Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Одним из эффективных методов работы по развитию мелкой моторики являются дидактические игры.
Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, созданных специально для активного обучения и воспитания детей.
Дидактические игры способствуют:
Ø развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности, выработке умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;
Ø обогащению речи детей: пополнению и активизации словаря;
Ø социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, и пр.
Нетрадиционные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук позволяют решать как дидактические задачи, поставленные перед воспитателем (обучение детей чему-либо), так и развивать мелкую моторику детей, о плюсах совершенствования которой будет указано в главах ниже. Кроме того, они содержат в себе все плюсы дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 50.67 КБ |
prezent.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века детей с данной проблемой было около 17%, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (по данным М.Е. Хватцева) [8, 32]. Это связано с тем, что менялся окружающий детей мир, в том числе предметы обихода и элементы одежды. Еще в ХХ веке не было обуви и одежды на липучках. Однако были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики. Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. Сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает.
Одним из эффективных методов работы с этой проблемой являются дидактические игры.
Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, созданных специально для активного обучения и воспитания детей.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности, выработке умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;
- обогащению речи детей: пополнению и активизации словаря;
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, и пр.
Нетрадиционные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук позволяют решать как дидактические задачи, поставленные перед воспитателем (обучение детей чему-либо), так и развивать мелкую моторику детей, о плюсах совершенствования которой будет указано в главах ниже. Кроме того, они содержат в себе все плюсы дидактических игр.
Таким образом, тема курсовой работы актуальна, в особенности, в нынешнее время усовершенствования предметов быта и различного рода приспособлений.
Объект исследования: развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Цель исследования: изучить вопросы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста через организацию нетрадиционных дидактических игр.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «мелкая моторика рук»; выделить особенности развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста;
- охарактеризовать нетрадиционные дидактические игры;
- определить методику руководства нетрадиционными дидактическими играми;
- разработать нетрадиционную дидактическую игру по развитию мелкой моторики рук у детей первой младшей группы.
Методы исследования: изучение учебно-методической литературы на основе анализа, синтеза, обобщение информации по теме исследования.
Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи [8, 127].
Крупная моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, т.е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее [8, 127].
Мелкая (тонкая) моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук [9, 15]
Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [4, 12].
Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Мелкая и крупная моторика развиваются параллельно, так как многие действия требуют координации обоих видов двигательной активности.
Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни [3, 112].
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
- в связи с развитием познавательных способностей;
- в связи с развитием речи;
- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними». [10, 89]
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка [10, 91].
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Развитию мелкой моторики уделяется внимание с первых месяцев жизни ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [3, 43].
Организованные движения рук формируются у ребенка постепенно на протяжении первого - второго полугодия жизни, прежде всего в результате развития действий с предметами.
Ученые установили ведущую роль зрительного анализатора в развитии движений руки. Исследование зрительных реакций младенцев с помощью точной аппаратуры, проведенные в последнее десятилетие, показали, что развитие органов чувств малыша, в том числе осязания и кинестезии, лежащих в основе движения рук, осуществляется при ведущем участии зрения. Наиболее ранняя функция зрения - отражение объектов - делает зрительный анализатор центральным аппаратом в познании движения [11, 13]. Через восприятие движения происходит, как это показал И.М. Сеченов, отражение пространственно-временных характеристик реального мира.
Движение, осуществляя практический контакт - «реальную встречу» руки с внешним объектом, подчиняется его свойствам: ощупывая предмет, рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует «слепок» в мозгу.
А.Н. Леонтьев писал: "сетчатка обученного глаза" - это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначально научившегося у руки. В отличие от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния, которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жестко не определяется и не контролируется: ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора, какое он оказывает движущейся по нему руке» [6, 168, 169].
Это позволяет понять сложность взаимосвязей анализаторов, взаимодействие зрительно-тактильно-кинестических связей. «Глаз учит руку - рука учит глаз» [12, 89].
У ребенка умение направлять движения своих ручек к предмету и его ощупывание возникают лишь только на 4 месяце. Хватание предмета возникает между 5 и 6 месяцами жизни. Развитие руки как анализатора, начинается с появления у ребенка ощупывающих движений. Рука движется здесь не за предметом, а по предмету [3, 45].
С ощупывания начинается интенсивное развитие движений ребенка. К 5 месяцам у него формируется акт хватания, в котором объединяются два движения: направление руки к предмету с его ощупыванием и рассматривание своих ручек.
