Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования.
статья

Денисова Наталья Михайловна

В настоящее время актуальна данная тема. В наше время большое количество детей имеют различные нарушения речевого развития. И чтобы речь развивалась, необходимо уделять большое внимание развитию мелкой мотрики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи.

 В настоящее время очень актуальна данная тема.

В нынешнее время большое количество детей имеют различные нарушения речевого развития. И чтобы речь развивалась, необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики.

 Множество исследований доказывают, что развитие мелкой моторики положительным образом влияет на речь. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.». А это значит: чем больше ребёнок умеет, хочет или стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга двигательная область речевая расположены совсем рядом. Именно этот факт и привёл учёных к заключению, что тренировка пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка.

Развитие мелкой моторики и мыслительных процессов развиваются параллельно. Поэтому, чем выше двигательная активность пальцев рук ребёнка, тем лучше развивается и его речь. Совершенствуя мелкую моторику, мы совершенствуем речь ребёнка.

Все мы знаем, что основной вид деятельности дошкольника - это ирга, поэтому и развитие мелкой моторики должно происходить в игровой форме.

Развитие мелкой моторики происходит при играх с мозаикой, конструктором, шнуровками, застёжками, при раскрашивании, штриховании картинок, работе с ножницами, массаже пальцев рук….

Можно ещё использовать для игры и нестандартное оборудование: прищепки, шестигранные карандаши, платочки, орехи, шишки, крупу, зубные щётки, счётные палочки, массажные мячики, мячики «Су-Джок».

Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные:

Массаж специальным шариком. Массаж эластичным кольцом.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей; круговые движения шарика между ладонями перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; вращение шарика кончиками пальцев; сжимание шарика между ладонями; сжимание и передача из руки в руку; подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов.

Игры с массажными мячиками или мячиками «Су-Джок»

Я мячом круги катаю,

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошку

И сожму его немножко

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк,

Мяч летает между рук.

На запоминание дней недели есть такая пальчиковая гимнастика:

Мышка мылом мыла лапки,

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно,

Самый грязный был наверно.

Безымянный тёрла пастой,

Сразу кожа стала красной,

А мизинчик быстро мыла,

Очень он боялся мыла!

Рассказывая данное стихотворение, можно использовать пружинки с мячика «Су-Джок».

Игры с платочком.

«Стирка». Дети имитируют процесс стирки.

 «Проглот - Бегемот». Ребёнку необходимо собрать с помощью пальцев одной руки платок в кулак.

Я проглот-бегемот.

У меня огромный рот.

Твой платок я скушал. Вот!

И теперь у проглота

Брюхо как у бегемота.

«Паучок»

Вот сидит паучок, он собрал платок в пучок.

Массаж пальчиков с помощью «Зубной щётки».

Плывёт зубная щётка, как по морю лодка,

Как по речке пароход, по пальчикам она плывёт.

Игры с резиночками для волос.

Надевание резиночек на пальцы по образцу.

Для достижения желаемого результата необходимо, чтобы не только в ДОУ развивали у детей мелкую моторику, но и родители дома уделяли время для игр с пальчиками.

Рекомендации для родителей.

Играйте с детьми в пальчиковые игры, используйте нетрадиционное оборудование в играх.

Приобретайте массажные мячики и мячики «Су-Джок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Развитие психических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование игрового оборудования "Пертра"

Развитие познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие;  повышение уровня развития внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуник...

«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с использованием игр из подручного материала

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: «Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как подготовить его к школе?». Мы останавливаемся на одном из аспектов этой проблемы: ...

"Синельная проволока как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе нетрадиционной продуктивной деятельности"

   Развитие мелкой мотрики детей дошкольного возраста, одно из приоритетных направлений в дошкольном образовании. Синельная проволока является универсальным и доступным материалом для...

Консультация для родителей и педагогов. Развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных предметов. «Руки не боятся скуки»

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенк...

Выступление "Развитие мелкой моторики детей среднего возраста, посредством использования нетрадиционного приёма обучения - камешков Марблс"

Камешки Марблс – это особый дидактический материал, идущий так сказать от потребностей малышей. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка. Заставляет возвращаться к материалу и пол...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДРАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДРАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯАннотация: Автор обозначает значимостьразвития у детей мелкой моторики в перио...