МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст
(подготовительная группа)
Пояснительная записка:
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте решаются задачи по формированию всесторонне – развитой личности. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние на всестороннее развитие ребёнка и поэтому важно, чтобы они стали равноправными участниками в процессе развития малыша, поддерживая действия педагогов.
Проблема: взаимоотношения взрослого и ребенка на пороге школьной жизни .
Цель: повысить социально-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений на пороге школьной жизни, дать понятие готовность к школе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nazarova_n.i.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему «На пороге школьной жизни»
В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст
ПО КУРСУ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Назарова Наталья Ивановна
воспитатель, МБДОУ
«детский сад№135»
общеразвивающего вида
С приоритетным осуществлением
деятельности по направлению
социально-личностного развития детей
г. Дзержинск
г. Нижний Новгород
2014
Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст
(подготовительная группа)
Пояснительная записка:
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте решаются задачи по формированию всесторонне – развитой личности. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние на всестороннее развитие ребёнка и поэтому важно, чтобы они стали равноправными участниками в процессе развития малыша, поддерживая действия педагогов.
Проблема: взаимоотношения взрослого и ребенка на пороге школьной жизни .
Цель: повысить социально-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений на пороге школьной жизни, дать понятие готовность к школе .
Задачи:
• повысить уровень социально-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
• поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
• привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Формы работы при преодолении проблемы
Традиционные:
Анкетирование родителей
Памятки
Буклеты
Родительское собрание.
Папки – передвижки.
Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные
Семейный клуб.
Социально-психологические тренинги.
Способ мотивации участников: приглашение принять участие в комплексе игровых мероприятий на тему «семья на пороге школьной жизни»
Форма работы и название | цель | Содержание | Период |
Опрос «давайте познакомимся» анкетирование родителей «Готовность к школе» | Цель: сбор информации о семьях и выявление мотивационной готовности родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Цель: выявить осведомленность родителей о предмете социального заказа понятие – готовность к школе. | Представляет собой информационный лист, где родители оставляют информацию о себе и ребенке. Анкета содержит два вида вопросов: Родитель дает полный ответ на поставленный вопрос; Родитель описывает свое понимание начатого предложения. | 1 неделя 2неделя |
родительское собрание «Давайте познакомимся»№1 в форме круглого стола | Цель: знакомство родителей друг с другом, развитие сплоченности и установление доброжелательной атмосферы между участниками воспитательно-образовательного процесса. | 1 знакомство в кругу Цель: создание положительного настроя и эмоционального отклика. 2Упражнение «Знаете ли вы, что я…» цель: познакомить с понятием – индивидуальность. 3 Игровое упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: вычленение положительных черт (я-концепция) 4 Рефлексия «связующая нить» цель: отражение положительных и отрицательных сторон мероприятия. | 3 неделя |
Буклет «Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе»» | Цель: познакомить с общественным мнением и пониманием готовности ребенка к школе. | Конец 3 недели | |
Семейный клуб «знакомство№2» | Цели мероприятия: Научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержку ребенка, а не эксперта, оценивающего уровень интеллектуального развития; научить родителей показывать ребенку, что он интересен и важен сам по себе, вне зависимости от его удач и просчетов. | 1 Упражнения на развитие эмоциональной и социальной компетентности ребенка 2 Упражнения на проявление интеллектуальных умений и инициативы ребенка 3 Упражнение «Рисуем свое чувство». 4Упражнение «Техника "Активное слушание" и форма "Я— высказывание"» 5 Упражнение «Заменим оценочную форму обращения к ребенку на Я-высказывание» | 4 неделя |
Семейная викторина «веселое азбуковедение» | Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей. | 1Игра «Расшифруй слова-анаграммы» 2Игра «Волшебная палочка феи Словарины». 3Игра «Кто как голос подаёт» (с мячом) 4Игра «Кто где живёт» 5Игра «Звёздный час». 6Игра «Разгадай ребус». | 5 неделя |
