Мастер-класс для родителей "Наши пальчики играют"
методическая разработка на тему

Работа с родителями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил воспитатель:

                                                                                 Пивненко А. Г.

п.г.т. Высокий, 2014

Цели:

  1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
  2. Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук.
  3. Показать уровень развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия.
  4. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

Форма проведения: мастер-класс

Участники: воспитатели группы, родители, дети.

Оборудование: выставка детских работ по оригами, памятка «Советы родителям» на каждого, работы, выполненные в технике оригами, художественные материалы (цветная бумага, клей, подготовленный детьми фон), пластилин для пальчиковой игры, дощечка для лепки, гуашь, стаканы с водой, ватные палочки, схемы складывания гриба, клей-карадаш.

Предварительная работа: организация выставки работ, выполненная в технике оригами, оформление помещения, подготовка памяток для родителей.

Повестка собрания:

  1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя).
  2. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно (вступление воспитателя)
  3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.
  4. Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у волшебного квадратика».

Ход собрания:

  1. Выступление воспитателя.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи

Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлеклись раним развитием детей по Г. Доману, и Н.Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времён и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно. Можно не научить читать детей до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения:

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены в низ.

«Музыканты»

Я на скрипочке играю,

Тили-тили, тили-тили.

(левая рука  - к плечу. Кистью правой руки имитируем игру на скрипке)

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили, тили-тили.

(энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу.)

А теперь на барабане,

Бум-бум-бум,

Трам-там-там

(Энергичные удары ладонями по столу)

В страхе зайки

Разбежались по кустам

(движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев)

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.

Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.. выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т.д.

Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.

  1. Выступление воспитателя.

Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.

С давних времён известно влияние мануальных (ручных) действий  на развитие психических процессов, речевых функция, а так же особое развивающее  и оздоравливающее воздействие на организм ребёнка, развитая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка.

Это привело к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей старшего дошкольного возраста.

Конструирование из бумаги по методу оригами – продуктивный вид деятельности. Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить их и т.д. коллективные работы находят своё место в оформлении интерьера группы и дошкольного учреждения.

Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь. Боящийся – не совершенен. Какому бы делу вы ни решили посветить себя то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит».

Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способами работы с бумагой.

  1. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.

пальчиковая игра с пластилином «Горошина»

Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

Дети и родители берут кусочек небольшой пластилина, скатывают его в «горошину» и выполняют следующие манипуляции:

А) кладут «горошину» на одну ладонь и раскатывают её другой;

Б) берет горошину в щепоть и кладёт её между пальцами;

В) катают «горошину» двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

Мы горошину в двух пальцах помнём,

О горошине зелёной мы споём.

Г) кладут горошину на стол и катают её по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает упражнение словами:

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

Развлекай горошина детвору.

  1. Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у Волшебного квадрата».

Воспитатель приглашает родителей принять участие в занятии вместе с  детьми.

Тема: грибы (оригами)

Цели: учить детей складывать стороны квадрата, продолжать учить мастерить поделки из бумаги; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику. Оформлять свою работу.

Коррекционные цели: закрепить знания детей о грибах, обобщающее слово; учить подбирать определения.

Материал: готовый нарисованный фон леса (сделанный детьми ранее), прямоугольник 4*3 см красного и коричневого цвета, два квадрата белого цвета 4*3 см, гуашь белого цвета, ватные палочки (для нанесения мухоморам точек).

ХОД ЗАНЯТИЯ

 - ребята, сегодня к нам пришёл в гости ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК.

- а скажите, пожалуйста, почему этот квадратик называется волшебным?

- как вы думаете?

- надоело Квадрату сидеть дома. Заскучал он, думал, думал, чем бы ему заняться, и придумал для вас загадку:

Под кочкой крошка,

только шляпка, да ножка       (гриб)

- А какие вы грибы знаете?

И подумал квадрат: «Здорово бы было стать грибочком. Но как?»

- а давайте поможем ему?

Алгоритм выполнения оригами «Гриб»

Шляпка. Положите прямоугольник белой стороной к себе.

  1. Перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны (рис.1)
  2. Опустите верхние углы к линии перегиба.

Ножка. Положите квадрат белой стороной к себе.

  1. Отогните снизу полоску. Переверните деталь
  2. Перегните прямоугольник пополам книжкой, совмещая короткие стороны.
  3. Опустите короткие (боковые) стороны к линии перегиба.
  4. Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку. Подклейте обе детали. Переверните фигурку

Вариант. Из мухомора легко сделать подосиновик. Выполните действия 1-6 фигурки мухомора. Подклеить шляпку на ножке

9. согнуть уголки. Перевернуть фигурку.

10. гриб готов.

- Ребята, волшебному квадратику понравились наши работы, и он нам предлагает нам оформить выставку. (Работы помещаются на выставочный стенд). И предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберет грибы» (играют сначала дети, а потом родители)

Подводится итог занятия.

Список использованной литературы:

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн. 1. – 2 – е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009, - 224с.
  2. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений / сост. В.В.Москаленко. – Волгоград: Учитель, 2009ю – 219 с.
  3. Новоторцева. Н.В. Обучение письму в детском саду. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 160с.
  4. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать./С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина и др. – Ярославля: Академия развития, 2005. – 192с.
  5. Родительские собрания /авт.-сост. Л.Е. Кыласова – Волгоград: Учитель, 2013. – 146с.
  6. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2007. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

Мастер - класс"Наши пальчики играют - говорить нам помогают"...

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют"

Мастер - класс для родителей наши пальчики играют...

Мастер–класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем»

Мастер–класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Наши пальчики играют"

Цели: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2. Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук. 3. Показать у...

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют, в развитии речи нам помогают"

Все понимают важность и актуальность развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Но, в силу большой занятости, родителям редко удается найти время для развития моторики рук ребёнка. Это бол...

Мастер – класс для родителей «С пальчиками играем и речь детей развиваем»

Цель: создание условий направленных на развитие способностей у родителей использовать в совместной деятельности с детьми игры для мелкой моторики. ЗАДАЧИ: -познакомить родителей с понятием ...

Мастер-класс для родителей «С пальчиками играем»

Мастер-класс для родителей второй младшей группы «С пальчиками играем»...