Обучение грамоте. В помощь родителям
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте. В помощь родителям.
Основной составляющей русского языка является слово. В свою очередь, слово состоит из букв (символы, что мы пишем) и звуков (то, что мы произносим и слышим).
В русском языке 33 буквы. Они делятся на гласные и согласные.
Гласные – тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создается существенных препятствий. Детям легко научиться различать гласные звуки, объяснив им, что их можно протянуть (пропеть). Всего гласных букв 10 (а,о,у,э,и,ы,я,ё,ю,е), а звуков только 6 (а,о,у,э,и,ы). Выделяются гласные звуки красным цветом. Они делятся наударные и безударные.Ударные –это выделение определённой части слова интонацией при произношении. В письменном виде ударные обозначаются символом /над ударной гласной буквой. В основной образовательной программе нашего ДОУ, в основе которой лежит образовательная программа дошкольного образования «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой, в подготовительной к школе группе, ударные гласные звуки положено выделять черным цветом.Безударные гласные – это звуки, которые входят в состав слога, не выделяемого ударением. Особенностью таких звуков является то, что их звучание менее длительное, нечеткое. Соответственно ударный гласный может быть только один в слове, а безударных – множество.
Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду.Согласные звуки бывают твердые и мягкие.Твердые согласные звуки выделяют синим цветом (например, твердые как лёд), а мягкие согласные звуки – зелёным (например, мягкие как зелёная травка). В русском языке также существуют только всегда твёрдые согласные звуки: ж, ш, ц. Всегда мягкие согласные звуки –й, щ, ч. Буквы Ь, Ъ звуков не дают, а обозначают мягкость или твёрдость согласной, после которой они стоят.
Далее предлагаю рассмотретьалгоритм звукобуквенного анализа слова, опираясь на просмотренную краткую информацию выше.
Подробный алгоритм звукобуквенного анализа слова:
1) Произносим слово.
2)Определяем значение слова.
3) Считаем, из скольких звуков состоит слово.
4) Рисуем звуковую схему, состоящую из определённого числа клеток (сколько звуков, столько клеток и рисуем).
5) Определяем гласные звуки в слове, а также ударный и безударные звуки, для этого достаточно позвать слово.
6) Выделяем ударный (чёрным), а безударные гласные звуки (красным) в слове.
7) Произносим по порядку каждый звук в слове и обозначаем его соответствующей фишкой (твёрдый согласный звук – синей, мягкий согласный звук – зелёной, при этом давая характеристику каждому произнесённому звуку).
8) Определяем количество слогов в слове (в старшей группе с помощью хлопков, в подготовительной к школе группе придерживаемся следующего правила – сколько в слове гласных, столько и слогов. Например, два гласных звука в слове –два слога, а если три гласных, следовательно, и три слога и т.д.).
9) Делим слово на слоги с помощью вертикальной прямой линии| .
10) Записываем слово буквами (под каждым звуком соответствующая буква. Необходимо обращать внимание, чтобы ребёнок произносил буквы правильно).
Дети, в подготовительной группе выполняя звукобуквенный анализ слова, знакомятся с рядом правил написания гласных после твёрдых и мягких согласных звуков. Необходимо запомнить следующее:
- После твёрдого согласного звука при письме ставим ту гласную, какой гласный звук слышим.
[а] пишем А - Шар
[о] пишем О - Пол
[у] пишем У - Лук
[ы] пишем Ы - Дыня
2) После мягкого согласного звука слышим:
[а], но пишем Я - Аня
[о], но пишем Ё - Клён
[у], но пишем Ю - Люк
[э], но пишем Е - Печка
[и] пишем И - Лимон
Так же ребята подготовительной группы при звукобуквенном анализе слова, знакомятся и со сложной формой разбора слова – йотированными гласными – это гласные, которые в определённых случаях составляют 2 звука. В русском языке в соответствии с алфавитом различают не только 6 основных (а,о,у,э,и,ы), но и 4 йотированных(я, ё, е, ю), т.е. сложных гласных звуков. Соответственно: я = йа - Яма
ё = йо - Ёлка
е = йэ - Енот
ю = йу - Юла
Рассмотрим более подробно все эти правила и формы на конкретных примерах, взятых с программы дошкольного образования «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой, опираясь на подробный алгоритм состоящий из десяти пунктов представленный выше:
- Зукобуквенный анализ слова «шар» с правилом написания гласной после твёрдого согласного звука:
- Произносим слово «шар»
- Определяем, что такое шар.
