Мастер – класс для родителей «Наши пальчики расскажут…»
материал (старшая группа)

Гришаева Людмила Михайловна

Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx165.46 КБ
Файл logopedicheskoe_razvlechenie_azbuka_-_stupenka_k_shkole.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Наши пальчики расскажут…»

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

  1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
  2. Научить элементам  пальчиковой гимнастики.
  3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью  пальчиковых игр.

Оборудование:

Цитаты:

  • «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» В.А.Сухомлинский.
  • «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

Схема Л.С.Выготского:

  • «Вместе с родителем --- САМ»
  • Магнитная доска, магниты.
  • Су-джок (тренажеры), крышки от бутылок, мячики резиновые (маленькие), веревка с узелками, коврики (массажные), платочки 20*20, тренажер – солнышко (прищепки), «горошинки» (горох, либо бусинки крупные).
  • Комплект пальчиковых игр для родителей.

План мероприятия:

  • Теоретическая часть:  - Пальцы помогают говорить.

                                          - Как играть в пальчиковые игры?

                                                     - Помогать ли пальчикам?

                                             - Как расположиться взрослому относительно

                                                        ребенка?

                                                     - Что дадут малышу ваши совместные занятия?

  • Практическая часть:   -  «Как живешь?»                         -  «Балеринки»

                                         -  «Горошенки»                             -  «Массажик»

                                         -  «Капуста»                                   - «Мячик – ежик»

                                         -  «Гусенок»

                                         -  «Проглот»

                                         -  «Полянка»

                                         -  « Узловка»

Ход мероприятия:  

  • Теоретическая часть мероприятия

Пальцы помогают говорить.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику пальцев рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в правом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит это благодаря «мостику»  между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, мыслительные процессы становятся активнее, внимание – точнее, способности – выше. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял самую тонкую работу, с раннего детства следует развивать его руки, в частности пальчики и кисти.

Стоит задуматься, дорогие родители, что простые манипуляции с пальчиками приносят много пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций – это три.  

Как играть в пальчиковые игры?

Запомните, что игры с пальчиками малыша подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка того, что не соответствует его психомоторному и физическому развитию.

Правило 1: Если вы разучиваете новую игру, то начните с того, что прочтите вслух стихотворение. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно.

Правило 2: Пусть ребенок внимательно послушает и уловит смысл сказанного. Задайте ему несколько вопросов.  

Правило 3:  Если  в тексте встречаются слова и выражения, непонятные ребенку, то взрослый в доступной форме должен объяснить их значение.

Правило 4:  Вместе попробуйте разучить стишок, строчку за строчкой, сопровождая её движениями. Кстати, наличие рифм  положительно  влияет на слуховое восприятие ребенка.

Правило 5:  Сначала все упражнения выполняются медленно. И если ребенок не может самостоятельно принять позу, нужно взять его ручку и вместе с ним выполнить движения.

Правило 6: При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, и работала сначала одна рука, затем другая и по возможности потом обе.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.

Все игры  - и простые, и сложные – нужно показывать. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть  в забавную игру. Ребенок становиться вашим партнером по игре.

Помогать ли пальчикам?

Это непременно нужно делать! Вы должны помочь ребенку сложить пальчики и ручки правильно: сначала покажите на себе, затем придайте нужное положение его кисти и пальчикам. Попросите ребенка попробовать самостоятельно выполнить движение.  И если у малыша не получается, то то снова сами сложите его ручки в правильную позицию. Проделайте это несколько раз, и постепенно ребенок сам научится складывать и удерживать пальчики в нужной позиции.

Помните, главное – не давить на ребенка, не демонстрировать ему его неспособности. Со временем у него все получится.

Как расположиться взрослому относительно ребенка?

Это зависит от сложности пальчиковой игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна рука, то мама может сидеть сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка себе на колени или расположиться на коврике и посадить ребенка междку ног, как в гнездышко (дети очень любят так сидеть).

Что дадут малышу ваши совместные занятия?

