МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Наши пальчики играют"
консультация

Цели: 
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 
2. Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук. 
3. Показать уровень развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия. 
4. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук. 
Форма проведения: мастер-класс 
Участники: воспитатели группы, родители, дети. 
Оборудование: выставка детских работ по оригами, памятка «Советы родителям» на каждого, работы, выполненные в технике оригами, художественные материалы (цветная бумага, клей, подготовленный детьми фон), пластилин для пальчиковой игры, дощечка для лепки, гуашь, стаканы с водой, ватные палочки, схемы складывания гриба, клей-карадаш. 
Предварительная работа: организация выставки работ, выполненная в технике оригами, оформление помещения, подготовка памяток для родителей.
Повестка собрания: 
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя). 
2. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно (вступление воспитателя) 
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 
4. Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у волшебного квадратика». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Наши пальчики играют"


Цели: 
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 
2. Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук. 
3. Показать уровень развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия. 
4. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук. 
Форма проведения: мастер-класс 
Участники: воспитатели группы, родители, дети. 
Оборудование: выставка детских работ по оригами, памятка «Советы родителям» на каждого, работы, выполненные в технике оригами, художественные материалы (цветная бумага, клей, подготовленный детьми фон), пластилин для пальчиковой игры, дощечка для лепки, гуашь, стаканы с водой, ватные палочки, схемы складывания гриба, клей-карадаш. 
Предварительная работа: организация выставки работ, выполненная в технике оригами, оформление помещения, подготовка памяток для родителей.
Повестка собрания: 
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя). 
2. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно (вступление воспитателя) 
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 
4. Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у волшебного квадратика». 
Ход собрания 
1. Выступление воспитателя. 
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи 
Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков. 
Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлеклись раним развитием детей по Г.Доману, и Н.Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времён и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно. Можно не научить читать детей до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. 
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия. 
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения: 
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательно, среднего, безымянного и мизинца. 
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу» 
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены в низ. 
«Музыканты» 
Я на скрипочке играю, 
Тили-тили, тили-тили. 
(левая рука - к плечу. Кистью правой руки имитируем игру на скрипке) 
Скачут зайки на лужайке, 
Тили-тили, тили-тили. 
(энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу.) 
А теперь на барабане, 
Бум-бум-бум, 
Трам-там-там 
(Энергичные удары ладонями по столу) 
В страхе зайки 
Разбежались по кустам 
(движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев) 

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. 
Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.. выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т.д. 
Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы. 
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности. 

2. Выступление воспитателя. 
Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно. 
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. 
С давних времён известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функция, а так же особое развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребёнка, развитая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. 
Это привело к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей старшего дошкольного возраста. 
Конструирование из бумаги по методу оригами – продуктивный вид деятельности. Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить их и т.д. коллективные работы находят своё место в оформлении интерьера группы и дошкольного учреждения. 
Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь. Боящийся – не совершенен. Какому бы делу вы ни решили посветить себя то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит». 
Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способами работы с бумагой. 

3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 
пальчиковая игра с пластилином «Горошина» 
Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость. 
Дети и родители берут кусочек небольшой пластилина, скатывают его в «горошину» и выполняют следующие манипуляции: 
А) кладут «горошину» на одну ладонь и раскатывают её другой; 
Б) берет горошину в щепоть и кладёт её между пальцами; 
В) катают «горошину» двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога: 
Мы горошину в двух пальцах помнём, 
О горошине зелёной мы споём. 
Г) кладут горошину на стол и катают её по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает упражнение словами: 
Катись, горошина, за окошко, 
Катись, горошина, к нам в лукошко. 
Ты катись, горошина, по столу, 
Развлекай горошина детвору. 

4. Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у Волшебного квадрата». 
Воспитатель приглашает родителей принять участие в занятии вместе с детьми. 
Тема: грибы (оригами) 
Цели: учить детей складывать стороны квадрата, продолжать учить мастерить поделки из бумаги; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику. Оформлять свою работу. 
Коррекционные цели: закрепить знания детей о грибах, обобщающее слово; учить подбирать определения. 
Материал: готовый нарисованный фон леса (сделанный детьми ранее), прямоугольник 4*3 см красного и коричневого цвета, два квадрата белого цвета 4*3 см, гуашь белого цвета, ватные палочки (для нанесения мухоморам точек). 
ХОД ЗАНЯТИЯ 
- ребята, сегодня к нам пришёл в гости ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК. 
- а скажите, пожалуйста, почему этот квадратик называется волшебным? 
- как вы думаете? 
- надоело Квадрату сидеть дома. Заскучал он, думал, думал, чем бы ему заняться, и придумал для вас загадку: 
Под кочкой крошка, 
только шляпка , да ножка (гриб) 
- А какие вы грибы знаете? 
И подумал квадрат: «Здорово бы было стать грибочком. Но как?» 
- а давайте поможем ему? 
Алгоритм выполнения оригами «Гриб» 
Шляпка. Положите прямоугольник белой стороной к себе. 
1. Перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны (рис.1) 
2. Опустите верхние углы к линии перегиба. 
Ножка. Положите квадрат белой стороной к себе. 
3. Отогните снизу полоску. Переверните деталь 
4. Перегните прямоугольник пополам книжкой, совмещая короткие стороны. 
5. Опустите короткие (боковые) стороны к линии перегиба. 
6. Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку. Подклейте обе детали. Переверните фигурку 
Вариант. Из мухомора легко сделать подосиновик. Выполните действия 1-6 фигурки мухомора. Подклеить шляпку на ножке 
9. согнуть уголки. Перевернуть фигурку. 
10. гриб готов. 
- Ребята, волшебному квадратику понравились наши работы, и он нам предлагает нам оформить выставку. (Работы помещаются на выставочный стенд). И предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберет грибы» (играют сначала дети, потом родители)
Подводится итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

Мастер - класс"Наши пальчики играют - говорить нам помогают"...

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют"

Мастер - класс для родителей наши пальчики играют...

Мастер–класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем»

Мастер–класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем»...

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют, в развитии речи нам помогают"

Все понимают важность и актуальность развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Но, в силу большой занятости, родителям редко удается найти время для развития моторики рук ребёнка. Это бол...

Мастер – класс для родителей «С пальчиками играем и речь детей развиваем»

Цель: создание условий направленных на развитие способностей у родителей использовать в совместной деятельности с детьми игры для мелкой моторики. ЗАДАЧИ: -познакомить родителей с понятием ...

Мастер-класс для родителей «С пальчиками играем»

Мастер-класс для родителей второй младшей группы «С пальчиками играем»...