Шар - это геометрическое тело (показ иллюстрации. Можно рассмотреть все его варианты, т.е. различного рода предметы шарообразной формы).
- Задаём ребёнку вопрос: - Из скольки звуков состоит слово «шар»? (Из трёх звуков).
- Рисуем звуковую схему, состоящую из трёх клеток
- Определяем гласные звуки в слове, а также ударный и безударные звуки, но т.к в слове «шар» всего один гласный звук, то соответственно он и будет ударным.
- Выделяем ударный гласный звук в звуковой схеме чёрным цветом:
- Произносим по порядку каждый звук в слове и обозначаем его соответствующей фишкой (твёрдый согласный звук – синей, мягкий согласный звук – зелёной, при этом давая характеристику каждому произнесённому звуку):
- Какой первый звук слышим в слове «шар»?
(Первый звук в слове «шар» [ш] –всегда твёрдый согласный звук, поэтому выделяем синим цветом)
- второй звук уже выделен, т.к. он гласный, осталось определить последний – третий звук в слове «шар»
(Третий звук в слове «шар» [р] –твёрдый согласный звук, выделяем синим)
- Определяем количество слогов в слове, опираясь на правило принятое в подготовительной группе: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Т.к. в слове «шар» один гласный звук, значит и один слог.
- Делим слово на слоги с помощью вертикальной прямой линии |,
но т.к. в слове всего один гласный звук, соответственно и один слог, поэтому производить процесс деления ненужно.
- Записываем слово буквами (под каждым звуком
соответствующая буква):
- Первый звук в слове «шар» - [ш], то пишем под первой
клеточкой, где спрятался твёрдый согласный звук букву Ш (ша)
Ш
- Т.к. существует правило в русском языке: если после твёрдого
согласного звука, слышим звук [а], то и пишем букву А.
Ш А
- Последний звук в слове «шар» - [р], следовательно под третьей
клеткой пишем букву Р (эр)
Ш А Р
- Зукобуквенный анализ слова «Аня» с противоположенным правилом написания гласной после твёрдого согласного звука:
- Произносим слово «Аня»
- Определяем значение слова «Аня».
Аня - это имя девочки.
- Задаём ребёнку вопрос: - Из скольки звуков состоит слово «Аня»? (Из трёх звуков).
- Рисуем звуковую схему, состоящую из трёх клеток
- Определяем гласные звуки в слове, а также ударный и безударные звуки, для этого зовём слово «Аня» и слышим, что первый звук [а] тянется дольше, соответственно он и являться ударным гласным и выделять его нужно чёрным цветом, а последний звук [а] является безударным гласным, следовательно отмечать его необходимо красным цветом.
- Выделяем первый ударный гласный звук в звуковой схеме чёрным цветом, а второй безударный гласный – красным цветом
- Произносим по порядку каждый звук в слове и обозначаем его соответствующей фишкой (твёрдый согласный звук – синей, мягкий согласный звук – зелёной, при этом давая характеристику каждому произнесённому звуку):
- Т.к. первый звук в слове «Аня» уже определён, называем второй звук в данном слове.
(Второй звук в слове «Аня» [н`] –мягкий согласный звук, поэтому выделяем зелёным цветом)
- Третий звук в слове «Аня» уже тоже определён и отмечен.
8) Определяем количество слогов в слове, опираясь на правило
принятое в подготовительной группе: сколько в слове гласных
звуков, столько и слогов. Т.к. в слове «Аня» два гласных звука,
значит и два слога.
