взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
консультация (старшая группа)

Ковшикова Светлана Борисовна

А. С. Макаренко говорил: «... вы родили и воспитываете сына или дочь не только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

К сожалению, большинство семей сейчас самоустраняются от воспитания детей по различным причинам: одни озабочены финансовым положением семьи, другие не имея педагогических и психологических знаний, перекладывают эту обязанность на ДОУ, многие не считают нужным проявлять интерес к жизни группы, но есть и такие, которые стараясь участвовать в жизни детей, а не только присматривая за гигиеной и питанием ребенка, стараются получать какие-либо педагогические знания покупают книги, журналы. Но знания, которые они получают, таким образом, зачастую являются однобокими и обрывочными. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не даёт позитивных результатов, а зачастую начинает приносить вред формирующейся личности ребенка и требует проведения со стороны педагогов детского сада серьезной разъяснительной и практической работы с такими родителями. Ещё А. С. Макаренко говорил: «... вы родили и воспитываете сына или дочь не только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».

 Задачи педагога.

Работа с родителями это кропотливый труд, в котором необходимо наладить контакт с ними. Сначала, завоевав их доверие, изучить семью, в которой воспитывается ребенок, вовлечь их в сотрудничество с ДОУ и при этом вести педагогическое просвещение родителей.

Для нас очень важно завоевать доверие родителей, ведь они должны уверенно вести детей в детский сад. Они должны твердо знать, что работники ДОУ положительно настроены к ребенку. Для этого родители должны чувствовать компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушие и милосердие. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии будет достаточно полной.

 

Ожидаемые  результаты.

Разработать и апробировать разнообразные формы работы с родителями. Добиться, чтобы родители стали активными участниками и помощниками воспитателя. Создать атмосферу взаимоуважения.  

 

Практическое содержание.

При изучении семьи воспитатель знакомится с проблемами родителей в вопросах воспитания ребенка. Здесь мамы и папы, которые обрели доверие к педагогу, могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. Таким образом, и строится общая концепция и преемственность в воспитании дошкольника.

Сопровождение семьи при выстраивании партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников начинается с изучения индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей.

              Формы и методы.         

               

              Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

             

              Родительские уголки в виде стендов с информацией, буклетов и кратких памяток с небольшим по объему текстовым материалом. В них мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, советы, задания, рекомендации, анонс мероприятий, проводимых каждый месяц в группе и ДОУ.

           Использование современных информационно-аналитических форм работы (анкетирование, опрос, личные беседы, «почтовый ящик для родителей») помогают собрать необходимую информацию о социальном составе семьи, ее ожиданиях от нахождения ребенка в ДОУ. Это помогает найти подход к каждому родителю, наладить уважительные и доброжелательные отношения.

           Посредством «почтового ящика» родители делятся своими идеями и пожеланиями, задают вопросы сотрудникам детского сада. Эта педагогическая задумка выручает, когда у воспитателя нет времени для личной встречи с родителями.

Организовывая чаепитие с детьми и родителями, мы проводим беседы о морали и общечеловеческих ценностях. Так же нам помогает организация литературных гостиных с совместным чтением и обсуждением книг и тематические экскурсии. После такой совместной деятельности мы проводим выставки рисунков и поделок.

Наряду с использованием общепринятых форм и методов взаимодействия с родителями мы нашли для себя прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала семьи. Это наша «Родительская гостиная». Каждая семья уникальна своими традициями, приоритетами, увлечениями, потенциалом, стилем общения, отношением к воспитательно-образовательному процессу. Мы заметили, что всех их объединяет желание поделиться собственными познаниями, умениями, навыками, опытом. Этой возможностью самореализации родителей в роли педагогов стали тематические встречи в нашей уютной, полной любви, доверия и взаимопонимания «Родительской гостиной».

Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родитель — педагог — ребенок», где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителей необходимыми сведениями и обучающего их некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
Тематика наших встреч была самой разнообразной: от путешествия веселой непоседливой капельки до появления прекрасного цветка в цветочном горшке, от приготовления аппетитных кексов из соленого теста до знакомства с ритмичными движениями спортивного танца, от встречи с таинственным фокусником до волшебного превращения осенних листочков, от советов доброго доктора Айболита до знакомства с инструментами умелого мастера…

Принимая и уважая мнения и чувства родителей, мы предоставили им возможность реализовать себя как педагоги, проявить собственную инициативу, оригинальность в выборе темы и использование собственного решения в ее раскрытии. Атмосфера в нашей «Родительской гостиной» всегда теплая, доверительная, дружелюбная. В таком общении дети, родители, педагоги становятся полноправными собеседниками, творцами, единомышленниками. Такая модель педагогического партнерства способствует обеспечению эмоционального, физического, социального благополучия ребенка, повышает потенциал взаимного доверия в системе отношений «дети — родители — педагоги», гармонизирует детско-родительские отношения, изменяет восприятие родителями личности ребенка в положительную сторону, обеспечивает большую открытость, диалог и привлекательность дошкольного образования для детей и родителей. Она позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к детскому саду, положительная оценка его деятельности.
           

 Родительские собрания, работа с родительским комитетом группы. К собраниям мы готовим выставку детских работ или стенд, где используем фотографии из жизни группы. Используем мультимедийные презентации с проектной деятельности, чтобы дать возможность увидеть итоги и результаты совместной творческой работы педагогов и родителей. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.
         

 Консультации. В ходе проведения консультаций используем просмотр видеозаписей ситуаций в группе, аудиозаписи вопросов детей, их суждений. Стараемся раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей.

         

             Занятия с участием родителей всегда проходят в занимательной форме викторин, олимпиад, творческих мастерских, где с интересом включены в процесс, не только дети, но и взрослые. Пример таких занятий — «Мой ребёнок-пассажир» (командная игра с детьми и родителями по ПДД ) ,«Красота Божьего мира» (рисунки детей совместно с родителями), «Я люблю тебя Россия» (викторина с участием родителей).Совместные проекты, инициаторами которых, а также активными участниками выступают сами родители. Тематика проектов разнообразна — «Мы — юные Петербуржцы» (посещение Летнего сада осенью и весной ) «С днем рождения, любимый город!», «Огород на подоконнике» (посадка дома с родителями овощных культур), «Волшебница Осень» (прогулка в парк с родителями за осеннем букетом), «Мы — за чистый город!», «Животные жарких стран», «Песни о войне», «Удивительный мир бабочек», «Новогодний карнавал» и др.;

         

              Выставки семейных фотографий: «Мои любимые бабушка и дедушка», «Традиции семьи», «Мой папа, лучше всех», «Мамочка любимая». Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, игрушку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

         

              Мастер-классы: «Новогодняя игрушка», «Домик для птиц», «Музыкальные инструменты из бросового материала своими руками» и др. объединяют взрослых и детей общим делом, будь то совместная поделка или аппликация.
           На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» — ремонт игрушек, оформлении группы, облагораживание участков, где гуляют дети, помощь в разбивке клумб для цветников и грядок для огорода постепенно налаживается атмосфера мира, теплых взаимоотношений. Родители пробуют и открывают в себе способности дизайнера.  

           

           Участие в акциях:  «Соберем вещи и игрушки для детского дома», «День знаний », природоохранные акции «Сбережем бумагу — сохраним деревья», «Посадим деревья в подарок любимому городу».

           

           Совместные экскурсии в парк, театр, на выставки и галереи, к памятникам военной славы, а также походы (поездки) выходного дня в музей , инициаторами которых часто выступают родители, обогащают детей новыми впечатлениями об окружающем мире,  а также простейшими знаниями об истории, литературе и других науках. Благодаря таким мероприятиям у родителей появляется возможность проявить организаторские способности, завлечь коллектив группы, и конечно лишний раз побыть со своим ребенком вместе.