Семейная викторина «умные сказки» | Цель: Вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, дать опыт эмоционально насыщенного взаимодействия детей и родителей на основе приобщения к детской художественной литературе. | 1Игровое упражнение «Сказочная страна» 2Игровое упражнение «Сказочная математика» 3Игровое упражнение с мячом «Сказочное лото» 4Игровое упражнение «Хорошо-плохо» 5Конкурс «Живая скульптура» 6 общий танец | 7 неделя |
Семейный клуб «чаша доброты» | Цель: развивать социальные эмоции. Задачи: - развивать умения адекватно выражать свои эмоции; - знакомить с понятиями : настроение, осознание доброты; - формировать адекватную самооценку; - повышать уверенность в себе: - развивать творческое воображение, речь. | 1Игра «Передай чувство». 2Игра «Незнайкины небылицы». 3игровое упражнение «Волшебный стул» 4Аутотренинг «Чаша доброты». 5рефлексия «волшебный лепесток» | 8 неделя |
Семейный клуб «умница, разумница» | Цель: Сблизить родителей и детей. Способствовать развернутым речевым высказываниям дошкольников. | 1Игра на развитие мышления «Сравнение предметов» 2Игра на развитие мыслительных процессов «Найди лишнее слово» 3Игра «Что лишнее в сказке»? 4Игра с мячом «Скажи наоборот» 5Игры для развития воображения «Пантомима» «Комбинирование» | 9 неделя |
Папка -передвижка «рекомендации для заботливых родителей» | Цель: направить родителей на понимание партнерских взаимоотношений с ребенком. | 10неделя | |
Семейный клуб «по дороге в школу» | Цель: Предупредить школьную тревожность у родителей и детей. Снять эмоциональное напряжение. Обучить конструктивным способам выхода из проблемных ситуаций родителей и детей. Показать приемы эмоциональной поддержки и методы снятия эмоционального напряжения. | 1Игра «Подарок» 2Беседа с детьми. «правила поведения» 3Проективный тест «Школа» 4Игра «Ассоциации» с мячом 5Путешествие по карте «По дороге в школу» | 12 неделя |
Я постоянно в поиске новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель -воспитывать будущих созидателей жизни. Для меня вопрос взаимоотношений родителей и детей оказался очень сложным, так как требовался особый такт.
Я попыталась разобраться в данной проблеме, представить себя в роли родителя, побывать ребенком, связать все компоненты во едино — и это помогло в разработке особых форм взаимодействия с семьей.
Я выделила, что проводимые мероприятия очень сближают, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. Взрослые по отношению к детям стали дружнее, культурнее, вежливее и веселее. В группе – атмосфера дружелюбия и взаимопонимания.
Я уверена, что проводимая работа взаимодействия с семьей и повышение социально-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана работы с семьей в рамках темы, изучаемой согласно перспективно-календарного плана
Тема недели "Великая Отечественная война" (старшая группа)...
Проектирование разработка плана работы с семьей в рамках темы «Здоровье» изучаемой с детьми согласно перспективно-календарного плана(группа детей старшего дошкольного возраста)
Проект созданный в рамках темы "Здоровье"...
Конспект методической разработки посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. на тему: «Спасибо за Победу!» для детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи: Дать детям расширенное представление об истории нашей Родины;Рассказать о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов средствами художественного слова, обогащая их знания о том,...
Методическая разработка "Примерное недельное планирование образовательной деятельности по теме Я познаю мир"при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка содержит краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Я познаю мир" , таблицу по педагогическому насыщению центров активности по теме и наглядные ...
План работы по теме самообразования: «Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»
План работы по теме самообразования:«Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»Старшая группа ...
Методическая разработка «Удивительные фокусы клоуна Тимоши» представлена в рамках авторской программы «Маленький исследователь» и содержит цикл совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию
Методическая разработка «Удивительные фокусы клоуна Тимоши» представлена в рамках авторской программы «Маленький исследователь» и содержит цикл совместной образовательной деяте...
Комментарии
"НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ"
ИНТЕРЕСНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.