Развивающие и обучающие возможности нейрогимнастики и нейроигр".
Данное занятие направлено на создание условий для профилактики и коррекции двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей. А также активизацию всех когнитивных процессов, развитие мелких ...
Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребенком 5–6 лет, имеющим тяжелые нарушения речи
Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...
Конспект индивидуального занятия педагога психолога с ребёнком сТНР.
Цель: закрепить знания об осени, как времени года.Задачи:Обучающая: формировать умение называть названия деревьев и листьев;Развивающая: развивать умение различать и показывать эмоции других.Воспитыва...