ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
статья (средняя группа)

Дикаева Разита Сайд-Магомедовна

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_kultury_zdorovya_u_detey_doshk_vozr.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

В рамках данной статьи будут рассмотрены некоторые направления работы со сказкой в рамках деятельности по воспитанию культуры питания у детей. Сказки – кладезь нравственных и воспитательных уроков, которые учат добру, дружбе, преодолению трудностей, достижению целей и т.д. Кроме того, сказка нередко транслирует правила здорового питания.

В качестве разминки и погружения в тематику здорового питания, детям предлагается разработать и нарисовать визуальный образ определенного продукта таким образом, чтобы при взгляде на рисунок стало ясно, для здоровья каких органов он является наиболее полезным. Для выполнения задания ребенку необходимо совершить последовательность следующих действий. Действие 1: осуществление выбора объектов. Например, морковь, черника, рыба. Действие 2: определение конкретной роли и “адресного” значения продуктов для организма человека - детям необходимо определить, на какие органы и процессы в организме оказывают влияние выбранные продукты. Так, например, морковь и черника полезны для зрения, в свою очередь, рыба полезна для улучшения работы мозга. Действие 3: разработка наглядного представления пользы продукта в виде визуального образа - детям необходимо придумать, как можно продемонстрировать связь выделенных продуктов и процессов в организме, на которые они оказывают воздействие. Так, в рамках первого примера, чтобы показать взаимосвязь «глаза + морковь + черника», ребенок может нарисовать глаз, общий контур которого будет изображен в виде морковки, а на месте зрачка будет красоваться ягодка черники. В свою очередь, чтобы продемонстрировать, роль рыбы в активизации мыслительной деятельности, дети могут нарисовать рыбку, чешуя которой напоминает извилины головного мозга.

Таким образом, данное упражнение позволяет на уровне визуально-образного мышления установить взаимосвязь между полезными продуктами и их значении для того или иного органа. Часто дети даже не знают, почему необходимо употреблять ту или иную пищу, поэтому совмещение продукта и органа, на который он оказывает положительно влияние, в виде совокупного визуального образа, позволит существенно повысить успешность усвоения данной информации. Вспомнив однажды, к примеру, образ глаза, изображенного в форме морковки, ребенок осознает, как важно съесть морковь, чтобы поддержать свое зрение.  

Таким образом, данный метод рассчитан на закрепления в памяти ребенка визуального изображения продукта и его положительного воздействия на организм. Задание приобретает особую актуальность в связи с высокой степенью развития у детей образного и ассоциативного мышления

В качестве следующего этапа выполнения задания можно попросить ребенка нарисовать сказочный пейзаж (или иную композицию), который состоит исключительно из съедобных объектов – продукты питания, подобранные по аналогии к первоначальным объектам, выполняют роль растений, построек и т.д. Например, можно изобразить различные виды деревьев с помощью следующих продуктов питания: брокколи, зеленый перец (напоминающий кипарис), петрушка, укроп и другая зелень и т.д. Домики на рисунке могут быть сырными или пряничными. Передвижение осуществляется на основе «банановых технологий» и т.д. Важно, чтобы ребенок, во-первых, проанализировал, на какие продукты питания похожи привычные объекты (нашел аналогии по комплексу признаков). Во-вторых, представил их в творческом и необычным виде (пока что не для всех привычно видеть сметану на месте облаков). В-третьих, подумал, почему важно есть ту или иную пищу.

После выполнения заданий-разминок можно приступать к основной части упражнения. Детям предлагается составить рацион для героя произведения и продумать систему аргументации, на основе которой получится убедить выбранного персонажа перейти на здоровый образ жизни. Так, дети младшего возраста могут разработать рацион питания для Винни Пуха или пациентов Айболита. Примечательно, что данное задание может применяться не только в рамках дошкольного учреждения, в связи с тем, что носит междисциплинарный характер и может быть реализовано в рамках интегрированных уроков. Рассмотрим многогранность данного упражнения на следующем примере.

В качестве героя, известного ребенку и нуждающемуся в коррекции питания, может быть выбран Карлсон. С целью развития речи дети могут охарактеризовать героев, но уже с акцентом на лингвистику: подбирать соответствующие синонимы, антонимы, создавать предложения, членами которых являются слова в рамках определенных тематик. С целью расширения кругозора ребенка и рассмотрения основ географии можно осветить особенности Родины Карлсона – Швеции, разобраться в особенностях данной страны. В свою очередь, исторические факты  помогут  узнать основные факты из жизни населения Швеции.

