Статья «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
консультация (младшая группа)
Рекомендации родителям
«Развитие мелкой моторики у детей раннего
возраста с использованием пальчиковых игр и
нетрадиционных технологий»
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего
первые семь лет.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее,
от пальцев.
Тренировать пальцы рук можно уже с шести месячного возраста.
Простейший метод - массаж. Для определения уровня развития речи детей
первых дней жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать
один пальчик, два пальчика и т.д. Дети, которым удаются изолированные
движения пальцев – говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не
станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не
удается.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из
поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-
ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры
Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются
пальчиковые игры, которые:
способствуют овладению навыками мелкой моторики,
помогают развивать речь,
повышают
работоспособность коры
головного мозга,
развивают у ребенка
психические процессы:
мышление, внимание, память,
воображение,
снимают тревожность.
Чем раньше мы начнем
развивать мелкую моторику
пальцев рук (и ног), тем
полноценнее развитие ребенка.
Поэтому мы будем
рассматривать развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
Моторика– вся сфера двигательных функций организма, объединяющая
их биомеханические, физиологические и психические аспекты.
Мелкая моторика –совокупность скоординированных действий нервной,
мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой в
выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В
применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется
пальчиковые игры.
Пальчиковая игра – действие,
при помощи пальцев,
воссоздающее разнообразные
области действительности, в
основе которых лежит народный
фольклор
.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус,
развивает внимание и память, снимает
психоэмоциональное напряжение
Пальчиковый театр – особы вид
театральных представлений, в которых
вместо актеров действуют пальчиковые
куклы, приводимые в движение рукой
человека.
«Сказка» - детям предлагается
разыграть сказку, в которой каждый палец
– какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука,
осторожно и по очереди передвигая свои
щупальцы-пальцы, путешествует по
морскому дну. Навстречу движется
осьминог – левая рука. Увидели друг друга,
замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
С моей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому
я разделила их на группы и определила назначение
Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим
пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям
изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,
птиц, насекомых, деревьев.
Пальчиковые упражнения в
сочетании со звуковой
гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно
соединять пальцы каждой руки
друг с другом, или выпрямлять по
очереди каждый палец, или
сжимать пальцы в кулак и
разжимать и в это время
произносить звуки: б-п, д-т, к-г…
Пальчиковые упражнения в
сочетании с самомассажем кистей
и пальцев рук. Стандартный набор
занятий по развитию тонкой моторики
(плетение, прищепки, фасоль,
конструкторы, мозаика, лепка и т.д.)
В данных упражнениях используются
традиционные для массажа движения –
разминание, растирание, надавливание,
пощипывание (от периферии к центру).
Пальчиковые игры, упражнения и
нетрадиционные техники – уникальное
средство для развития мелкой моторики и
речи в их единстве и взаимосвязи с помощью
движения рук и пальцев. Такие забавы очень
увлекательны. Они способствуют развитию
творческой активности, мышления, речи,
мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость,
умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде
деятельности. Привлекают внимание
малышей и легко запоминаются.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи,
творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но
и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих
звуков
В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок
говорит.
Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое
большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно
развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и
становлении речи.
Так же можно использовать простые упражнения в повседневной жизни:
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой
руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания
солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать»
гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы
правой руки пощипывают кисть
левой.
Для более эффективного
самомассажа кисти рук
используются грецкий орех, каштан,
шестигранный карандаш, массажный
мячик, фасоль, резинки, бусы и т.д.
любой подручный (бросовый
материал)
Заключение
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше, красивее, талантливее, умнее.
Природа им подарила эту возможность,
которую нужно раскрыть, сохранить, а
дальше они будут нас, удивлять и
восхищать. До самореализации долгий
путь, но есть один короткий и очень
важный период – это детство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»
Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...
«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими с...
Статья «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования в детском саду»
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования в детском саду. Виды нетрадиционных техник рисования для детей раннего возраста. Как влияет нетрадиционное рисо...
статья: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр".
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста.Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизич...
Статья «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игры»
Статья «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игры»...
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием современных педагогических технологий.
Мелкая моторика — что это?Этим термином обозначают точные движения запястья, кисти и пальцев руки, а также стопы и пальцев ноги. Другими словами, эта тонкая и скоординир...
Статья «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
@font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0...