Акт хватания связан с образованием зрительно-двигательных координации, и он представляет первое направленное действие, также являясь важным условием развития разнообразных манипуляций с предметом.
К 6 месяцу - ребенок самостоятельно переходит из лежачего положения в сидячее. Это позволяет ребенку следить глазами за движением рук с предметом.
В 7 месяцев - происходит захватывание предмета почти мгновенно. Акт хватания совершается с противопоставлением большого пальца остальным.
На протяжении второго полугодия жизни ребенка особенно интенсивно развиваются его ручные движения. Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова указывают, что с появлением повторных движений начинается новая фаза в развитии движений [3, 47].
Сначала появляется похлопывание - ребенок ударяет по предмету чем- либо, затем перекладывание предмета из руки в другую руку. Возникают цепные движения, т.е. такие, в которых несколько различных движений следуют одно за другим.
В процессе формирования у ребенка повторных и цепных движений складываются представления о свойствах предметов и возможном действии с этими предметами. В дальнейшем ребенок учится манипулировать двумя предметами одновременно, у него появляются первые функциональные действия с этими предметами.
К концу 1-го года жизни происходят существенные изменения в развитии действий ребенка. Приблизительно в 10-11 месяцев дети проделывают с игрушками те действия, которые показывают им взрослые.
Эти действия происходят сначала в совместной деятельности со взрослым, позже на основе этих действий - появляются самостоятельные действия.
На начальном этапе развития действия ребенка связаны не с предметами, а с единичной вещью, на которой был показан и усвоен способ действия с ней. Первые функциональные действия - это еще не собственно предметные действия. В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи - как основному средству общения взрослого с ребенком.
Формирование действий в раннем детстве тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.
I этап - «манипулятивная деятельность».
II этап - зрительная ориентировка. Форма фигурок, основа для ориентиров, по которым ребенок устанавливает возможные действия с предметом. Что с этим можно сделать - главный вопрос ориентирования в предмете.
Выделяют 2 вида действий с предметами у детей раннего возраста:
1. действие с предметами - орудиями. Действия на основе ориентирования в особенностях самих предметов и условиях их использования. Например, в таком движении, как питье молока из чашки. Все действия направлены на форму чашки и наличие в ней молока.
2. действия с игрушками, обладающими большей функциональностью, допускающими свободу действий с ними. Один и тот же предмет может выступать как предмет-орудие и как игрушка. Кубик позволяет производить с ним разные действия, как орудие действия - конструктор, как кружка молока.
В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат [10, 94].
Учёные считают, что наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия – это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой). Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку – найти её вторую часть и т.д.), с удовольствием дети откручивают винтовые крышки, как маленькие, так и большие, соединяют предметы, например, закручивают бутылку крышкой. Таким образом, ребёнок должен соотнести предметы по размеру (величине) и форме. То есть, ребенок совершает действия под контролем зрения. К 15 месяцам ребенок способен собирать пирамиды, как с кольцами, так и с геометрическими формами вместо круглых колец.
Орудийные действия – это действия, в процессе которых один предмет – «орудие» (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет. Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого [8, 119].
Самые любимые и важные для развития руки и мозга игры – с песком, водой и глиной. При этом важно прививать ребёнку необходимые гигиенические навыки (учить мыть руки с мылом, вытирать, поочерёдно массируя все пальцы), превращая каждую процедуру в радостную и полезную игру.
В этом возрасте очень важны книжки – раскладушки, так как малышу легче научиться листать книгу с твёрдыми картонными страницами. Дело в том, что ребенок переворачивает сразу все страницы книги, а не по одной до 17, а то и до 20 месяцев. Взрослый вместе с ребёнком рассматривает картинки в книге, называет изображённых персонажей, читает короткие тексты. Речевой контакт открывает малышу новый мир. Однако учёными замечено, что в сознании ребёнка данного возраста глубоко зафиксированными оказываются только названия тех предметов, которые «прошли» через его руку, его действия. Многие дети очень уверенно держат карандаш и с удовольствием рисуют каракули, умеют держать чашку и пить из нее, держат ложку и пробуют самостоятельно кушать ею, разворачивают завернутые в бумагу предметы.
К концу второго года жизни, как правило, все дети умеют переворачивать страницы книги по одной, даже тонкие бумажные, ставить несколько кубиков друг на друга — строить башню и выстраивать кубики в ряд — стоить стену. Как правило, дети с удовольствием разрывают бумагу, даже плотную, засовывают мелкие предметы в маленькие отверстия, скажем фасоль в бутылку, любят выливать жидкость из посуды на пол, а так же переливать из одной емкости в другую.