Следующим этапом является диагностика исходной ситуации и выявление пищевых привычек – так, Карлсон употребляет чрезмерное количество варенья, пропагандирует приверженность к вредной пищи, чем пагубно влияет на образ жизни молодежи. Можно выработать следующие рекомендации по формированию его нового рациона. Поскольку герой любит сладкое, в рацион рекомендуется добавить фруктов (они, как правило, тоже сладкие), а также заменить сахар на мед и сухофрукты; варенье можно заменить на фруктовое пюре, желе и т.д.; вместо булочек предложить ему есть запеканки, а также добавить в рацион полноценную пищу: завтрак, обед и ужин. Кроме того, можно предложить детям придумать какое-нибудь чудесное растение, которое будет и вкусным, и полезным для героя.

С целью активизации конструирования можно попросить детей спроектировать приспособление, которое будет доставлять правильное питание Карлсону прямо на крышу, но при этом будет также инициировать его физическую активность. Таким образом, детям необходимо принять творческое решение в заданных условиях, разрешить противоречие, и т.д. На иностранном языке детям необходимо будет выступить в качестве переводчиков, чтобы донести информацию до главного героя.

В завершении тематики важно продумать, как можно убедить Карлсона отказаться от бесконтрольного поедания варенья и начать вести здоровый образ жизни, пользуясь так старательно разработанными для него рекомендациями. Здесь можно применить метод ролевой игры, в рамках которой команды детей по очереди будут играть роль то Карлсона, то самих себя, высказывая и опровергая аргументы друг друга. Иными словами, одна команда будет продумывать, как можно убедить Карлсона начать соблюдать предложенный рацион, в то время как вторая команда будет настаивать на своих контраргументах.  После проведения переговоров команды могут принять обще решение и, если необходимо, поменяться ролями.

Можно выделить следующие основные цели упражнения: воспитание культуры питания, развитие мышление, активизация творческого подхода, расширение кругозора и развития речи детей. Кроме того, данное задание направлено на отработку материала в игровой форме, развитие навыков эффективных коммуникаций, публичных выступлений и т.д. В процессе выполнения задания реализуется комплекс воспитательных целей, которые достигаются посредством создания ситуации, когда дети вынуждены самостоятельно убедить героя отказаться от вредных продуктов (иными словами, занимают место взрослых, убеждающих своих детей не есть чипсы и т.д.).  Подобные ролевые игры постепенно приведут к более ответственному отношению детей к своему питанию, а также пониманию позиции родителей и педагогов в вопросах здорового образа жизни.

Таким образом, в статье были представлены некоторые направления работы со сказкой в рамках деятельности по формированию культуры питания у детей.


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

Данная статья направлена на ознакомление с методом генерирования идей в рамках проектной деятельности учащихся с целью развития творческого, психологического и социального аспектов здоровья. В рамках задания детям предлагается придумать идеи усовершенствования выбранного объекта посредством метода произвольных приставок, впервые описанном Джанни Родари, для чего необходимо выполнить последовательность следующих действий.

Первое действие заключается в выборе объекта для улучшения и модификаций. При этом рекомендуется выбирать объект исходя из следующих соображений: интерес и предпочтения ребенка, близость к тематике предмета, образовательным и воспитательным целям, наличие возможности частичной реализации идей и др. Например, стул. Второе действие подразумевает определение основных сложных приставок, значение которых несет смысловую нагрузку. Например,  мело-, аква-, зоо-. В качестве третьего действия детям предлагается расшифровать значения выбранных приставок: «мело» - относящийся к музыке, пению, от греческого melos – песнь; «аква» - имеющий отношение к воде, от латинского aqua – вода; «зоо» - имеющий отношение к животному миру, от греческого zoon - животное. Для закрепления материала детям необходимо привести примеры употребления приставок – определить слова, образованные с их помощью: меломан, акваланг, зоопарк и т.д.

Четвертое  действие заключается в объединении каждой приставки с исходным объектом и последующей разработке описания творческой модификации объекта, получившейся на основе значения приставки. Так, “мелостул” - музыкальный стул-оркестр, все детали которого представляют собой музыкальные инструменты (в сидение вмонтированы клавиши, спинка сделана из струн, а подлокотники оснащены духовыми трубами). “Аквастул” – “плавающий стул” – для тех, кто любит кататься на катамаране, но хочет выделиться, или “водный стул” – бутылка в форме стула или детский резиновый матрац-стул для купаний, “жидкий стул” – расстройство желудка, вызванное неправильным питанием. В свою очередь, “зоостул” – это  стул-животное (для тех, у кого аллергия на домашних питомцев, но очень хочется кого-то завести). Кроме того,  “зоостулом” может быть специальный стул для домашних бегемотиков или обучающий стул для детей (со звуками животного мира). Таким образом, детям необходимо придумать как можно больше трактовок получившегося объекта, созданного на основе комбинации со значением приставки, а также активизации дивергентного мышления.

