Формирование звуковой стороны речи у детей средней группы
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
В статье говорится о звуковой стороне речи у детей средней группы и методах ее развития и совершенствования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zvukovoy_storony_rechi_dlya_detey_sredney_gruppy.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование звуковой стороны речи для детей средней группы.
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Это создает благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения. К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.
На пятом году жизни у детей резко возрастает интерес к звучащим словам. Они уже не только вслушиваются в слова, но и пытаются установить, из каких звуков они состоят, легко подбирают слова ,близкие по звучанию. При специальном обучении ребенок может узнавать знакомый звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на хорошо известные ему звуки. В зависимости от содержания и ситуации высказывания он может управлять своим голосовым аппаратом: произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.
С четырехлетними детьми воспитатель продолжает начатую в младших группах работу по развитию слухового восприятия, совершенствованию фонематического слуха. Используя предлагаемые ниже игры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слов, похожие по звучанию (ложка - кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слова только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в названиях которых есть этот звук, и т.д., т.е. воспитатель обращает внимание детей на то, что слова состоят из звуков, что один и тот же звук может находиться («жить») в разных словах.
Одновременно педагог ведет работу и по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом он уделяет правильному произношению в словах группы свистящих ( с, сь, з, зь, ц ), шипящих( ш, ж, ч, щ ), сонорных звуков ( л, ль, р, рь ). Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками, с выделением их голосом, например шшшапка, кошшшка.
В качестве наглядного материала при проведении игр и упражнений на уточнение и закрепление правильного произношения определенных звуков воспитатель подбирает такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились бы в различных позиционных условиях ( в начале, середине, в конце слова). Закрепляется правильное произношение, как твердых, так и мягких звуков ( например, при закреплении правильного произношения звука р воспитатель упражняет детей и в произношении звука рь).
Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит детей четко произносить слова: он просит их произносить слова так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слово произносит воспитатель в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произнесения слова увеличивается; весьма эффективно и произнесение слов шепотом – для этого требуется более четкая артикуляция звуков.
Воспитатель продолжает обращать внимание детей на то, что слово может звучать громко и тихо, быстро и медленно, и упражняет детей в произнесении их с различной степенью громкости и в разном темпе.
Развивая у детей слуховое восприятие, фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков, воспитатель подготавливает дошкольников к обучению звуковому анализу слов. Вся работа, направленная на развитие фонетической стороны речи, планируется и проводится на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи. Некоторые игры и упражнения ( например, на закрепление правильного произношения звуков, которые дети еще недостаточно усвоили ) по усмотрению воспитателя могут быть проведены и вне занятий ( в часы игр, на прогулке).
Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.
Угадай, чей голос.
Воспитатель имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое, Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: « Лягушка». Затем произносит это же звукосочетание тихо. « А это кто ж?» - спрашивает он. Дети: « Это лягушонок». – « Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: « Лягушонок квакает тихо, а лягушка – громко».
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.
Секрет.
Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка -ножка, мошка - ложка, сушка – ушки, мушки – кружки, мишка – мышка, шишка – книжка, замок – замок, пили – пили, кружки – кружки, дорогой – дорогой.
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.
Повтори правильно.
Воспитатель называет слово, например аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали , кукуруза и т.п. Если ребенок повторил слово неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук).
Следует вызывать тех детей, которые говорят недостаточно внятно, подбирать для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Этапы логопедической работы по формированию звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Статья «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста
Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писа...
Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае...
Особенности формирования звуковой стороны речи у детей раннего возраста.
В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми раннего возраста изучен и описан достаточно полно. Освоение звуков начинается на первом году жизни...
Статья "Формирование звуковой стороны речи" для детей средней группы
Обратить внимание родителям для правильного и эффективного воздействия на формирование ребенка речи...
Формирование звуковой стороны речи для детей средней группы.
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшаетсяпроизношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков,способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окрепи стал боле...
Формирование звуковой культуры речи у детей средней группы средствами электронных дидактических игр
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.,), элементы звуко...