Чтобы научиться новому движению, у ребенка, так же и у взрослого, должен запуститься следующий поэтапный механизм нервно-мышечных связей:

  1. Необходимо сконцентрировать свое внимание на выполнение упражнения – развивается внимание и терпение.
  2. Подумать и дать команду своим мышцам выполнить движение.
  3. Увидеть глазами, а мышцам почувствовать, правильно ли  выполняется движение. Сравнить результат.
  4. Внести необходимые коррективы.
  5. Дать следующую команду мышцам.

И только так, в результате проб и исправлений, у детей и взрослых формируются новые умения.

Известный российский ученый Лев Семенович Выготский составил такую наглядную схему совместной деятельности родителей и детей (показ схемы).

Кроме того, не следует забывать о том, что малыш будет активен только тогда, когда активна мама! Регулярные занятия с ребенком принесут неоценимую пользу.

МАЛЫШАМ:

  • Подарят радость физических движений и общения со взрослыми;
  • Научат владеть собственным телом, разовьют координацию движекний, ловкость, внимание, мелкую моторику, речь и воображение.

ВЗРОСЛЫМ:

  • Подарят радость совместной деятельности с малышом.
  • Дадут причины гордиться достижениями своих детей и своей родительской  состоятельностью.

А чем больше движений ребенок умеет делать, тем разнообразнее его двигательная активность в быту! И пусть не смущают вас опасения, что ваш малыш уже вроде бы многое умеет делать. Нет предела совершенству!

  • Практическая часть мероприятия

«Как живешь?»

Все действия выполняются по тексту.

- Как живешь?                          -  Вот так!

-  А плывешь?                           -  Вот так!

-  Как бежишь?                         -  Вот так!

-  Вдаль глядишь?                   -  Вот так!

-  Ждешь обед?                        -  Вот так!

-  Машешь в след?                  -  Вот так!

-  Утром спишь?                       -  Вот так!

-  А шалишь?                             -  Вот так!

«Горошенки» (горошенки на блюдечке)

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальчиками ( принеобходимисти и средним) берет одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе янгод), и так набирает горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошинка берется  на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук).

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

«Капуста»

Движения выполняются по тексту.

- Что за скрип?             - Кулачки разжали – сжали.

- Что за хруст?              - Пальчики скрестили , подняли-опустили.

- Это что еще за куст? - Показали лодошки с раздвинутыми пальчиками.

- Как же быть без хруста? - Пальчики скрестили , подняли-опустили.

-  Если Я капуста?         - Округлить пальчики. (показать качан)

- Мы капусту рубим, рубим.  

                                        -Выпрямленные ладони двигаются     поочередно.

-  Мы моркрвку трем, трем.

                                         -  Кулачки сжаты, трем пальчики друг об друга.

-  Мы капусту солим, солим.

                                         -  Щепотка пальчиками.

-  Мы капусту жмем, жмем.

                                          - Кулачки разжали – сжали.

«Гусенок»  (прищепки)

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание! Предварительно прверьте силу «кусания» на себе!)

Левая рука:

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука:

Дай, хозяйка, корма мне,

Раньше, чем моей родне!

«Проглот»  (носовые платочки)

Берем небольшой носовой платочек за уголок и показываем ребенку как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает!потом предлагаем то же самое сделать ребенку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать два платочка. (Внимание! Платочки должны быть детскими, маленькими!)

У меня живет проглот –

Весь платок он скушал – вот!

Сразу стало у прглота

Брюхо как у бегемота!

«Полянка»  (коврики)

Берем квадратный фрагмент поргового коврика «травка». Кладем его на колени, и обе руки делают на нем движения согласно тексту.

На полянке,на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались,устали.

Мимо змейки проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха – мать.

Шла медведица спросонок,

А за нею – медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в порфелях книжки.

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать:

Букву Э и букву О

Знаем мы с тобой давно.

И запомним навсегда

Вместе с У и буквой А.

