взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
консультация (старшая группа)
А. С. Макаренко говорил: «... вы родили и воспитываете сына или дочь не только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost.docx | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность.
К сожалению, большинство семей сейчас самоустраняются от воспитания детей по различным причинам: одни озабочены финансовым положением семьи, другие не имея педагогических и психологических знаний, перекладывают эту обязанность на ДОУ, многие не считают нужным проявлять интерес к жизни группы, но есть и такие, которые стараясь участвовать в жизни детей, а не только присматривая за гигиеной и питанием ребенка, стараются получать какие-либо педагогические знания покупают книги, журналы. Но знания, которые они получают, таким образом, зачастую являются однобокими и обрывочными. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не даёт позитивных результатов, а зачастую начинает приносить вред формирующейся личности ребенка и требует проведения со стороны педагогов детского сада серьезной разъяснительной и практической работы с такими родителями. Ещё А. С. Макаренко говорил: «... вы родили и воспитываете сына или дочь не только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».
Задачи педагога.
Работа с родителями это кропотливый труд, в котором необходимо наладить контакт с ними. Сначала, завоевав их доверие, изучить семью, в которой воспитывается ребенок, вовлечь их в сотрудничество с ДОУ и при этом вести педагогическое просвещение родителей.
Для нас очень важно завоевать доверие родителей, ведь они должны уверенно вести детей в детский сад. Они должны твердо знать, что работники ДОУ положительно настроены к ребенку. Для этого родители должны чувствовать компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушие и милосердие. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии будет достаточно полной.
Ожидаемые результаты.
Разработать и апробировать разнообразные формы работы с родителями. Добиться, чтобы родители стали активными участниками и помощниками воспитателя. Создать атмосферу взаимоуважения.
Практическое содержание.
При изучении семьи воспитатель знакомится с проблемами родителей в вопросах воспитания ребенка. Здесь мамы и папы, которые обрели доверие к педагогу, могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. Таким образом, и строится общая концепция и преемственность в воспитании дошкольника.
Сопровождение семьи при выстраивании партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников начинается с изучения индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей.
Формы и методы.
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Родительские уголки в виде стендов с информацией, буклетов и кратких памяток с небольшим по объему текстовым материалом. В них мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, советы, задания, рекомендации, анонс мероприятий, проводимых каждый месяц в группе и ДОУ.
Использование современных информационно-аналитических форм работы (анкетирование, опрос, личные беседы, «почтовый ящик для родителей») помогают собрать необходимую информацию о социальном составе семьи, ее ожиданиях от нахождения ребенка в ДОУ. Это помогает найти подход к каждому родителю, наладить уважительные и доброжелательные отношения.
Посредством «почтового ящика» родители делятся своими идеями и пожеланиями, задают вопросы сотрудникам детского сада. Эта педагогическая задумка выручает, когда у воспитателя нет времени для личной встречи с родителями.
Организовывая чаепитие с детьми и родителями, мы проводим беседы о морали и общечеловеческих ценностях. Так же нам помогает организация литературных гостиных с совместным чтением и обсуждением книг и тематические экскурсии. После такой совместной деятельности мы проводим выставки рисунков и поделок.
Наряду с использованием общепринятых форм и методов взаимодействия с родителями мы нашли для себя прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала семьи. Это наша «Родительская гостиная». Каждая семья уникальна своими традициями, приоритетами, увлечениями, потенциалом, стилем общения, отношением к воспитательно-образовательному процессу. Мы заметили, что всех их объединяет желание поделиться собственными познаниями, умениями, навыками, опытом. Этой возможностью самореализации родителей в роли педагогов стали тематические встречи в нашей уютной, полной любви, доверия и взаимопонимания «Родительской гостиной».
Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родитель — педагог — ребенок», где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителей необходимыми сведениями и обучающего их некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
Тематика наших встреч была самой разнообразной: от путешествия веселой непоседливой капельки до появления прекрасного цветка в цветочном горшке, от приготовления аппетитных кексов из соленого теста до знакомства с ритмичными движениями спортивного танца, от встречи с таинственным фокусником до волшебного превращения осенних листочков, от советов доброго доктора Айболита до знакомства с инструментами умелого мастера…
Принимая и уважая мнения и чувства родителей, мы предоставили им возможность реализовать себя как педагоги, проявить собственную инициативу, оригинальность в выборе темы и использование собственного решения в ее раскрытии. Атмосфера в нашей «Родительской гостиной» всегда теплая, доверительная, дружелюбная. В таком общении дети, родители, педагоги становятся полноправными собеседниками, творцами, единомышленниками. Такая модель педагогического партнерства способствует обеспечению эмоционального, физического, социального благополучия ребенка, повышает потенциал взаимного доверия в системе отношений «дети — родители — педагоги», гармонизирует детско-родительские отношения, изменяет восприятие родителями личности ребенка в положительную сторону, обеспечивает большую открытость, диалог и привлекательность дошкольного образования для детей и родителей. Она позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к детскому саду, положительная оценка его деятельности.
Родительские собрания, работа с родительским комитетом группы. К собраниям мы готовим выставку детских работ или стенд, где используем фотографии из жизни группы. Используем мультимедийные презентации с проектной деятельности, чтобы дать возможность увидеть итоги и результаты совместной творческой работы педагогов и родителей. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.
Консультации. В ходе проведения консультаций используем просмотр видеозаписей ситуаций в группе, аудиозаписи вопросов детей, их суждений. Стараемся раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей.
Занятия с участием родителей всегда проходят в занимательной форме викторин, олимпиад, творческих мастерских, где с интересом включены в процесс, не только дети, но и взрослые. Пример таких занятий — «Мой ребёнок-пассажир» (командная игра с детьми и родителями по ПДД ) ,«Красота Божьего мира» (рисунки детей совместно с родителями), «Я люблю тебя Россия» (викторина с участием родителей).Совместные проекты, инициаторами которых, а также активными участниками выступают сами родители. Тематика проектов разнообразна — «Мы — юные Петербуржцы» (посещение Летнего сада осенью и весной ) «С днем рождения, любимый город!», «Огород на подоконнике» (посадка дома с родителями овощных культур), «Волшебница Осень» (прогулка в парк с родителями за осеннем букетом), «Мы — за чистый город!», «Животные жарких стран», «Песни о войне», «Удивительный мир бабочек», «Новогодний карнавал» и др.;
Выставки семейных фотографий: «Мои любимые бабушка и дедушка», «Традиции семьи», «Мой папа, лучше всех», «Мамочка любимая». Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, игрушку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Мастер-классы: «Новогодняя игрушка», «Домик для птиц», «Музыкальные инструменты из бросового материала своими руками» и др. объединяют взрослых и детей общим делом, будь то совместная поделка или аппликация.
На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» — ремонт игрушек, оформлении группы, облагораживание участков, где гуляют дети, помощь в разбивке клумб для цветников и грядок для огорода постепенно налаживается атмосфера мира, теплых взаимоотношений. Родители пробуют и открывают в себе способности дизайнера.
Участие в акциях: «Соберем вещи и игрушки для детского дома», «День знаний », природоохранные акции «Сбережем бумагу — сохраним деревья», «Посадим деревья в подарок любимому городу».
Совместные экскурсии в парк, театр, на выставки и галереи, к памятникам военной славы, а также походы (поездки) выходного дня в музей , инициаторами которых часто выступают родители, обогащают детей новыми впечатлениями об окружающем мире, а также простейшими знаниями об истории, литературе и других науках. Благодаря таким мероприятиям у родителей появляется возможность проявить организаторские способности, завлечь коллектив группы, и конечно лишний раз побыть со своим ребенком вместе.