На сегодняшний день проектная деятельность является одним из наиболее актуальных методов комплексного развития детей в единстве творческого, психологического, интеллектуального, соматического, социального и нравственных аспектов. С целью повышения эффективности процесса выбора тематики проекта может быть успешно применен метод суперприставок. Примечательно, что исходным объектом в рамках проектной деятельности может быть спектр понятий, а именно: конкретный предмет (доска, пенал, часы, книга и т.д.), абстрактное понятие (знание, здоровье, питание и т.д.), событие (день здоровья, 8 марта, день науки, тематическая акция и т.д.), общеобразовательный предмет (биология, геометрия), эмоциональное состояние (радость, смущение и т.д.) и т.д.

Рекомендуется начать с объектов, встречающихся учащимся в школьной жизни. Рассмотрим применение данного метода на примере, в рамках которого предположим, что объектом для совершенствования при помощи метода суперприставок была выбрана шпаргалка. Предварить применение метода можно заданием «хорошо-плохо», в ходе которого детям предлагается провести переговоры, в которых каждая сторона будет отстаивать свою точку зрения: либо «за», либо «против». Так, команда противников шпаргалок будет мотивировать свое отношение нечестностью, нарушением правил, снижением качества знаний, формированием привычки к поверхностным действиям и т.д. В то время как команда сторонников может взглянуть на данный объект творчески: в широком понимании слова, шпаргалкой можно назвать памятку, в которой тезисно / ассоциативно-образно / в виде интеллект-карты представлены основные аспекты рассматриваемой темы. Кроме того, во время разработки шпаргалок информация повторяется, прорабатывается, систематизируется, то есть особую значимость для усвоения и запоминания материала приобретает сам процесс разработки шпаргалки. Следующим аргументом может стать тот факт, что шпаргалки вовсе не обязательно должны касаться тематики урока – можно разработать серию шпаргалок-правил: «Как вести себя в минуту грусти?», «Как стать уверенным в себе?»,  «Что подарить Маме на “простотак”?» и т.д. Разработка подобных “шпаргалок” будет способствовать комплексному развитию личности.

После погружения в тематику необходимо разработать усовершенствования исходного объекта как основы дальнейших проектов. Возможные модификации шпаргалки в рамках ведения проектной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1. «Применение метода суперприставок в проектной деятельности учащихся»

-|

Усовершенствование исходного объекта

Мероприятия в рамках проектной деятельности
на основе модификаций объекта

 «Если безобразие нельзя остановить, его надо возглавить» (просторы сети Интернет) 

Исходный объект: шпаргалка

Супер

Супершпаргалки: познавательные, интересные, яркие, иллюстрированные

Для реализации данного проекта школьникам необходимо проработать учебный материал, после чего составить «супертекст» шпаргалок (посредством внедрения юмора, иллюстраций и приемов мнемотехники и т.д.). Можно разработать шпаргалку в виде комикса

Полу

Полушпаргалки: содержащие подсказки, но
не предоставляющие конкретных ответов

Для реализации данного проекта школьникам необходимо разработать памятки для каждой темы. Это могут быть интеллект-карты, визуальные ассоциативные образы для ключевых тематик в рамках разделов и другие опорные символы и тексты, которые позволят напомнить учащимся тематику, и не будут предоставлять готовых ответов

Анти

Антишпаргалки: система мер по профилактике использования шпаргалок

Для реализации данного проекта школьникам необходимо разработать и внедрить систему мероприятий, направленных на то, чтобы сделать шпаргалки бессмысленными. Например, провести опрос одноклассников и выяснить, как должен быть отработан полученный на уроке материал, чтобы он успешно усвоился (в виде сценки, плаката и т.д.), после чего реализовать наиболее предпочтительные формы.

Кроме того, основой проекта может стать разработка тематической игры (квеста), при прохождении которой учащиеся так качественно осваивают информацию, что шпаргалки утрачивают свою актуальность

Аэро

Аэрошпаргалки: воздушные шпаргалки

Для реализации данного проекта школьникам необходимо разработать систему «воздушных шпаргалок», к которым могут относиться следующие объекты: тематические плакаты, памятки и объявления, подвешенные к потолку, и представляющие понятия и термины, закодированные в виде образов; воздушные гирлянды с опорной информацией в рамках предмета и т.д. Таким образом, данный проект может превратиться в разработку и внедрение образовательного дизайна кабинета

Видео

Видео-шпаргалки:

Для реализации данного проекта школьники могут создать свое образовательное телевидение, в рамках которого снимать небольшие видеофрагменты и освещать основные темы предмета. При этом телевидение не будет ограничиваться простым пересказом слов педагога: ученики могут брать тематические интервью, вести, затрагивающие конкретные аспекты в рамках темы видеонаблюдения и т.д. Это позволит вовлечь детей в активную школьную жизнь, организовать их досуг, проработать материал, а также развить комплекс навыков