На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕТРАДИЦИОННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [5, 116].
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.
Дидактическая игра как метод обучения представлена в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в процессе игр-занятий чередуется с вопросами, указаниями, объяснениями, показом, Основой таких игр служит игровой сюжет, разнообразные игровые действия [13, 189].
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Процесс обучения приобретает эмоционально-познавательный характер. Обучение происходит в процессе активной и интенсивной для детей игровой деятельности. А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» [13, 186].
Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.
Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Ей присущи две функции в процессе обучения. Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания [7, 48]
Основные особенности дидактических игр:
- Дидактические игры - это обучающие игры.
- Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
- Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
- Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
- Дидактические игры имеют своеобразную структуру.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя.
По содержанию дидактические игры можно разделить на:
- математические
- сенсорные
- речевые
- музыкальные
- природоведческие
- для ознакомления с окружающим
- по изобразительной деятельности
Математические игры направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями. Игры природоведческого характера способствуют воспитанию у детей любви к природе. Дидактические игры по изобразительной деятельности были внедрены в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений сравнительно недавно, но их значение очень велико для развития дошкольников, формирования у них знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности. Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:
- словесные
- настольно-печатные
- с предметами и игрушками
- с картинками
- компьютерные дидактические игры
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п.
Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.
Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. К настольным играм относятся разнообразные игры:
- пособия, типа картинок, предметного лото, домино, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.);
- игры, требующие двигательной активности, сноровки (Летающие колпачки», «Гусек», «Попади в цель» и др.);
- игры типа мозаики;
- настольно-двигательные игры («Бильярд», «Хоккей»);
- интеллектуальные - шашки, шахматы, игры-головоломки.
Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров.
Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса.
Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:
- игры-путешествия
- игры-предположения
- игры-предположения
- игры-поручения
- игры-загадки
- игры-беседы
- подвижно-дидактические игры
Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими [11, 91].
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры-предположения «Что было бы..?», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия[11, 93].
Игры-загадки - в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Как известно, содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир, в них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. («Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Путешествие», «Сундучок с секретом» и другие).
Игры-беседы (диалоги). Основа игр - общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.
Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях - «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие», «Отгадай загадку - покажи отгадку» и другие [8, 126].
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:
- коллективные
- групповые
- индивидуальные
Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.
Кроме того, дидактические игры могут быть традиционными и нетрадиционными.
Оба этих вида выполняют идентичные функции, однако ценность нетрадиционных дидактических игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, как старшим дошкольникам, так и младшим дошкольникам, и детям раннего возраста. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости.
Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный приём для расширения и закрепления полученных ими знаний на занятии в детском саду. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.
Нетрадиционная дидактическая игра, как и любая другая дидактическая игра, имеет определенную структуру. Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют следующие структурные компоненты нетрадиционной дидактической игры:
- дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;
- содержание игры
- игровые правила;
- игровые действия;
- окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент нетрадиционной дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в нетрадиционной дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п.
Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В нетрадиционной дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если нетрадиционная дидактическая игра организуется вне занятия, игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры [12, 131].
Нетрадиционные дидактические игры бывают также нескольких видов. Они различаются по образу действия и подразделяются на две основные категории: самомассаж кистей и пальцев рук и игры с пальчиками с использованием разнообразного материала.
Самомассаж осуществляется с использованием различных предметов, например, таких, как грецкие орехи, карандаши, специальные массажные щетки.
В играх с пальчиками используются различные виды материала – бросовый, природный, хозяйственно-бытовой. К данной категории нетрадиционных дидактических игр относятся, например, тестопластика, пластилинография, нетрадиционные методы рисования (пальчиками, ладошкой, по «по мокрому», монотипия и др.), игры с песком и водой, тренажеры с прищепками, игры с крупой, косточками фруктов, пуговицами, пробками.
Нетрадиционные дидактические игры хороши тем, что:
- во-первых, способствуют развитию фантазии и воображения ребенка, а также способствуют развитию творческих задатков;
- во-вторых, изготовление подобного рода игр позволяет воспитателю или родителю проявлять свои креативные способности;
- в-третьих, они не требуют особых затрат, так как могут быть созданы из бросового или ненужного материала, таким образом, даруя вещам вторую жизнь;
- в-четвертых, нетрадиционная дидактическая игра может быть изготовлена с учетом пожеланий или особенностей ребенка.
4. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НЕТРАДИЦИОННЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Нетрадиционные дидактические игры, как и обыкновенные дидактические игры, организуются по плану в часы занятий. Игры вносятся воспитателем эпизодически. В плане предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
В руководстве нетрадиционной дидактической игрой применяются различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. Однако для эффективности и результативности занятий с детьми во время дидактических игр, необходимо постоянно поддерживать у детей интерес к игре. Для этого воспитателю необходимо являться участником игры, причем активным и подавать детям пример поведения, грамотно соблюдать правила и порядки игры.
Нетрадиционная дидактическая игра, как и любые другие дидактические игры кратковременны и составляют примерно 15-20 минут времени, поэтому воспитателю очень важно создать такие условия для игры детей, при которых бы умственная активность играющих детей и интерес к поставленной задаче не снижались.
Еще более важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить ситуации, при которых бы активным участником игры был только один ребенок, а другие лишь наблюдателями. То есть желательно исключить вызов детей по очереди, поскольку пока один ребенок думает над заданным ему вопросом, большинство остальных не заинтересованы в решении поставленной задачи и лишь пассивно ждут своей очереди, что вызывает быстрое утомление игрой. Поэтому при организации игры, например, с ответом по очереди, необходимо сначала задавать вопрос всей группе, что активизировать внимание всей группы, а затем спрашивать либо детей, желающих ответить, либо на усмотрение воспитателя.
Как и любая другая игра, нетрадиционная дидактическая игра требует индивидуального подхода к каждому ребенку, поскольку в ней проявляется его характер и способности, уровень развития. Поэтому воспитателю необходимо обращать внимание на уровень сложности предлагаемых задач в соответствии со способностями ребенка. Кроме того, как уже было указано выше, необходимо работать с ребенком в соответствии с особенностями его характера и мировосприятия. Особого внимания заслуживает работа со стеснительными детьми, поскольку молчание со стороны ребенка в ответ на вопрос воспитателя далеко не всегда означает, что ребенок не знает правильного ответа или не хочет отвечать – такое поведение может быть обусловлено его отношением к окружающим: ребенок просто-напросто может быть стеснительным и чувствовать себя некомфортно при обращении на него излишнего, на его взгляд, внимания. Таким детям необходимо помогать преодолевать смущение, подбадривать, одобрять и социализировать, то есть как можно чаще вызывать, чтобы преодолеть робость [13, 115].
Дидактические игры в группах раннего возраста рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. [2, 21]
Результативность дидактических игр в целом, и нетрадиционных дидактических игр, в частности, во многом зависит от методики их организации и проведения.
Б.П. Никитин условно делит дидактическую игру на три этапа. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть [13, 112].
В группах раннего возраста в дидактических играх используют интерес детей к неожиданному появлению и исчезновения предметов, к смене действий, к поиску предметов, отгадыванию. [2, 23]
На втором этапе воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.
На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Организация дидактических игр осуществляется педагогом, по мнению Е.И. Удальцовой, в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ [13, 115].
Руководя игрой, воспитатель использует различные средства воздействия на детей и сам выполняет соответствующие роли. Порой он становится прямым участником игры, а иногда через роли, игровые действия, игровое правило незаметно для детей, направляет игру, поддерживает инициативу детей, радуется их победам. Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель должен отмечать их поступки.
Самостоятельно дети могут играть в нетрадиционные дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всей группой. Они закрепляют, систематизируют знания.
Огромную роль в дидактических играх имеют правила. Именно благодаря правилам данный вид игр открывает большие возможности для воспитания у детей умения жить и действовать в коллективе, умение подчинять свое поведение нормам. Необходимость соблюдать правила в условиях коллективной игры побуждает каждого ребенка соотносить свои действия с деятельностью других игроков, способствует возникновению общих интересов, а потому является важным условием формирования общественных черт в поведении детей.
5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дидактическая игра имеет множество преимуществ: в первую очередь, это системное развитие детей – интеграция развития мелкой моторики, сенсорики, воображения и творчества детей. Однако немалым преимуществом данного вида игры выступает возможность ее самостоятельного изготовления – с учетом возраста, особенностей и интересов ребенка. Кроме того, в качестве материала для ее изготовления можно использовать практически все, что угодно, главным является лишь критерий безопасности. Таким образом, самостоятельно изготовленная нетрадиционная дидактическая игра имеет два больших плюса – эффективность и недорогая стоимость.