А последней букву Ы

Написали дружно мы.

Все! Тетрадочки убрали

И обедать побежали.

« Узловка»  (веревочка с узелками)

Берем веревку и завязываем на ней 4 – 8 узлов. Подвешиваем вертикально. Ребенок  пальчиками подтягивает узел, а лодонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше.

Лезет, лезет альпинист –

В этом деле он артист.

По скале и по веревке

Он наверх залезет ловко!

 «Упражнение с мячом» (маленькие резиновые мячики)

Разминочные упражнения с мячом. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,                                между ладоней

Назад – вперед его гоняю.                      смена рук

Им поглажу я ладошку,                            соответственно

Будто я сметаю крошку.                           смена рук

И сожму его немножко,                           соответственно

Как сжимает лапку кошка.                       смена рук

Каждым пальцем мяч прижму               соответственно

И другой рукой начну.                              смена рук

А теперь последний трюк:                       переброс мяча из руки в руку,

Мяч летает между рук.                             либо подбросить вверх и поймать

«Балеринки»  (крышечки от бутылок)

Берем пластмассовые крышечки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальчики. И «идем», как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Пальцы словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

 «Массажики»      (су – джок)

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев. Направление движений – от ногтевых фаланг к основаниеям пальчиков. На каждый слог – разминание одной фаланги.

  1. Вариант

По-пу-гай                      мизинец

Во-ро-бей                     безымянный

Пе-ли-кан                     средний

Со-ло-вей                      указательный

ПТИ-ЦЫ                         большой

  1. Вариант

А-на-нас                         мизинец

А-пель-син                    безымянный

А-бри-кос                      средний

Ман-да-рин                  указательный

ФРУК-ТЫ                        большой

  1. Вариант

Бо-ро-вик                        мизинец

Шам-пинь-он                 безымянный

Мо-хо-вик                       средний

Му-хо-мор                      указательный

ГРИ-БЫ                             большой

+



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

логопедического отчётного развлечения

с применением биоэнергопластики

совместно с родителями детей группы компенсирующей направленности

 «Азбука – ступенька к школе»

Цель мероприятия: Установление и поддержание партнёрских отношений с семьями воспитанников, способствующих активизации мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.

Задачи:

1.   Формировать у родителей мотивацию к коррекционной работе с детьми.

2. Повышать  педагогическую  компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Обучать  родителей практическим умениям по закреплению речевых навыков, полученных детьми на логопедических занятиях в детском саду.

Участники:

  • дети старшего и подготовительного к школе возраста,
  • родители, воспитатель, учитель – логопед.

Оборудование и дидактический материал:

  • модули – буквы;
  • картинки – помощники «Буквы и Звуки»
  • музыкальное сопровождение:

    - вход детей в зал   №1

         - появление Азбуки   №2

         - артикуляционная гимнастика  №3

         - соревнование  «Собери словечко»  № 4

         - пальчиковая гимнастика  № 5

         - сюрпризный момент № 6

  • браслетики для рук и комплект предметных картинок для артикуляции;
  • буквы по тексту стихотворения «Азбука», прищепки по количеству участников;
  • образцы букв и детали для постройки  букв (ленты - шнурки различной длины);
  • текст стихотворенияП.Воронько «Пирог», цветные камушки по количеству звука в стишкена каждого ребёнка;
  • сюрпризики по количеству детей.

Содержание развлечения

В зале из модулей – букв построен дом.

В музыкальный зал приглашены родители, рассаживаются по местам.

Звучит музыка (№1), входят дети в зал и  занимают места рядом с родителями.

Воспитатель:                      Сказочный, волшебный дом,

Азбука – хозяйка в нём.

Дружно в доме том живёт

Славный, буквенный народ.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита!

Под музыкальное сопровождение появляется  логопед в роли «Азбуки». (№2)

Азбука: - Ребята и дорогие гости, здравствуйте! Мы рады нашей встрече и сегодня нам предстоит  показать, как мы  можем дружить с буквами и  звуками! Готовы?