Мото

Мотошпаргалки: передвижные шпаргалки

Идея проекта «Мотошпаргалок» может основываться на комбинации следующих основных положений. Во-первых, понятие «передвижные» может ассоциироваться с технологией игр по станциям, в рамках которой участники передвигаются с одной станции на другую. Во-вторых, очевидно, что лучшая шпаргалка – та, которая составлена специалистом в данной области.После объединения данных положений учащиеся могут разработать идею «Фестиваля шпаргалок из первых уст» -  Данное мероприятие будет представлять собой игру по станциям. Перемещаясь, школьники будут встречаться с представителями различных профессиональных областей, которые будут отвечать на вопросы учеников, делиться своим опытом и советами-шпаргалками. Таким образом, данный проект позволит сформировать комплекс навыков, необходимых детям для успешного становления личности

Архео

Археошпаргалки: древние шпаргалки

В рамках реализации данного проекта школьники могут создать музей шпаргалок (реальный или виртуальный), в котором представить наиболее интересные образцы шпаргалок. При этом возможны следующие модификации идей (на основе их принадлежности к древности).

Во-первых, шпаргалки могут быть оформлены в древнем стиле: свитки с летописью; ватманы, декорированные под наскальные надписи и т.д.

Во-вторых, формулировки текста в шпаргалках могут быть адаптированы  к  правилам и нормам, характерным для определенной эпохи: «Сударь, не гневайтесь, а извольте откушать…» и т.д.

В третьих, «древним», может быть само содержание шпаргалок - для этого учащимся необходимо предположить, чему могли быть посвящены шпаргалки-памятки прошлого. Выбранные тематики могут быть как реальными, с образовательной точки зрения (исходя из материала, пройденного на школьных предметах),  так и фантастичными: «Как найти Дракона и уговорить его содействовать свадьбе с Дамой сердца», «Как приготовить приворотное зелье,  если под рукой нет волоска единорога», «Цветочек Аленький в схемах и таблицах»  и т.д.

Моно

Моношпаргалка – одна-единственная

В рамках данного проекта учащиеся могут разработать и внедрить «Право одной шпаргалки» - право учащихся один раз в год в рамках предмета открыто воспользоваться шпаргалкой, оформленной в соответствии с определенными требованиями.

Таким образом, учащимся необходимо разработать положение о данном праве, сформировать экспертный совет, принять правила оформления «моношпаргалки», согласовать идею с администрацией и педагогами, составить список учителей, поддерживающих проект и т.д.

При реализации проекта также можно разработать дизайн карты «Одной шпаргалки», которая будет действовать на предметах, преподаватели которых выразили согласие принять участие в проекте.

Таким образом, проект позволит развить у учащихся комплекс следующих навыков:

- аргументация точки зрения при  привлечении сторонников и убеждении педагогов в актуальности самой идеи и предлагаемых мер,

- разработка и ведение соответствующей документации (положения, формы контроля и т.д.),

- работа с информацией: как в ходе реализации проекта в целом, так и   процессе разработки требований к проработке шпаргалки, которая может быть использована в рамках Права моношпаргалки и т.д.

Это позволит не только активизировать творческое мышление учащихся, но и снизить уровень стресса в период обучения

Мело

Мелошпаргалки – музыкальные шпаргалки

Учащимся предлагается разработать систему музыкальных шпаргалок – придумать или переделать песни, посвятив их определенным тематикам в рамках предметов. Учебные тексты, оформленные самими учениками в виде песен, запоминаются с заметно большей эффективностью

Экс

Экс-шпаргалка – бывшие шпаргалки

Ученикам предлагается создать выставку, представленную всевозможными объектами, сделанными из бывших шпаргалок. Иными словами, вместо того, чтобы выкинуть исписанную бумагу, детям необходимо придумать, как смастерить из нее различные поделки, после чего реализовать свои идеи в виде выставки экс-шпаргалок.  Данный проект будет способствовать не только творческому развитию, но и экологическому воспитанию учащихся

Из таблицы видно, что реализация мероприятий, придуманных посредством метода суперприставок, направлена на вовлечение школьников в учебную деятельность на основе активизации их творческого мышления.

После того как множество вариантов возможных идей намечены, учащиеся могут определиться с основным направлением своего проекта, после чего детально проработать и реализовать его.

На основании всего вышесказанного можно выделить основные цели упражнения: развитие творческих способностей (отработка технологии генерирования идей, преобразование одного и того же исходного объекта во множество вариантов улучшения на основе дивергентного мышления), развитие мышления (отработка умения выстраивать взаимосвязи между объектами и свойствами,  проецирование набора характеристик на исходный объект), развитие речи (отработка методов словообразования,  разбор правописания и значения сложных приставок, интеграция новых слов в практику обычной речи), активизация проектной деятельности (использование конкретной методики генерирования идей в рамках проектной деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Культура здоровья семьи - одно из обязательных условий воспитания культуры здорового ребенка.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. ...