Представим нетрадиционную дидактическую игру по развитию мелкой моторики рук «Цветная мозаика», предназначенную для работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Для изготовления игры понадобились:
- крупные арбузные семяна;
- тыквенные семечки;
- фасоль;
- специальная (безопасная) цветная краска в балончиках (три цвета);
- стаканчики-непроливайки с крышками цветов, идентичных будущему окрасу семечек и фасоли;
- доска с пластилином;
- фотографии-схемы (См. Приложение 1).
Сушеный горох, семечки и косточки раскрашиваются с помощью специальной безопасной краски в балончиках в разные цвета. После просушки и принятия вышеперечисленными элементами нужного вида, семечки, косточки и горошек выкладываются в несколько орнаментных схем. Узоры сфотографируются с целью дальнейшего их использования детьми в качестве образца (см. Приложение 2).
Для удобства, выкладывания детьми узоров на дощечки тонким слоем наносится пластилин.
Собственно, игра готова.
Для детей раннего возраста игра используется следующим образом. Перед детьми ставятся стаканы-непроливайки и перемешанные косточки, семечки и горошек разных цветов.
Воспитатель предлагает детям подумать, к какому стаканчику относятся какие косточки (горошек, семечки) и разложить их правильно.
После того, как дети справятся с заданием, им предлагается назвать цвета и перечислить предметы такого же цвета.
Для детей старшего дошкольного возраста игра может носить следующую форму. Детям даются схемы орнаментов и дощечки с пластилином, предлагается выложить орнамент на дощечке в соответствии с образцом на фотографии.
После выполнения задания, детям предлагается перечислить названия предметов, начинающихся на ту же букву, что и название цвета (например, зеленый – змея, закат, зайчик, зал и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моторика — совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений.
Различают крупную и мелкую моторику. Крупная моторика предоставляет людям способность выполнять различные действия руками, ногами, телом. На базе крупной моторики развивается и совершенствуется мелкая моторика. Она служит совершенствованию возможности осуществлять четкие и верные движения, которые помогают работать с маленькими предметами.
Развитие мелкой моторики у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.
В первый месяц жизни ручки младенца обычно сжаты в кулачки. В течение последующих 6 месяцев он учится раскрывать и сжимать кулачки, потом замечает свои ручки и с интересом начинает рассматривать их, может держать игрушку одной рукой и трясти ее. К 6 месяцам ребенок умеет соединять руки по средней линии тела, дотягиваться до игрушки и хватать ее, держать игрушку обеими руками.
В возрасте от 6 до 12 месяцев малыш совершенствует приобретенные навыки. Сначала ребенок захватывает предмет всей рукой (ладонный захват), затем большим, указательным и средним пальцами и, наконец, берет его кончиками большого и указательного пальцев (пинцетный захват). Малыш начинает показывать указательным пальцем на игрушки, предметы, людей.
На втором году жизни продолжается развитие мелкой моторики, движения становятся более четкими, целенаправленными, уверенными. Под конец второго года дети обычно уже умеют строить башни из кубиков, выкладывать их в ряд, активно работают с мелкими предметами, могут переливать воду из одной емкости в другую.
К третьему году такая деятельность становится ведущей.
Развитие мелкой моторики можно осуществлять с помощью разнообразных методов, но особое место в ее развитие занимают дидактические игры, поскольку, во-первых, они оказывают комплексное влияние на развитие ребенка, во-вторых, обучают в процессе игры, благодаря чему вызывают у детей интерес и положительные эмоции.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Специфика дидактической игры заложена в ее структуре, которая включает в себя:
- дидактическая задача, состоящая из игровой и обучающей;
- игровые правила;
- содержание игры;
- игровые действия;
- результат игры, подведение итогов.
Одним из видов дидактических игр является нетрадиционная дидактическая игра.
Руководство нетрадиционной дидактической игрой осуществляется так же, как и руководство любой другой дидактической игрой – используются различные методы руководства игрой, воспитатель организует игру таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес у детей к игре, привлекать внимание и одушевлять стеснительных детей, организовывать игру с учетом способностей каждого ребенка, таким образом, осуществлять индивидуальный подход. Руководя игрой, воспитатель, помимо всего прочего, должен также выполнять соответствующие роли – иногда он должен становиться прямым участником игры, а иногда через роли, игровые действия, игровое правило незаметно для детей, направлять игру, поддерживать инициативу детей, радоваться их победам.
