Статья "Формирование звуковой стороны речи" для детей средней группы
статья (средняя группа)

Веряскина Ольга Георгиевна

Обратить внимание родителям для правильного и эффективного воздействия на формирование ребенка речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование звуковой стороны речи для детей средней группы.

 

 

      В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Это создает благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения. К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.

       На пятом году жизни у детей резко возрастает интерес к звучащим словам. Они уже не только вслушиваются в слова, но и пытаются установить, из каких звуков они состоят, легко подбирают слова, близкие  по звучанию. При специальном обучении ребенок может узнавать знакомый звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на хорошо известные ему звуки. В зависимости от содержания и ситуации высказывания он может управлять своим голосовым аппаратом: произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.

       С четырехлетними детьми воспитатель продолжает начатую в младших группах работу по развитию слухового восприятия, совершенствованию фонематического слуха. Используя предлагаемые ниже игры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слов, похожие по звучанию (ложка - кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слова  только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в названиях которых есть этот звук, и т.д., т.е. воспитатель обращает внимание детей на то, что слова состоят из звуков, что один и тот же звук может находиться («жить») в разных словах.

       Одновременно педагог ведет работу и по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом он уделяет правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц ), шипящих( ш, ж, ч, щ ), сонорных звуков ( л, ль, р, рь ). Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками, с выделением их голосом, например  шшшапка, кошшшка.

        В качестве наглядного материала при проведении игр и упражнений на уточнение и закрепление правильного произношения определенных звуков воспитатель подбирает такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились бы в различных позиционных условиях (в начале, середине, в конце слова). Закрепляется правильное произношение, как твердых, так и мягких звуков (например, при закреплении правильного произношения звука р  воспитатель упражняет детей и в произношении звука рь).

        Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит детей четко произносить слова: он просит их произносить слова так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слово произносит воспитатель в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произнесения слова увеличивается; весьма эффективно и произнесение слов шепотом – для этого требуется более четкая артикуляция звуков.  

        Воспитатель продолжает обращать внимание детей на то, что слово может звучать громко и тихо, быстро и медленно, и упражняет детей в произнесении их с различной степенью громкости и в разном темпе.

         Развивая у детей слуховое восприятие, фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков, воспитатель подготавливает дошкольников к обучению звуковому анализу слов. Вся работа, направленная на развитие фонетической стороны речи, планируется и проводится на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи. Некоторые игры и упражнения (например, на закрепление правильного произношения звуков, которые дети еще недостаточно усвоили) по усмотрению воспитателя могут быть проведены  и вне занятий ( в часы игр, на прогулке).

         Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

                                                       Угадай, чей голос.

         Воспитатель имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое, Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем   произносит это же звукосочетание тихо.  «А это кто ж?» - спрашивает он. Дети: «Это лягушонок». – «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка – громко».

         Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

                                                               Секрет.

         Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка -ножка, мошка - ложка, сушка – ушки, мушки – кружки, мишка – мышка, шишка – книжка, замок – замок, пили – пили, кружки – кружки, дорогой – дорогой.

          Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.

                                                        Повтори правильно.

          Воспитатель называет слово, например аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали, кукуруза и т.п.  Если ребенок повторил слово неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук).

           Следует вызывать тех детей, которые говорят недостаточно внятно, подбирать для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей средней группы

Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей средней группы на тему «Детский сад и группа. Профессии работников детского сада»....

Формирование звуковой стороны речи у детей средней группы

В статье говорится о звуковой стороне речи у детей средней группы и методах ее развития и совершенствования...

Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста

К. Д. Ушинский ввёл звуковой анализ как средство познания звуковой стороны языка и ознакомления со звуковым значением букв, складыванием слов, следующего за разложением на звуки, поэтому его считают р...

Формирование звуковой стороны речи для детей средней группы.

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшаетсяпроизношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков,способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окрепи стал боле...