ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
статья (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
В рамках данной статьи будут рассмотрены некоторые направления работы со сказкой в рамках деятельности по воспитанию культуры питания у детей. Сказки – кладезь нравственных и воспитательных уроков, которые учат добру, дружбе, преодолению трудностей, достижению целей и т.д. Кроме того, сказка нередко транслирует правила здорового питания.
В качестве разминки и погружения в тематику здорового питания, детям предлагается разработать и нарисовать визуальный образ определенного продукта таким образом, чтобы при взгляде на рисунок стало ясно, для здоровья каких органов он является наиболее полезным. Для выполнения задания ребенку необходимо совершить последовательность следующих действий. Действие 1: осуществление выбора объектов. Например, морковь, черника, рыба. Действие 2: определение конкретной роли и “адресного” значения продуктов для организма человека - детям необходимо определить, на какие органы и процессы в организме оказывают влияние выбранные продукты. Так, например, морковь и черника полезны для зрения, в свою очередь, рыба полезна для улучшения работы мозга. Действие 3: разработка наглядного представления пользы продукта в виде визуального образа - детям необходимо придумать, как можно продемонстрировать связь выделенных продуктов и процессов в организме, на которые они оказывают воздействие. Так, в рамках первого примера, чтобы показать взаимосвязь «глаза + морковь + черника», ребенок может нарисовать глаз, общий контур которого будет изображен в виде морковки, а на месте зрачка будет красоваться ягодка черники. В свою очередь, чтобы продемонстрировать, роль рыбы в активизации мыслительной деятельности, дети могут нарисовать рыбку, чешуя которой напоминает извилины головного мозга.
Таким образом, данное упражнение позволяет на уровне визуально-образного мышления установить взаимосвязь между полезными продуктами и их значении для того или иного органа. Часто дети даже не знают, почему необходимо употреблять ту или иную пищу, поэтому совмещение продукта и органа, на который он оказывает положительно влияние, в виде совокупного визуального образа, позволит существенно повысить успешность усвоения данной информации. Вспомнив однажды, к примеру, образ глаза, изображенного в форме морковки, ребенок осознает, как важно съесть морковь, чтобы поддержать свое зрение.
Таким образом, данный метод рассчитан на закрепления в памяти ребенка визуального изображения продукта и его положительного воздействия на организм. Задание приобретает особую актуальность в связи с высокой степенью развития у детей образного и ассоциативного мышления
В качестве следующего этапа выполнения задания можно попросить ребенка нарисовать сказочный пейзаж (или иную композицию), который состоит исключительно из съедобных объектов – продукты питания, подобранные по аналогии к первоначальным объектам, выполняют роль растений, построек и т.д. Например, можно изобразить различные виды деревьев с помощью следующих продуктов питания: брокколи, зеленый перец (напоминающий кипарис), петрушка, укроп и другая зелень и т.д. Домики на рисунке могут быть сырными или пряничными. Передвижение осуществляется на основе «банановых технологий» и т.д. Важно, чтобы ребенок, во-первых, проанализировал, на какие продукты питания похожи привычные объекты (нашел аналогии по комплексу признаков). Во-вторых, представил их в творческом и необычным виде (пока что не для всех привычно видеть сметану на месте облаков). В-третьих, подумал, почему важно есть ту или иную пищу.
После выполнения заданий-разминок можно приступать к основной части упражнения. Детям предлагается составить рацион для героя произведения и продумать систему аргументации, на основе которой получится убедить выбранного персонажа перейти на здоровый образ жизни. Так, дети младшего возраста могут разработать рацион питания для Винни Пуха или пациентов Айболита. Примечательно, что данное задание может применяться не только в рамках дошкольного учреждения, в связи с тем, что носит междисциплинарный характер и может быть реализовано в рамках интегрированных уроков. Рассмотрим многогранность данного упражнения на следующем примере.
В качестве героя, известного ребенку и нуждающемуся в коррекции питания, может быть выбран Карлсон. С целью развития речи дети могут охарактеризовать героев, но уже с акцентом на лингвистику: подбирать соответствующие синонимы, антонимы, создавать предложения, членами которых являются слова в рамках определенных тематик. С целью расширения кругозора ребенка и рассмотрения основ географии можно осветить особенности Родины Карлсона – Швеции, разобраться в особенностях данной страны. В свою очередь, исторические факты помогут узнать основные факты из жизни населения Швеции.
Следующим этапом является диагностика исходной ситуации и выявление пищевых привычек – так, Карлсон употребляет чрезмерное количество варенья, пропагандирует приверженность к вредной пищи, чем пагубно влияет на образ жизни молодежи. Можно выработать следующие рекомендации по формированию его нового рациона. Поскольку герой любит сладкое, в рацион рекомендуется добавить фруктов (они, как правило, тоже сладкие), а также заменить сахар на мед и сухофрукты; варенье можно заменить на фруктовое пюре, желе и т.д.; вместо булочек предложить ему есть запеканки, а также добавить в рацион полноценную пищу: завтрак, обед и ужин. Кроме того, можно предложить детям придумать какое-нибудь чудесное растение, которое будет и вкусным, и полезным для героя.
С целью активизации конструирования можно попросить детей спроектировать приспособление, которое будет доставлять правильное питание Карлсону прямо на крышу, но при этом будет также инициировать его физическую активность. Таким образом, детям необходимо принять творческое решение в заданных условиях, разрешить противоречие, и т.д. На иностранном языке детям необходимо будет выступить в качестве переводчиков, чтобы донести информацию до главного героя.
В завершении тематики важно продумать, как можно убедить Карлсона отказаться от бесконтрольного поедания варенья и начать вести здоровый образ жизни, пользуясь так старательно разработанными для него рекомендациями. Здесь можно применить метод ролевой игры, в рамках которой команды детей по очереди будут играть роль то Карлсона, то самих себя, высказывая и опровергая аргументы друг друга. Иными словами, одна команда будет продумывать, как можно убедить Карлсона начать соблюдать предложенный рацион, в то время как вторая команда будет настаивать на своих контраргументах. После проведения переговоров команды могут принять обще решение и, если необходимо, поменяться ролями.
Можно выделить следующие основные цели упражнения: воспитание культуры питания, развитие мышление, активизация творческого подхода, расширение кругозора и развития речи детей. Кроме того, данное задание направлено на отработку материала в игровой форме, развитие навыков эффективных коммуникаций, публичных выступлений и т.д. В процессе выполнения задания реализуется комплекс воспитательных целей, которые достигаются посредством создания ситуации, когда дети вынуждены самостоятельно убедить героя отказаться от вредных продуктов (иными словами, занимают место взрослых, убеждающих своих детей не есть чипсы и т.д.). Подобные ролевые игры постепенно приведут к более ответственному отношению детей к своему питанию, а также пониманию позиции родителей и педагогов в вопросах здорового образа жизни.
Таким образом, в статье были представлены некоторые направления работы со сказкой в рамках деятельности по формированию культуры питания у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция мультфильмов в деятельность по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Золотая медаль: здоровый образ жизни»
Описание работы над проектом «Золотая медаль: здоровый образ жизни»...
«Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»
Консультация для воспитателей...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...
Выступление на педагогическом совете «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»
О необходимости сотрудничества семьи и детского сада в вопросах ЗОЖ...
Культура здоровья семьи - одно из обязательных условий воспитания культуры здорового ребенка.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. ...
Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка
Консультация для воспитателей...
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"...