Мини - тренинг "Школа на пороге"
классный час

Карпукова Татьяна Владимировна

Цель тренинга – помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «Школа на пороге»  

Цель тренинга: снизить уровень родительской тревожности, связанный с переходом ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу.

Задачи:

- Установление доверительных отношений в родительском коллективе.

- Развитие потребности в самонаблюдении и самоанализе действий по отношению к ребёнку.

- Тренировка навыка вербального общения, помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе.

Ход тренинга:

  Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время прийти на тренинг. Вы знакомы уже давно и сегодня я хочу предложить Вам проверить, хорошо ли вы знаете друг к друга.

Упражнение «Хорошо ли вы знаете друг друга»

Для этого разделимся на две команды и встанем в две шеренги напротив друг друга. Теперь, по звонку колокольчика, командам нужно как можно быстрее построиться: 
• в алфавитном порядке по первой букве имени; 
• по росту; 
• по цвету волос: от самых темных до самых светлых; 
• по длине волос (например, от самых длинных до самых коротких); 
• по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот. 
Этим заданием вы заглянули друг другу в глаза и показали открытость и доверие.

                                Мини-лекция «Понятие готовности к школе»


           Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко меняется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации, физических и интеллектуальных сил. Трудным для ребенка становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учителя, сами уроки 30-40 минут, с переменами возможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое. 
           Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу.

1 вопрос: Как же этого можно добиться на практике?

2 вопрос: Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?

Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов:


Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем. 
Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Именно эту задачу вы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой. В детском саду, наряду с этим, мы формируем и социальную готовность, то есть учим детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками. И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней. 
Третий момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность, то есть возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.
  Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и еще раз да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т.д.
   В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе. 
Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц. Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка. Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти, казалось бы, нехитрые дела, приносят огромную пользу.

Уважаемые родители! Самое главное, чтобы Ваш ребенок в первый год учебы  ощущал Вашу поддержку. Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций.

Игровое упражнение «Инструкция»


           Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять. 
Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на нашем тренинге. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». (можно повторить несколько раз)

Усложняем задание и проговариваю инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».

                                  Упражнение «Добрые слова»


           Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Но иногда бывает так, что, даже хваля ребенка, мы, взрослые, используем небольшой запас слов. 

Давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся вы, когда говорите со своими близкими людьми: детьми, родными, друзьями.

Все перечисляют на листочках «Цветик семицветик»: «милый», «родной», «умный», «добрый», «красивый» и т.д.


  Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»


          Совет, который могу дать  вам, родителям будущих первоклассников - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Предлагаю вашему вниманию следующее упражнение «Закончи предложение». Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. 
• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда моего ребенка укоряют, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…

• Когда он получит двойку, я…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.


Итог тренинга. Обратная связь.


Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Ваши пожелания организаторам?

Сегодняшний тренинг я хочу закончить словами ученого психолога Леонида Абрамовича Венгера:

- «Быть готовым к школе уже сегодня – не значить уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Памятки родителям:

  • Если у ребёнка нет желания идти в школу или он боится?
  • «Советы родителям будущих первоклассников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Деловая игра "Ребёнок на пороге школьной жизни"

Участниками данной игры являются педагоги ДОУ, учителя начальной школы, родители детей подготовительной группы. В ходе игры её участники совместно решают какие психологические характеристики наиболее ...

Презентация "На пороге школы"

Презентация содержит  8 слайдов о готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению...

Педагогический совет "Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"

Педагогический совет на тему безопасности детей на дороге, в быту, в доме. Полезно для старших воспитателей при проведении педагогического совета....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...