Совместное создание предметно— развивающей среды; В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группах сделано руками пап и мам наших детей. Это и пособия для занятий, и красочные панно, которыми оформлены центры искусства, занимательной математики, патриотизма, и красочные театральные куклы и атрибуты для творчества. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Совместная подготовка сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Многие из них ходят друг к другу в гости, отмечают совместные праздники и дни рождения, гуляют в парке или выезжают на природу.
Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наши занятия и праздники». «Картотека добрых дел»— фотоотчет об интересных моментах, дает педагогам возможность поблагодарить родителей за активное участие и привлечь других к посильной помощи в следующем мероприятии.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений. – развлечения, театрализованная деятельность, где родители выступают в роли артистов .
Тематические праздники «А закаты алые» к празднованию дня победы в ВОВ, «А я бабушку люблю» к дню пожилого человека, «День добра» к дню инвалидов и др. Спортивные досуги «Мама, папа, я — спортивная семья». Сценарии праздников и развлечений мы разрабатываем совместно с родителями, музыкальным руководителем.
Результативность:
На сегодняшний день мы утверждаем, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Приложение.(Конспекты)
КВН по театрализованной деятельности для родителей
Программное содержание:
- расширять кругозор родителей;
- способствовать активному общению
- способствовать проявлению творческой выдумке, импровизации.
Материал к проведению КВНа:
- кроссворды (по 2 для каждой команды);
- цифры от 1-5 (для жюри);
- эмблемы команд.
Ход КВНа:
Воспитатель представляет командам друг друга. Объявляет о том, что соревнуются команды «Сказка» и «Маска». Представляет членов жюри.
«Разминка»
Вопросы команде «Сказка»:
- способность отчетливо произносить слова в речи (дикция)
- перерыв, временная остановка в речи, музыке (пауза)
- манера ходить, поступь (походка)
- с помощью чего обозначаются предметы, понятия в устной и письменной речи? (слова)
- манера произношения, обозначающая различные чувства говорящего (интонация)
- чувство, душевное переживание (эмоция)
Вопросы команде «Маска»:
- движение рукой, что-то обозначающее (жест)
- искусство, в котором чувства, настроение передаются с помощью звуков (музыка)
- перемещение кого-нибудь в определенном направлении, иногда в определенном ритме (движение)
- специальный прибор для извлечения определенных звуков (инструмент)
- особенности окраски звука у голоса, инструмента (тембр)
- мимика лица, губ, глаз, выражающее удовольствие (улыбка)
Слово жюри.
II этап «Что мы знаем о сказках?»
- назовите зачин и концовку сказок, наиболее часто встречающиеся при рассказывании, чтении (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в старые -стародавние времена; было ли это, не было; как-то раз, решили и т. д. Стали они жить поживать, да добра наживать; тут и сказке конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; сказка туда, а я сюда; сказка на том берегу, а я - на этом; с неба три яблока упало: одно мне, другое тому, кого сказку рассказывал, а третье - тому, кто сказку слушал)
- объясните значение слов: для 1-й команды:
десница (правая рука)
чертог (дворец)
чело (лоб)
челобитная (прошение)
перст (палец)
для 2-й команды:
уста (губы)
очи (глаза)
длань (ладонь)
кафтан (верхняя мужская одежда)
тягло (налог)
Слово жюри
- Конкурс капитанов: «Реши кроссворд»
- Слова на звук «К» - кино, книга, концерт, композитор
- Слова на звук «А» - афиша, артист, антракт, аплодисменты
Слово жюри
- Кроссворды для команд
- Театральные жанры - балет, опера, клоунада, оперетта, драма
- Театральные профессии - драматург, гример, композитор, режиссер, суфлер, осветитель
Слово жюри
- «Чьи это сказки?» Каждой команде предлагается вспомнить и назвать авторов сказок (5-6 сказок)
Слово жюри
- «Покажи сказку» - домашнее задание. Участники команды мимикой и жестами показывают отрывок любой сказки, а другая команда должна угадать, какая это сказка.