В данной работе раскрыты особенности изготовления нетрадиционной дидактической игры по развитию мелкой моторики рук для детей раннего возраста. Данная игра изготавливается очень просто с помощью подручных материалов - арбузных семян, тыквенных семечек, фасоли, а также специальной безопасной краски в баллонах и стаканов-непроливаек.
Данная игра позволяет решить следующие задачи:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие сенсорики;
- развитие воображения и творчества.
Данную игру можно использовать как с детьми раннего возраста, так и с детьми других возрастных групп дошкольного детства.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М., 1991.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
- Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте. - М., 2008.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.- М., 1973.
- Кругликов В.Н. Методы активного обучения. – М., 1998.
- Леонтьев К.С. Проблемы развития психики. - М., 1981.
- Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. – М., 2001.
- Павленко И. Развитие мелкой моторики рук. – М., 2009.
- Словарь медицинских терминов. – М., 2008.
- Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М., 2007.
- Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. - М., 1977.
- Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1999.
- Эльконин Д. Б. Детская психология - М., 2007.
- Электронный ресурс: Сайт «Про игрушку.ru» - Код доступа http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej/
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
- Приложение 1. Изготовление игры «Цветная мозаика»
- Приложение 2. Примерные схемы использования игры детьми старшего дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методологический аппарат Объект исследования: развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Предмет исследования: нетрадиционные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук. Цель исследования: изучить вопросы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Задачи исследования: раскрыть сущность понятия мелкая моторика рук; выделить особенности развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста; охарактеризовать нетрадиционные дидактические игры; определить методику руководства нетрадиционными дидактическими играми .
Понятие мелкой моторики Мелкая (тонкая) моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Особенности развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Возраст ребенка Развитие мелкой моторики 1. Четвертый месяц У мение направлять движения ручек к предмету и его ощупывать 2. Пятый месяц Хватание, развитие руки как анализатора 3. Шестой месяц Наблюдение за движением рук с предметом 4. Седьмой месяц Почти мгновенное захватывание 5. Второе полугодие Похлопывание и цепные движения 6. Конец первого года Функциональные действия с предметами 7. Начало второго года Предметные действия 8. Конец второго года Развитие самостоятельной предметной деятельности 9. Начало третьего года Предметная деятельность становится ведущей
Сущность дидактической игры Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков. Основные особенности дидактических игр: обучающие игры, то есть создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей ; воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила; познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой; имеют своеобразную структуру.
Нетрадиционные дидактические игры во-первых , способствуют развитию фантазии и воображения ребенка, а также способствуют развитию творческих задатков; во-вторых , изготовление подобного рода игр позволяет воспитателю или родителю проявлять свои креативные способности; в-третьих , они не требуют особых затрат, так как могут быть созданы из бросового или ненужного материала, таким образом, даруя вещам вторую жизнь; в-четвертых , нетрадиционная дидактическая игра может быть изготовлена с учетом пожеланий или особенностей ребенка
Методика руководства нетрадиционными дидактическими играми Нетрадиционные дидактические игры организуются по плану в часы занятий; В руководстве нетрадиционной дидактической игрой применяются различные методы обучения – словесные, наглядные, практические; Нетрадиционные дидактические игры кратковременны и составляют примерно 15-20 минут; В них крайне важно поддержание интереса детей; Акцентирование внимания воспитателя на индивидуальном подходе к детям; Непосредственное участие воспитателя в игре в качестве партнера; Помощь воспитателя и подведение итогов
Изготовление нетрадиционной дидактической игры «Цветная мозаика» Сушеный горох, семечки и косточки раскрашиваются с помощью специальной безопасной краски в балончиках в разные цвета. После просушки и принятия вышеперечисленными элементами нужного вида, семечки, косточки и горошек выкладываются в несколько орнаментных схем. Узоры фотографируются с целью дальнейшего их использования детьми в качестве образца. Для удобства, выкладывания детьми узоров на дощечки тонким слоем наносится пластилин
Образцы узоров
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования
В материале освещается необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию мелкой моторики....
"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, с помощью игр из подручных материалов"
Методическая разрабока...
«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими с...
"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи дидактических самодельных развивающих панно"
В первой части работы рассматривается, почему мелкую моторику необходимо развивать, начиная именно с раннего возраста. Далее дается описание самодельных развивающих панно: "Ежик", "Паро...
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью разнообразных техник нетрадиционного рисования
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2023-2024 уч. г. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью разнообразных техник нетрадиционного ри...
Презентация "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью дидактических игр"
В презентации представлены дидактические игры на развитие мелкой моторики рук, выполненные своими руками....
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»...