Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного развития. Содержание системы занятий с детьми. Тематический план встреч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-эмоциональное развитие
детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
В связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), педагог-психолог должен обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такие направления, как социально-коммуникативное и познавательное развитие. Педагог-психолог должен создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками соответствующим возрасту видам деятельности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
Известно, что условиями, движущими силами развития в целом и социального, коммуникативного, эмоционального развития, в частности, является социальная ситуация развития, взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, его собственная деятельность. Механизмом же является интериоризация, т.е. «вращивания» во внутренний, умственный план, в сознание дифференциации эмоциональных состояний, адекватной оценки своего эмоционального отношения к окружающей действительности и практическое взаимодействие ребенка с этой действительностью. Именно с этой точки зрения возможна взаимосвязь социального и эмоционального развития дошкольников.
Рассмотрение психологического понятия социально-эмоциональной сферы личности как основы двустороннего процесса усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой – нормы и правила общения с другими людьми, дает возможность выделить системообразующие ядро личности. Им является отношение к другому человеку, как к самоценности. Следовательно, на первый план выдвигается воспитание таких качеств, как доброта, честность, справедливость, взаимопомощь. Поэтому проблема взаимодействия, создание положительного внутреннего микроклимата в группе сверстников, формирование саморегулятивных и коммуникативных навыков на сегодняшний день остаются актуальными задачами работы педагога-психолога детского сада, что является обоснованным и запросами педагогов старших и подготовительных групп.
При разработке системы развивающих занятий, направленных на развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников мы ориентировались на положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать свое поведение.
Для осуществления этой работы нам необходимо организовать специальную деятельность:
- по изучению социально-эмоционального развития детей,
- по усвоению представлений детьми о нормах морали, регулирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, самому себе,
- оказание психологической и информационной помощи педагогам,
- оказание психологической и информационной помощи родителям.
С целью изучения социально-эмоционального развития детей использовались:
- методика исследования межличностных отношений (Рене Жиля, адаптированный вариант);
- методика изучения эмоционального отношения к моральным нормам, изучение социальных эмоций (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.);
- методики, направленные на определение уровня развития коммуникативных и регуляторных способностей (пособие «Диагностика готовности ребенка к школе» под ред. Н.Е.Веракса);
Так же нами была использован опросник для родителей «Эмоциональные отношения в семье» Е.И. Захаровой и тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин.
После проведения диагностического исследования и опроса родителей осуществлялся качественный анализ, определялись знания и умения ребенка, уровни социально-эмоционального развития.
Оценивание результатов диагностической методики по социально-эмоциональному развитию проходило на основании характера ответов детей. Анализ результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития до проведения экспериментальной работы показал что:
8 детей (40%) - уровень социально – эмоционального развития низкий: поведение детей неустойчиво, ситуативно. Хотя они имеют представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Дети испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение и т. д.
10 детей (50%) со средним уровнем развития у этих детей поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к прошлому своей семьи и т. д.
У 2 (10%) детей прослеживается высокий уровень: поведение и общение у этих детей устойчивое и положительно направлено. Дети хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения. Охотно вступают в общение. Умеют сами выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимают эмоциональное состояние людей, активно выражают готовность помочь. Нацелены на самостоятельность. Проявляют активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.
Исходя из результатов диагностического исследования и данных психолого-педагогической литературы, в проекте системы развивающих занятий направленных на развитие социально-эмоциональной сферы можно выделить два этапа:
I этап. Знакомство с базовыми эмоциями, выработка навыка произвольного воспроизведения эмоциональных состояний мимикой, движениями.
II этап. Формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия детей друг с другом, формирование целостного представления о своем «Я» и отработка коммуникативных навыков.
