Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют, в развитии речи нам помогают"
консультация

Мусалямова Светлана Станиславовна

Все понимают важность и актуальность развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Но, в силу большой занятости, родителям редко удается найти время для развития моторики рук ребёнка. Это большая ошибка. В данном масте-классе мы предлагаем простые игры и упражнения, которые очень легко организовать дома, но они окажут огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie_nashi_palchiki.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                Родительское собрание

Мастер - класс: «Наши пальчики играют,

в развитии речи нам помогают»

Задачи: 
•    определить актуальность и важность работы по развитию мелкой моторики рук;
•    установить взаимосвязь мелкой моторики рук, психических процессов и речи дошкольника;
•    способствовать обогащению практического опыта родителей  играми  и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук дошкольников.

Педагог: - Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей. И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом, и, в первую очередь, на его речь. Известно, что за последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Педагоги и психологи объясняют это несколькими причинами:

 - взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео...).

-  дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

   Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

 Известный ученый и педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на  кончиках  пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

 Иммануил Кант – немецкий философ, говорил: «Рука – это вышедший наружу мозг человека» Большой палец – голова. Указательный – желудок. Средний – кишечник. Безымянный – печень и почки. Мизинец – сердце.

Японский врач  Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. В результате, улучшается память, снижается эмоциональное напряжение, повышаются умственные способности, развивается координация движений, сила и ловкость рук, улучшается деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительных систем.
 Ещё век назад Мария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные - физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых центров. Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы считают «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времён и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно. Можно не научить читать детей до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течение времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Кроме этого, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, понимают причинно - следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление.  Общая неготовность большинства современных детей к письму, проблемы с речевым развитием являются следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка есть и проблемы с моторикой. Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Вот и сегодня мы Вам расскажем и покажем, какими способами можно развить мелкую моторику рук у детей.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными. Уважаемые родители, как вы думаете, какие это приёмы и игры? (ответы родителей)

1. Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить. 
2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше). 
3. Перебирать крупные деревянные бусы, чётки. 
4. Собирать, складывать пирамидки. 
5. Работать с вкладышами (Монтессори). 
6. Застёгивать пуговицы. 
7. Завязывать, развязывать узлы. 
8. Пальчиковые игры.

А также - шнурование ботинок, отвинчивание крышек, конструирование, выкладывание мозаики, собирание разрезной картинки, обводка по трафаретам, рисование на манной крупе, «сухой» бассейн (отобрать красивые крышечки), «золушка» - перебирание крупы.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

«Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами.

Самомассаж кисти и пальцев рук.

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

  • Педагог предлагает родителям корзиночки с разнообразным материалом: нитки, крышки разного цвета, кусочки материи, носовые платочки, пуговицы, бумага разного цвета, макароны. Задача родителей определить и показать, как можно использовать данный материал с целью развития мелкой моторики рук.

Педагог: - Разрешите предложить Вам  ряд игр с предметами и материалами, которые Вы сможете использовать в домашних условиях.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.  Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы. Эффективным упражнением является застегивание и расстегивание пуговиц.

Игры с сыпучими материалами

  1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут-будут из печи булочки и калачи".  

  1. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо  по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».  

  1. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее (как при сборе ягод), потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
  2. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).
  3. В «сухой бассейн» помещаем  горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы. 

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус. Полезным также является закручивание и раскручивание крышки на горлышко бутылки.

Игры с прищепками

  1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

  «Сильно кусает котенок-глупыш,

  Он думает, это не палец, а мышь». (Смена рук.)

  1. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.
  2. Ну и, конечно, развешивание  носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

 «Прищеплю прищепки ловко

  Я на мамину веревку».

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Игры со счётными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Игры с нитками разной толщины.

Сматывание ниток в клубочек и разматывание их. Полезно наматывание ниток на трафарет. Очень полезным занятием является аппликация из нарезанных ниток разных цветов. Данные игры развивают у детей внимание, усидчивость, подвижность пальцев рук.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное, чтобы они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы коряво не вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

 Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша солёное тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука – соль – вода – подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, можно запечь их в духовке. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек – раскрасок, рисование  пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

  Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших  психических функций, развитию пространственных ориентировок. Для того  чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Большое спасибо за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников....

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

      В данном материале проводится  мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики ру...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью д...

Мастер класс для педагогов: "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобраовательная школа № 6" дошкольне группы  Мастер - класс для педагогов в дошкольном образовательном учреждениин...

Мастер класс для родителей: "Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста".

Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторике в развитии речи воспитанников....