- Делим слово на слоги, т.к. в слове два гласный звука,
соответственно и два слога. Первый слог (А-), состоит из одного
звука, а второй слог (-ня), состоит из двух звуков. Отмечаем на
звуковой схеме с помощью вертикальной прямой линии |
- Записываем слово буквами (под каждым звуком
соответствующая буква):
- Первый звук в слове «Аня» - [а], т.к. это имя девочки, то пишем
Букву А заглавную под первой клеткой, где спрятался ударный
гласный звук
А
- Второй звук в слове «Аня» [н`], пишем под второй клеткой
букву Н (эн)
А Н
- Т.к. существует правило в русском языке: если после мягкого
согласного звука, слышим звук [а], то пишем букву Я.
А Н Я
- Зукобуквенный анализ слова «яма» со сложной формой разбора слова – йотированной гласной:
- Произносим слово «яма»
- Определяем значение слова «яма».
Яма – это вырытое или образовавшееся углубление в земле.
- Задаём ребёнку вопрос: - Из скольки звуков состоит слово «яма»? (Из четырёх звуков).
- Рисуем звуковую схему, состоящую из четырёх клеток
- Определяем гласные звуки в слове, а также ударный и безударные звуки, для этого зовём слово «яма» и слышим, что второй звук [а] тянется дольше, соответственно он и являться ударным гласным и выделять его нужно чёрным цветом, а последний звук [а] является безударным гласным, следовательно отмечать его необходимо красным цветом.
- Выделяем второй ударный гласный звук в звуковой схеме чёрным цветом, а последний безударный гласный звук в слове – красным цветом
- Произносим по порядку каждый звук в слове и обозначаем его соответствующей фишкой (твёрдый согласный звук – синей, мягкий согласный звук – зелёной, при этом давая характеристику каждому произнесённому звуку):
- Первый звук в слове «яма» [й] всегда мягкий согласный и самый короткий звук в русском языке. Выделяем зелёным цветом.
- Т.к. второй звук в слове «яма» уже выделен, определяем третий
звук в слове. Третий звук в слове «яма» [м] твёрдый согласный
звук, значит выделяем его синим цветом.
- Последний, четвёртый звук тоже отмечен.
8) Определяем количество слогов в слове, опираясь на правило
принятое в подготовительной группе: сколько в слове гласных
звуков, столько и слогов. Т.к. в слове «яма» два гласных звука,
значит и два слога.
9) Делим слово на слоги, т.к. в слове два гласный звука,
соответственно и два слога. Первый слог (йа-), состоит из двух
звуков, а второй слог (-ма) и тоже состоит из двух звуков.
Отмечаем на звуковой схеме с помощью вертикальной прямой
линии | слоги
10) Записываем слово буквами (под каждым звуком соответствующая
буква):
- Опираясь на правило: если в слове слышится рядом два звука [й]
[а], то пишется буква Я. Следовательно пишем букву Я под
второй клеткой, там где спрятался именно гласный звук [а]
Я
- Третий звук в слове яма» [м], пишем под третей клеткой букву
М (эм)
Я М
- последний звук в слове «яма» [а], поэтому пишем букву А под
Я М А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «На помощь к лесным ученикам»
КОНСПЕКТЗанятия по обучению грамотеТема «На помощь к лесным ученикам»предшкольная группа...
Обучение грамоте с помощью фишек
Обучение грамоте...
Конспект образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте «На помощь жителям города Букваринска»
Образовательная деятельность по обучению детей грамоте в игровой форме - путешестиве в страну Букварию. Такая форма дает возможность детем хорошо запомнить материал, воспитывает ответсвенность за то, ...
Быстрое обучение грамоте при помощи наборов зональных кубиков с буквами, отражающими все шесть типов звуков речи, производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций
В каждой возрастной категории детей есть дети с опережающим развитием, со средним развитием, и с отставанием в развитии интеллекта и социализации. А современный уровень научного и технического развити...
Обучение грамоте с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича
Знакомство с образом буквы через Верёвочкины сказки....
Конспект НОД по обучению грамоте " На помощь Биму и Бому"
Этот материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп....
Развитие речи и подготовка детей с ТНР к обучению грамоте с помощью пособия «Алфавит в картинках»
Система работы по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с помощью наглядного материала и методических ре...