Роль семьи в успешном речевом развитии ребенка 4-5 лет
консультация (средняя группа)
Деловая игра для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_uspeshnom_rechevom_razvitii_rebenka_4.docx | 344.53 КБ |
sobranie.pptx | 583.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в успешном речевом развитии ребенка 4-5 лет
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: деловая игра
Участники: учитель-логопед , воспитатели, родители.
Ход мероприятия:
-Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в
очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.
-Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка
зависит от чего? (выберите на слайде правильный ответ), докажите,
приведите личный пример.
Факторы успешного развития речи ребёнка:
-От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
-Общения ребёнка со сверстниками
-Строение артикуляционного аппарата
-Речь взрослых (как образец для детей)
-Развитие мелкой моторики
-Чтение детям художественной литературы
-Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.
- Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Характеристика речи детей пятого года жизни:
Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Речь детей становится более связанной и последовательной;
Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.
В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:
Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)
Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
Уважаемые родители! Давайте с вами вместе рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть в общении взрослого с ребенком и выберем наиболее верный выход из них.
Ситуация 1. Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.
Вопрос: Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный. Что нарисовано на картине? (Перечисляет изображенные предметы). Что делают дети на картине? (Опишут картину). Про что (о чем) рассказал художник своей картиной?(Попытаются истолковать картину).
Ситуация 2. Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая снова задает вопросы.
Вопрос: В каком возрасте вел себя так ваш ребенок?
При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?(Примерный ответ. Вопросы «кто? что? какой?») характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, попытке понять что-то новое)
Ситуация 3. Ребенок совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.
Вопрос: Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?(примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему-либо). Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.)
Чтобы ребенок был любознательным, хорошо говорил, уделяйте общению с ребенком как можно больше времени, играйте вместе.
Мы предлагаем поиграть в игры, которые помогут развивать речь вашего ребенка.
1. Игры «Ловкие пальчики»
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Пальчиковые игры
«Пальчики здороваются» (-Здравствуй пальчик! Все пальцы поочередно касаются большого пальца сначала на одной руке, затем на обеих руках одновременно)
2.Игры для формирования звукопроизношения.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
Показать картинку, на которой нарисована вьюга.
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Речевая игра «Насос»
Представьте, что у вас насос накачайте велосипедные шины. Взрослые, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
3. Игры на расширение словарного запаса
«Назови какой?, какая?»
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),
- луна (яркая, растущая и т.д.)
«Сравни предметы между собой».
Нужно найти как можно больше сходства и различия.
Стол – стул
Кресло – диван
Рубашка – футболка.
«Сплетем венок из предложений» (с мячом)
Я произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.
Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.
4. Игры «Чистоговорки»:
Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)
Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)
Жа - жа - жа, есть иголки у ежа
Жу-жу-жу молоко дадим ежу
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки
5. Игры на развитие интонационной выразительности речи
Прочитать стихотворение А. Барто «Мячик», как медведи; мышки; роботы.
6.Игры со сказками
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого. Сказка поможет скоротать время, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …(«Колобок»)
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! («Репка»)
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! («Теремок»)
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! («Курочка ряба»)
Памятка для родителей по развитию речи детей
1.Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2.Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3.Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4.Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5.Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6.Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7.Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8.Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический(речевой) слух.
9.Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10.Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11.Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12.Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13.Играйте с ребёнком в разные игры.
Успехов Вам в воспитании ваших детей!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Факторы успешного развития речи ребёнка: От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста Общения ребёнка со сверстниками Строение артикуляционного аппарата Речь взрослых (как образец для детей) Развитие мелкой моторики Чтение детям художественной литературы Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками
Ситуация 1. Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу . Вопрос: Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.
Что нарисовано на картине? (Перечисляет изображенные предметы). Что делают дети на картине? (Опишут картину). Про что (о чем) рассказал художник своей картиной?(Попытаются истолковать картину).
Ситуация 2. Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая снова задает вопросы. Вопрос: В каком возрасте вел себя так ваш ребенок ? И почему?
Вопросы «кто? что? какой ?», характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, попытке понять что-то новое .
Ситуация 3. Ребенок совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко. Вопрос : Какими , на ваш взгляд, могут быть причины?
Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему-либо). Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.)
Игры для развития речи вашего ребенка: «Ловкие пальчики» - любые пальчиковые гимнастики; Игры для формирования звукопроизношения – артикуляционные гимнастики, речевые игры; Игры на расширения словарного запаса – «Сравни предметы между собой», «Назови какой?» и др. Игры чистоговорки; Игры на развитие интонации речи; Игры со сказками.
Успехов Вам в воспитании ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка"
Консультация по данной теме будет полезная для родителей детей имеющих нарушения речи.Здесь вы найдете игры и упражнения направленные на развитие речи ребенка....
Педсовет в форме деловой игры (совместно с МДОУ№15) «Деятельность ДОУ и семьи для успешного речевого развития».
Педсовет в форме команндной деловой игры по типу телевизионной игры "Своя игра". Предполагаемые роли: ведущий, игроки , жюри. Категории вопросов касаются теории и м...
Роль семьи в коррекции речевого развития ребёнка
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание и письмо), является постоянным спутником человека.Нарушение речи влияет на личностные особенности человека; у ре...
Консультация для родителей "Наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка 5-6 лет"
Успешное овладение речью – один из аспектов успешного развития ребенка. Именно через речь ребенок воспринимает окружающий мир, может свободно контактировать со сверстниками и взрослыми, он...
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...
Презентация по теме: «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка с отклонениями в развитии».
Презентация по теме: «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка с отклонениями в развитии»....