         

           Совместное создание предметно— развивающей среды; В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группах сделано руками пап и мам наших детей. Это и пособия для занятий, и красочные панно, которыми оформлены центры искусства, занимательной математики, патриотизма, и красочные театральные куклы и атрибуты для творчества. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Совместная подготовка сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Многие из них ходят друг к другу в гости, отмечают совместные праздники и дни рождения, гуляют в парке или выезжают на природу.

           

           Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наши занятия и праздники». «Картотека добрых дел»— фотоотчет об интересных моментах, дает педагогам возможность поблагодарить родителей за активное участие и привлечь других к посильной помощи в следующем мероприятии.

           

           Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений. – развлечения, театрализованная деятельность, где родители выступают в роли артистов .

   Тематические праздники «А закаты алые» к празднованию дня победы в ВОВ, «А я бабушку люблю» к дню пожилого человека, «День добра» к дню инвалидов и др.  Спортивные досуги «Мама, папа, я — спортивная семья». Сценарии праздников и развлечений мы разрабатываем совместно с родителями, музыкальным руководителем.          

Результативность:

На сегодняшний день мы утверждаем, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Приложение.(Конспекты)

КВН по театрализованной деятельности для родителей

Программное содержание:

  • расширять кругозор родителей;
  • способствовать активному общению
  • способствовать проявлению творческой выдумке, импровизации.

Материал к проведению КВНа:

  • кроссворды (по 2 для каждой команды);
  • цифры от 1-5 (для жюри);
  • эмблемы команд.

Ход КВНа:

Воспитатель представляет командам друг друга. Объявляет о том, что соревнуются команды «Сказка» и «Маска». Представляет членов жюри.

«Разминка»

Вопросы команде «Сказка»:

  1. способность отчетливо произносить слова в речи (дикция)
  2. перерыв, временная остановка в речи, музыке (пауза)
  3. манера ходить, поступь (походка)
  4. с помощью чего обозначаются предметы, понятия в устной и письменной речи? (слова)
  5. манера произношения, обозначающая различные чувства говорящего (интонация)
  6. чувство, душевное переживание (эмоция)

Вопросы команде «Маска»:

  1. движение рукой, что-то обозначающее (жест)
  2. искусство, в котором чувства, настроение передаются с помощью звуков (музыка)
  3. перемещение кого-нибудь в определенном направлении, иногда в определенном ритме (движение)
  4. специальный прибор для извлечения определенных звуков (инструмент)
  5. особенности окраски звука у голоса, инструмента (тембр)
  6. мимика лица, губ, глаз, выражающее удовольствие (улыбка)

Слово жюри.

II этап «Что мы знаем о сказках?»

  1. назовите зачин и концовку сказок, наиболее часто встречающиеся при рассказывании, чтении (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в старые -стародавние времена; было ли это, не было; как-то раз, решили и т. д. Стали они жить поживать, да добра наживать; тут и сказке конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; сказка туда, а я сюда; сказка на том берегу, а я - на этом; с неба три яблока упало: одно мне, другое тому, кого сказку рассказывал, а третье - тому, кто сказку слушал)
  2. объясните значение слов: для 1-й команды:

десница (правая рука)

чертог (дворец)

чело (лоб)

челобитная (прошение)

перст (палец)

для 2-й команды:

уста (губы)

очи (глаза)

длань (ладонь)

кафтан (верхняя мужская одежда)

тягло (налог)

Слово жюри

  1. Конкурс капитанов: «Реши кроссворд»
  • Слова на звук «К» - кино, книга, концерт, композитор
  • Слова на звук «А» - афиша, артист, антракт, аплодисменты

Слово жюри

  1. Кроссворды для команд
  • Театральные жанры - балет, опера, клоунада, оперетта, драма
  • Театральные профессии - драматург, гример, композитор, режиссер, суфлер, осветитель

Слово жюри

  1. «Чьи это сказки?» Каждой команде предлагается вспомнить и назвать авторов сказок (5-6 сказок)

Слово жюри

  1. «Покажи сказку» - домашнее задание. Участники команды мимикой и жестами показывают отрывок любой сказки, а другая команда должна угадать, какая это сказка.