1 задание Азбуки: «Буквы и звуки»

- Чем отличаются Буквы и Звуки? Нам помогут ответить картинки – помощники.

(Ответ детей: буквы – видим и пишем, а звуки – слышим и произносим)

- Сможете ли вы создать образ поломанной буквы?

Азбука

(логопед читает текст стихотворения)

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножкупрописная буква М,

Г – ударилась немножко,

Ж – рассыпалась совсем!

Потеряла буква Юперекладинку свою.

Очутившись на полу поломала хвостик У.

Ф – раздуло так бедняжку – не прочесть её никак,

Букву Р перевернуло, превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась – превратилась в букву О.

Буква А когда очнулась, не узнала никого!

Дети совместно с родителями выстраивают правильные буквы из лент -шнурков различной длины.

2 задание: «Наш весёлый язычок»

Азбука: - Чтобы чётко и правильно произносить все звуки,  что нужно для этого уметь делать?

(Ответы и рассуждения детей: выполнять упражнения язычком)

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Дети наряжают кисти рук браслетиками, садятся на ковёр в круг, где разложены предметные картинки с артикуляцией и под музыкальное сопровождение  выполняют комплекс артикуляционных упражнений. (№3)

«Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»  Р.Г.Бушляковой, СПб., Изд-во «Детство – Пресс», 2011.

-  «Толстячок»                   -  «Худышка»                    -  «Часики»

-  «Бегемотик»                   -  «Чистим зубки»            -  «Расчёска»

-  «Чашечка»                      -  «Вкусное варенье»        -  «Конфетка»

3 задание: «Собери словечко»

- Игра в командах (взрослые и дети).

Дети прищепками передают буквы, а взрослые собирают  слово:

1-я команда слово «Буквы»

2-я команда слово «Звуки»

Соревновательные действия сопровождаются весёлой музыкой.(№4)

4 задание: «Руки помогают язычку»

Азбука: - Ребята, скажите мне, для чего мы очень часто тренируем пальчики и кисти рук? (Ответы и рассуждения детей, логопед уточняет высказывания ребят).

        Дети садятся напротив родителей и выполняют пальчиковую гимнастику совместно по показу учителя-логопеда. (№ 5)

5 задание: «Услышь звук  -Р-»

Азбука: - Сейчас я предлагаю вам последнее задание, выполняя его нужно быть очень  старательным! Я буду читать текст стихотворения, в  котором живёт звук Р. Его нужно услышать и не пропустить. Каждый такой звук мы будем обозначать цветным камушком.  

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.

Пирожки себе пеки

Не из снега, из муки!

Азбука: - Ребята, по сколько камушек у вас получилось? (По пять!)

У кого столько, тот самый внимательный.

        Дети проходят к родителям на стульчики.

Азбука:

- Дорогие ребята, уважаемые родителинаших воспитанников! Вот и прошёл ещё один учебный год. Трудились мы с вами не зря: детки многое познали, многому научились! Вместе мы делаем общее дело, которое требует много сил и времени. Наши будущие первоклассники заберут свой багаж знаний в школу, а те, кто с нами остаётся ещё на один учебный год,  будут продолжать пополнять свои знания.

- Ну, а сейчас, сюрпризный момент! (№ 6)

        Звучит музыка, Азбука и воспитатель раздаёт сюрпризики детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

Мастер - класс"Наши пальчики играют - говорить нам помогают"...

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют"

Мастер - класс для родителей наши пальчики играют...

Мастер-класс для родителей "Наши пальчики расскажут"

познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.Задачи:Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;Построи...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Наши пальчики играют"

Цели: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2. Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук. 3. Показать у...

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют, в развитии речи нам помогают"

Все понимают важность и актуальность развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Но, в силу большой занятости, родителям редко удается найти время для развития моторики рук ребёнка. Это бол...

Мастер-класс для родителей " Мои пальчики расскажут"

Мастер-класс на тему "Мои пальчики расскажут"...