Основы воспитания и культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
консультация
Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на приобретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_vospitaniya_i_kultury_zdorovya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы воспитания и культуры здоровья у детей дошкольного возраста
Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на приобретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней.
Ранний и дошкольный возраст – уникальный и самоценный период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение различных способов деятельности и осуществления себя в них, обретая опыт.
Показателем культуры здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста выступает его элементарная здоровьесберегающая компетентность как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, одной стороны, и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.
Критериями культуры здоровья в раннем и дошкольном возрасте становятся:
- наличие ценностного отношения у ребенка к здоровью и жизни человека;
- наличие системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах поведения, здоровом образе жизни;
- наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности;
- проявление элементарной здоровьесберегающей компетентности;
- проявление позиции субъекта здоровьсозидания.
Культура здоровья детей раннего и дошкольного возраста - это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат прежде всего воспитания. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьезные требования и к культуре здоровья родителей и семьи в целом.
Сохранение и укрепление Физического и психического здоровья детей. В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.
При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.
Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Во время еды учить детей правильно держать ложку.
Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки —смотреть, ушки —слышать, носик - нюхать, язычок — пробовать (определять) на вкус, ручки—хватать, держать, трогать; ножки—стоять, прыгать, бегать, ходить; голова—думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
В младшем и среднем дошкольном возрасте оптимальными технологиями считаются: экспериментирование, дидактические игры на предметной и предметно- манипулятивной основе, сюжетные игровые ситуации проблемного характера, сюжетно- ролевая игра, чтение детской художественной литературы, интеграция художественного слова и игры.
К таким интеграционным формам можно отнести: инсценировки сказочных и реальных ситуаций с помощью игрушек, чтение потешек, закличек, попевок, стихов, показ иллюстраций по теме, игры с куклой – марионеткой, разыгрывание сказок с помощью фланелеграфа, игры- экспериментирования, игры- путешествия предметного характера, подражания сказочным персонажам, тематические беседы, использование сюжетных картинок по ЗОЖ, показ ряда последовательных действий с предметами с дальнейшим выполнением их детьми, самостоятельные игры с предметами, работа с фотографиями.
К современным технологиям воспитания культуры здоровья дошкольников относятся проблемные и ситуационные задачи. В младшем дошкольном возрасте решение проблемных ситуаций связано с действиями типа отгадывания и поиска, которые сопровождаются словами педагога. В среднем дошкольном возрасте проблемная ситуация приобретает вид отгадывания простейших загадок с рифмованным ответом в конце. В старшем дошкольном возрасте детей происходит поиск правильного решения. Специфика ситуационной задачи заключается в том, то она носит ярко выраженный практико- ориентированный характер.
Наряду с технологиями проблемного воспитания в старшем дошкольном возрасте применяются технологии проектной деятельности дошкольников, коллекционирования, театрализованной инсценировки, литературно- игровой деятельности и технологии организации самостоятельной деятельности детей в освоении культуры здоровья.
Одной из популярных технологий является проектирование, отличающийся применением детьми имеющихся у низ знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, результативность которой можно продемонстрировать публично, индивидуальная заинтересованность в нем.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога: от транслятора готовых знаний к инсцинированию поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы. Педагог помогает детям самостоятельно найти выход, открыть новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе реализации проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей и взрослых.
Таким образом, современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольников имеют несколько общих признаков: ориентирвоанность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путем, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребенок будет чувствовать себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который несет ответственность за свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
основы воспитания культуры здоровья у дтей дошкольног овозраста...
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Воспитание культуры здоровья у детей....
Консультация для воспитателей "Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
Что понимается под культурой здоровья детей дошкольного возраста? Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его с...
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"...
Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).
Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ре...
Методическая разработка "Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)"
Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста(из опыта работы воспитателя) Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собо...