Слово жюри

  1. «Сочини сказку» Участникам команд предлагается сочинить сказку

Слово жюри: подведение итогов.

Кроссворды.

  1. Слова на звук «К»
  • Искусство рассказывать о событиях, историях на экране, на котором все движется (ответ: кино)
  • Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человечек, а рассказывает (ответ: книга)


Посиделки в детском саду к Дню Матери «Рябиновые бусы»

Содержание:

I. Концерт для мам.

II. Мастер - класс «Рябиновые бусы».

III. Чаепитие.

Цель:

  1. Формировать представление о празднике - «День матери».
  2. Совершенствовать умение выразительно читать стихи, петь песни.
  3. Создать ситуацию совместной деятельности.
  4. Совершенствовать навыки работы с иголкой и природным материалом (делать бусы из рябины).
  5. Воспитывать желание порадовать маму подарком, доставить радость окружающим, получать радость от совместного труда.

I. Концерт.

Дети входят торжественно под музыку, встают перед мамами полукругом.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие наши мамы, бабушки! Мы рады встрече с Вами. Сегодня - День Матери. Этот праздник в России отмечается с 1998 года. Мы тоже собрались в этом зале, чтобы поздравить своих мам, окружить их заботой и теплом. Ведь всё, что нас окружает в этом мире, начинается с мамы.

Ребята:

Мама, первое слово,

Первое слово в нашей судьбе!

Мама жизнь подарила

Мир подарила мне и тебе.

Ребята: Сегодня мы вас пригласили, чтоб громко и дружно сказать: «Любимые мамы! Мы вас поздравляем! А чтобы улыбка с лица не сходила, с ребятами будем Вас развлекать!»

Ребята:

Холодный ветер листья рвет и кружит.

Летит, снежок поземкою звеня.

Сегодня нам поздравить мам всех нужно

День мамы на всей планете Земля!

Нас обнимают ласковые руки,

Для нас готовят, штопают и шьют.

Пусть песни этой ласковые звуки

Для Вас ребята наши пропоют.

Песня «Мама» Сл. Трубачева, Муз. Трубачевой

Ребята:

Мы поздравляем мам любимых

Со светлым материнским днем!

Желаем много дней счастливых

И общения даем!

Ребята:

Не огорчать вас очень часто

И в меру сил вам помогать.

И не перечить вам напрасно

И во время ложиться спать.

Ребята:

Мы знаем как вы устаете!

С утра до вечера дела,

Нет равных вам в любой работе

А дома нет без вас тепла.

Песня «Мама» слова и музыка Варламова

Ребята:

Дорогие наши мамы

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными

Будем вас достойными!

Пусть услышать наши мамы

Как мы песенки поём,

Вас родные наши мамы

Поздравляем с маминым днем!

Песенка-чудесенка муз. Филиппенко

Ребята:

Посмотри танец рябинок,

Мамочка любимая,

Будь всегда веселая,

Будь всегда красивая!

Танец рябинок

Ведущий:

Мы подарок маме покупать не станем,

Приготовим сами своими руками.

II. Мастер-класс «Рябиновые бусы»

Ведущий: Сегодня мы с вами будем делать подарок для мамы - рябиновые бусы. Ребята, каждый садится напротив своей мамы. (Садимся за столы напротив своей мамы.)

На столах стоят игольницы. Иголки с большим ушком, нитки, ножницы, поднос с черной и красной рябиной.

Объяснение.

Ребята:

  1. Вдеваем нитку в иголку.
  2. Нанизываем рябинки одна за другой (можно чередовать по цвету).
  3. Набрав рябины до размера бус, завязываем узелком.
  4. Иголку, закончив работу, закрепляем в игольницу.

Примечание: родители при необходимости контролируют и помогают.

  1. По окончанию работы, дети дарят маме бусы.

III. Чаепитие



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Воспитывает все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего —люди.Из них на первом месте  —родители и педагоги....

Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников

   Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, ч...

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.

В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...