Слово жюри
- «Сочини сказку» Участникам команд предлагается сочинить сказку
Слово жюри: подведение итогов.
Кроссворды.
- Слова на звук «К»
- Искусство рассказывать о событиях, историях на экране, на котором все движется (ответ: кино)
- Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человечек, а рассказывает (ответ: книга)
Посиделки в детском саду к Дню Матери «Рябиновые бусы»
Содержание:
I. Концерт для мам.
II. Мастер - класс «Рябиновые бусы».
III. Чаепитие.
Цель:
- Формировать представление о празднике - «День матери».
- Совершенствовать умение выразительно читать стихи, петь песни.
- Создать ситуацию совместной деятельности.
- Совершенствовать навыки работы с иголкой и природным материалом (делать бусы из рябины).
- Воспитывать желание порадовать маму подарком, доставить радость окружающим, получать радость от совместного труда.
I. Концерт.
Дети входят торжественно под музыку, встают перед мамами полукругом.
Ведущий: Добрый вечер, дорогие наши мамы, бабушки! Мы рады встрече с Вами. Сегодня - День Матери. Этот праздник в России отмечается с 1998 года. Мы тоже собрались в этом зале, чтобы поздравить своих мам, окружить их заботой и теплом. Ведь всё, что нас окружает в этом мире, начинается с мамы.
Ребята:
Мама, первое слово,
Первое слово в нашей судьбе!
Мама жизнь подарила
Мир подарила мне и тебе.
Ребята: Сегодня мы вас пригласили, чтоб громко и дружно сказать: «Любимые мамы! Мы вас поздравляем! А чтобы улыбка с лица не сходила, с ребятами будем Вас развлекать!»
Ребята:
Холодный ветер листья рвет и кружит.
Летит, снежок поземкою звеня.
Сегодня нам поздравить мам всех нужно
День мамы на всей планете Земля!
Нас обнимают ласковые руки,
Для нас готовят, штопают и шьют.
Пусть песни этой ласковые звуки
Для Вас ребята наши пропоют.
Песня «Мама» Сл. Трубачева, Муз. Трубачевой
Ребята:
Мы поздравляем мам любимых
Со светлым материнским днем!
Желаем много дней счастливых
И общения даем!
Ребята:
Не огорчать вас очень часто
И в меру сил вам помогать.
И не перечить вам напрасно
И во время ложиться спать.
Ребята:
Мы знаем как вы устаете!
С утра до вечера дела,
Нет равных вам в любой работе
А дома нет без вас тепла.
Песня «Мама» слова и музыка Варламова
Ребята:
Дорогие наши мамы
Мы всегда гордимся вами,
Умными, спокойными
Будем вас достойными!
Пусть услышать наши мамы
Как мы песенки поём,
Вас родные наши мамы
Поздравляем с маминым днем!
Песенка-чудесенка муз. Филиппенко
Ребята:
Посмотри танец рябинок,
Мамочка любимая,
Будь всегда веселая,
Будь всегда красивая!
Танец рябинок
Ведущий:
Мы подарок маме покупать не станем,
Приготовим сами своими руками.
II. Мастер-класс «Рябиновые бусы»
Ведущий: Сегодня мы с вами будем делать подарок для мамы - рябиновые бусы. Ребята, каждый садится напротив своей мамы. (Садимся за столы напротив своей мамы.)
На столах стоят игольницы. Иголки с большим ушком, нитки, ножницы, поднос с черной и красной рябиной.
Объяснение.
Ребята:
- Вдеваем нитку в иголку.
- Нанизываем рябинки одна за другой (можно чередовать по цвету).
- Набрав рябины до размера бус, завязываем узелком.
- Иголку, закончив работу, закрепляем в игольницу.
Примечание: родители при необходимости контролируют и помогают.
- По окончанию работы, дети дарят маме бусы.
III. Чаепитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.
Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Воспитывает все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего —люди.Из них на первом месте —родители и педагоги....
Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, ч...
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.
В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...