Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации ФГОС
статья (старшая группа)
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищеСемья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. нности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semey_statya.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Е.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад №25 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Тема выступления: «Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации ФГОС»
Постепенно меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение, поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения. Большинство родителей воспитывают детей интуитивно или по принципу “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. В то же время, многие педагоги исходят из того, что именно они должны “разъяснять” родителям как следует воспитывать ребенка, подчас избирая нравоучительный тон и, как следствие, получая в ответ: “Вы - воспитатели, вот и воспитывайте!”
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
К традиционным формам взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников относятся: беседа, родительские собрания, консультирование, развлекательные мероприятия, выставки совместных работ, оформление стендов. Однако, на современном этапе, традиционные формы бывают не очень эффективными и привлекательными для родителей.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ работа должна вестись в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей. Развитие профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями осуществляется в различных формах методической работы.
2.Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Цель всех форм и методов взаимодействия с семьей является доверительные отношения воспитателя с родителями и детьми. А для того, чтобы всегда взаимодействовать с родителями, педагогу необходимо совершенствовать свои знания. В процессе сотрудничества детского сада и семьи разрабатываются разнообразные формы взаимодействия, которые условно можно разделить на три группы: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Высоко оцениваются такие формы, которые позволяют решать проблемы настоящего времени, внимательно, с уважением относится к каждому субъекту образовательных отношений (ребенок, родители, педагоги).
При взаимодействии семьи и детского сада активно используются инновационные формы и методы работы:
- «Круглый стол» по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная, клуб;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Только сотрудничество родителей и педагогов создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
-проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
-возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
-ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
-увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
-стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
-размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
-повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Литература:
- Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. - , 2002. №4
- Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
- Михайлова -Свирская Л.В. Работа с родителями:пособие для педагогов ДО/ Михайлова -Свирская Л.В. – М.:Просвещение, 2015
- Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные формы работы с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Статья для педагогов ДОУ....
Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС до.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетент...
Активные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС в ДОУ.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш...
Семинар – практикум для педагогов «Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО».
семинар...
Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образ...
Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации фгос
краткий крнспект по фгос по внедрению и введению новых форм работ с семьей воспитанника...
«Новые формы работы воспитателя с семьей в условиях введения и реализации ФГОС»
laquo;Новые формы работы воспитателя с семьей в условиях введения и реализации ФГОС»...