Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО
консультация (младшая группа) на тему
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_1.docx | 231.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 34 "Колосок" города Белово"
Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО
Выполнила: Панфилова Л. В.
2016 год
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
1. Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста
Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Известно, что сюжетноролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой. Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетноролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства: приемы, направленные на формирование игры; приемы, связанные с формированием инициативы и творчества; приемы, направленные на формирование взаимоотношений. Технология Н.Ф. Тарловской У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей. Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим действиям. Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним взрослым. Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути она предлагает совершать игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки: «понарошку» покормить малыша, вымыть ему руки, измерить температуру, покатать на машинке и пр. Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха, радости, удовлетворения.
Принять на себя роль – значит суметь вообразить и отобразить себя кем-то другим (мамой, папой, доктором, поваром). Для ребенка данная ситуация является довольно сложной. Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда очевидна и основная задача педагога – подготовка детей к принятию роли. Среди авторов современных педагогических технологий также выделяются: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д. Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре. Используются такие термины «руководство», «формирование», «управление» игрой (Н.Я. Михайленко). «Руководство игрой» – тип педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности. «Управление» – косвенные методы воздействия на игру. «Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве. Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры, начиная с детей раннего до старшего дошкольного возраста. Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. Формирование ролевого поведения детей в игре. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной). Группа педагогов – исследователей под руководством С. Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Комплексный метод включает следующие компоненты: планомерное обогащение жизненного опыта; совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений; своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода. Т.М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т.М. Бабуновой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры.
Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие приемы руководства:
обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности; исполнение воспитателем главной роли; организация игр по сюжету, разработанному воспитателем; внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; сюрпризное появление игрушки; создание воображаемой ситуации; совет, напоминание; обновление игровых уголков; введение игрового тренинга, правил поведения; разыгрывание воображаемой ситуации; внесение образных игрушек. Таким образом, проанализировав теоретические основы современной педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать следующие выводы: Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений; Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли; В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью. И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы.
2. Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО
Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности малышей: Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры детей, другими видами деятельности. Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетноролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, играть самостоятельно, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.
В составлении перечня методов и приемов, способствующих развитию сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста, использованы рекомендациями Михайленко Н.Я., Тарловской Н.Ф., Бабуновой Т.М., Турченко В.И. и др. авторов.
Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры. Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет ведущую роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);
Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);
Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.Л.);
Игра в телефон (Н. Палагина);
Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни детей в детском саду; Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений.
Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н.Ф. Тарловская);
Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н.Я.); Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера) (Михайленко Н.Я.);
Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; Создание разновозрастных игровых триад (В.И.Турченко).
Косвенные приемы руководства
Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т.М. Бабунова);
Изменение игровой среды (С. Новоселова);
Наблюдение, экскурсия;
Создание воображаемой ситуации (Т.М. Бабунова);
Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...
Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Роль предметно развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы ) с презентацией и фотографиями....
Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (из опыта работы)...
Доклад "Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС "
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и ...
Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДОУ
обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности...
Презентация.Игровые технологии в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО.
Применение игровых технологийв развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО...
«Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста»
С первых дней пребывания детей в детском саду мы организуем их процесс самообслуживания. Так как ведущим видом деятельности детей является игра, наша задача именно че...