«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
консультация (младшая группа)
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский.
Цель развитие координации движений, мелкой моторики рук посредством нетрадиционного оборудования.
Задачи:
- Развитие зрительного, слухового восприятия,
- Развитие тактильной чувствительности рук детей.
- Формирование познавательной активности и коммуникативных качеств.
- Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения во время игры.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Почти все игры с использованием нетрадиционного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Использование стихов в играх нестандартного оборудования позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи сказки, загадки привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Игры с нетрадиционного оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает развивать мелкую моторику малышей.
В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают дидактические упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
Упражнения с цветными камешками:
Дети раскладывают цветные камешки под стихотворение:
Огород
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год
Цветной куб
Это многофункциональный дидактический куб из решёток для раковин, включает в себя различные вариации игр Детям нравится шнуровать, играть с прищепками, с верёвками (Они пытаются плети, делать узелочки. Очень любят играть с ленточками (Они разной длины и цвета).
Ворсистый коврик
Ребята поглаживают ворсистый коврик, делая пальчиками определённые шаги.
Шёл мишутка –
Топ, да, топ!
Вдоль звериных тайных троп
Но устал и сел на пень
И ему подняться лень!
Игра с платочками
Прятки
Дети любят играть с платочками. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Упражнение можно проводить как одной так и двумя руками.
Мама и дочка стирают платочки
Вот так, вот так,
Постирали и отжали
Ох, немножечко устали!
Мама и дочка стирают платочки
Вот так, вот так,
Постирали и отжали
Ох, немножечко устали!
Упражнение с решеткой для раковины.
Решетка состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря:
1.В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
И ещё одно упражнение Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
2. Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?"
Игра с бусами
Использую различные бусы, которые дети навевают на шнурочки как в деревянном исполнении так и из окрашенных макаронных изделий
Бусы
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала,
Бусы я перебираю,
свои пальцы развиваю.
Перебирают бусы в руках.
Упражнение с цветными пробками.
Родители принесли много разноцветных крышечек и пробочек из под майнеза, кетчупа, которые мы используем как сухой бассейн, учимся расскладывать по цветам.
А ещё Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Игра с бельевыми прищепками
Во время игры с бельевыми прищепками
1.На спинке иголки, длинные, колкие,
А свернется в клубок - ни головы, ни ног.
2. Колкую, зелёную срубили топором,
Красивую, зелёную принесли к нам в дом
(На зеленые картонные треугольники и на ёжики дети выбирают прищепки и возвращают елке и ежику иголки)
Ой, у елки иголки колки!
Ой, у ёжика тоже колки иголки!
Игра со счётными палочками
Для малышей предлагаю разноцветные палочки и баночку с прорезями,
Цапля ходит по болоту
Будто ищет там кого-то.
Ой, боюсь, что эта цапля
Лягушонка хочет
Сцапать!
Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.
Игра с резиночками для волос
1-й вариант
Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант
Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Игра с массажными мячиками
Ёжик (Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно приговаривая стихотворение)
- Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
(потом ребёнок гладит их ладошками со словами):
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
2.Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Разноцветная фасоль
Также в своей работе использую красную и белую фасоль
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей
Игра с бигуди
И обыкновенные бигуди и шишки, грецкие орехи, даже зубные щётки
Самокат, самокат, Дети катают бигуди между
Самокату очень рад! ладонями вперёд-назад, руки
Сам качу, сам качу держать перед собой.
Самокат куда хочу!
Упражнения с шишками
Мишка с шишкою играет,
между лап ее катает,
медвежата все хохочут,
шишки лапы им щекочут,
колются не больно,
малыши довольны.
Игра с зубными щётками
Плывёт зубная щётка, Растирают щеткой подушечки
Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой
Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца
По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей "Использование дидактических игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
Нетрадиционная форма работы с родителями, которая позволяет познакомить родителей с понятием дидактических игр и способами их организации в домашних условиях, с целью развития мелкой моторики....
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр
Одним из эффективных методов работы по развитию мелкой моторики являются дидактические игры.Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, созданных специально для активного обучения и в...
Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»
Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...
Практическая консультация "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования"
Цель:Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.Задачи:1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;2. Расширить предст...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования.
В настоящее время актуальна данная тема. В наше время большое количество детей имеют различные нарушения речевого развития. И чтобы речь развивалась, необходимо уделять большое внимание развитию мелко...
Статья «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
@font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0...
Статья «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Рекомендации родителям«Развитие мелкой моторики у детей раннеговозраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»...