Мини - тренинг "Школа на пороге"
классный час

Карпукова Татьяна Владимировна

Цель тренинга – помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «Школа на пороге»  

Цель тренинга: снизить уровень родительской тревожности, связанный с переходом ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу.

Задачи:

- Установление доверительных отношений в родительском коллективе.

- Развитие потребности в самонаблюдении и самоанализе действий по отношению к ребёнку.

- Тренировка навыка вербального общения, помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе.

Ход тренинга:

  Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время прийти на тренинг. Вы знакомы уже давно и сегодня я хочу предложить Вам проверить, хорошо ли вы знаете друг к друга.

Упражнение «Хорошо ли вы знаете друг друга»

Для этого разделимся на две команды и встанем в две шеренги напротив друг друга. Теперь, по звонку колокольчика, командам нужно как можно быстрее построиться: 
• в алфавитном порядке по первой букве имени; 
• по росту; 
• по цвету волос: от самых темных до самых светлых; 
• по длине волос (например, от самых длинных до самых коротких); 
• по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот. 
Этим заданием вы заглянули друг другу в глаза и показали открытость и доверие.

                                Мини-лекция «Понятие готовности к школе»


           Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко меняется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации, физических и интеллектуальных сил. Трудным для ребенка становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учителя, сами уроки 30-40 минут, с переменами возможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое. 
           Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу.

1 вопрос: Как же этого можно добиться на практике?

2 вопрос: Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?

Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов:


Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем. 
Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Именно эту задачу вы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой. В детском саду, наряду с этим, мы формируем и социальную готовность, то есть учим детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками. И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней. 
Третий момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность, то есть возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.
  Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и еще раз да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т.д.
   В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе. 
Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц. Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка. Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти, казалось бы, нехитрые дела, приносят огромную пользу.

Уважаемые родители! Самое главное, чтобы Ваш ребенок в первый год учебы  ощущал Вашу поддержку. Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций.

Игровое упражнение «Инструкция»


           Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять. 
Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на нашем тренинге. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». (можно повторить несколько раз)

Усложняем задание и проговариваю инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».

                                  Упражнение «Добрые слова»


           Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Но иногда бывает так, что, даже хваля ребенка, мы, взрослые, используем небольшой запас слов. 

Давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся вы, когда говорите со своими близкими людьми: детьми, родными, друзьями.

Все перечисляют на листочках «Цветик семицветик»: «милый», «родной», «умный», «добрый», «красивый» и т.д.


  Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»


          Совет, который могу дать  вам, родителям будущих первоклассников - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Предлагаю вашему вниманию следующее упражнение «Закончи предложение». Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. 
• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда моего ребенка укоряют, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…

• Когда он получит двойку, я…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.


Итог тренинга. Обратная связь.


Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Ваши пожелания организаторам?

Сегодняшний тренинг я хочу закончить словами ученого психолога Леонида Абрамовича Венгера:

- «Быть готовым к школе уже сегодня – не значить уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Памятки родителям:

  • Если у ребёнка нет желания идти в школу или он боится?
  • «Советы родителям будущих первоклассников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

Мини-музей "Буренушка" (мини-паспорт)

Мини-музей "Буренушка" (мини-паспорт)...

Проект «Минем туганнарым», «Минем өем – мой дом»

Лэпбук–тематическая папка по комплекту «Татарча сөйләшәбез»(«Говорим по-татарски»)...