Сенсорное развитие детей в раннем возрасте в соответствии с ФГОС
статья
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей раннего возраста
в соответствии с ФГОС
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.
Сенсорные ощущения могут быть разными:
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
Образовательные:
• развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
• развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
• воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
• формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие:
• развивать познавательные процессы;
• развивать мелкую моторику.
Цель работы: создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях семейного детского сада
Задачи:
- разнообразить развивающую среду в группе;
- развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.
Формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Составлен Перспективный план использования дидактических игр по развитию сенсорных эталонов детей раннего возраста.
Организована предметно – развивающая среда с различными дидактическими и игровыми пособиями обеспечивающая гармоничное развитие ребёнка.
Включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
Главными помощниками воспитателя являются родители. С родителями воспитатель взаимодействует каждый день используя формы: консультации; родительские собрания; анкетирование; индивидуальные беседы; конкурсы.
Родителям были предложены консультации:
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
«Как помочь ребенку в сенсорном развитии»
«С чего начинать обучение ребенка цветам?»
Папки – передвижки – «Сенсорные игры малышей», «Сенсорные игры своими руками».
Воспитатели в саду
Создают детям уют,
Сказки малышам читают,
Песенки для них поют,
Занимаются, играют
Прямо с самого утра.
Развиваться помогает
Сенсорная им игра.
Ведь сенсорика поможет
Научить детей всему:
Пирамидки собирать,
Цвет и форму различать,
Мозайку, пазлы собирать,
Посудкой в уголке играть,
И наши ручки развивать.
Счастливый, развитый и здоровый ребёнок – мечта любого родителя и наша цель!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного ...
Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный с...
Учебно-методические пособия для развития мелкой моторики,сенсорному развитию детей в раннем возрасте.
Дидактические игры "Разложи предметы в свои домики" по сенсорному развитию для детей раннего возраста. Актуальность применения - ребёнок в раннем возрасте должен различать не менее 6...
Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Роль предметно развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы ) с презентацией и фотографиями....
Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (из опыта работы)...
Презентация.Игровые технологии в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО.
Применение игровых технологийв развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО...
Рабочая программа для детей группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа для детей группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...