Содержание системы занятий
Формирование у ребенка представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний; понимания ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей; умения регулировать свои отрицательные эмоции. Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Структура занятия
Этап | Назначение |
Ритуал «входа» в занятие | Создать настрой на совместную работу |
Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились |
Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо |
Закрепление | Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка |
Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью |
Резюмирование | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся |
Ритуал «выхода» из занятия | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде |
Тематический план встреч
I этап. Знакомство с базовыми эмоциями, выработка навыка произвольного воспроизведения эмоциональных состояний мимикой, движениями. | II этап. Формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия детей друг с другом, формирование целостного представления о своем «Я» и отработка коммуникативных навыков. | ||
Рекомендуемая тематика занятий | Основные задачи | Рекомендуемая тематика занятий | Основные задачи |
1 занятие «Волшебная страна чувств» (диагностическое занятие – психоэмоциональное состояние детей) | - знакомство детей и психолога с группой, создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение; -участников исследование психоэмоционального состояния детей. | 12 занятие «Волшебные средства понимания» | - развитие у детей понимания и чувствования друг друга; - развитие эмпатии. |
2 занятие «Правители волшебной страны Чувств» | - развитие умения понимать эмоциональное состояние другого; - развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета; - гармонизация эмоционального состояния. | 13 занятие «Наше настроение» | - развитие понимания мимических выражений и выражения лица; - развитие эмпатии; - повышение самооценки; - развитие умения чувствовать партнера. |
3 занятие «Волшебная страна Чувств: чудесные краски» | - развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств; - развитие воображения, символических представлений; - гармонизация эмоционального состояния. | 14 занятие «Наши имена» | - идентификация ребенка со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»; - стимулирование творческого самовыражения. |
4 занятие «Знакомьтесь, это радость» | - расширение диапазона эмоций; - обучение технике выразительных движений; - снятие психо-мышечного напряжения; - развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств. | 15 занятие «Я и другие» | - развитие навыков общения; - повышение самооценки; - гармонизация внутреннего состояния. |
5 занятие «Во власти злости» | - расширение диапазона эмоций; - обучение детей отреагированию эмоций в конфликте; - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения; - гармонизация эмоционального состояния. | 16 занятие «Королевский дворец» | - закрепление знаний об эмоциях; - повышение самооценки; - гармонизация эмоционального состояния. |
6 занятие «Грустная история» | - расширение диапазона эмоций; - обучение технике выразительных движений; - формирование адекватных форм поведения. | 17 занятие «Деревья-характеры» | - раскрытие своего «Я»; - формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение. |
7 занятие «Ой, боюсь, боюсь, боюсь» | - расширение диапазона эмоций; - обучение технике выразительных движений; - формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния; - гармонизация эмоционального состояния. | 18 занятие «Мальчик, который не умел играть» | - показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми; - вскрыть и обсудить проблему понимания человека человеком. |
8 занятие «Этот удивительный мир» | - расширение диапазона эмоций; - обучение технике выразительных движений; - формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния; - формирование позитивного отношения ребенка к собственному «Я». | 19 занятие «Ребята, давайте жить дружно» | - развитие навыков бесконфликтного общения; - развитие умения договариваться друг с другом; - развитие умения благодарить. |
9 занятие «Простите меня» | - расширение диапазона эмоций; - обучение технике выразительных движений; - формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния; - гармонизация эмоционального состояния; - развитие умения выражать свои чувства. | 20 занятие «Капризка» | - разрядка агрессивных импульсов; - актуализация упрямства; - коррекция упрямства. |
10 занятие «Интересненько» | - расширение диапазона эмоций; - обучение технике выразительных движений; - развитие творческого мышления и воображения; - гармонизация эмоционального состояния. | 21 занятие «Ссора» | - обучение детей отреагированию эмоций в конфликте; - формирование адекватных форм поведения в конфликте. |
11 занятие «Наши чувства и эмоции» | - формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния; - снятие психоэмоционального напряжения; - развитие умения выражать свои чувства; - обучение способам регуляции эмоционального состояния. | 22 занятие «Эмпатия» | - развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности; - осмысление трудностей общения между людьми. |
23 занятие (итоговое) тема: «Волшебная страна чувств – путешествие к волшебнику» | Задачи: - подведение итогов занятий; - гармонизация эмоционального состояния. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...
СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, бе...
План работы по социальному – эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...
Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание: 1. Введение……………………………………………………………………...
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...