Методическая разработка "Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)"
статья

Сафронова Ольга Викторовна

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста

(из опыта работы воспитателя)

      Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностью и социально значимых способов деятельности, направленных на приобретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней.

      Дошкольный возраст уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребёнка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.

      Здоровье это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

      Культура здоровья детей дошкольного возраста это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребёнка, результат прежде всего воспитания. Своё начало культура здоровья ребёнка берёт в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьёзные требования и к культуре здоровья родителей и семьи в целом.

      Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. В течении года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегчённой одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учётом состояния их здоровья.

Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

Во время еды учить детей правильно держать ложку.

      Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

      Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки смотреть; ушки слышать; носик нюхать; язычок пробовать (определять) на вкус, ручки хватать, держать, трогать; ножки стоять, ходить, прыгать, бегать; голова думать, запоминать; туловище наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

      Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. К современным технологиям воспитания культуры здоровья дошкольников относятся проблемные и ситуационные задачи. В младшем дошкольном возрасте решение проблемных ситуаций связано с действием типа отгадывания и поиска, которые сопровождаются словами педагога. В среднем дошкольном возрасте проблемная ситуация приобретает вид отгадывания простейших загадок с рифмованным ответом в конце. В старшем дошкольном возрасте у детей происходит поиск правильного решения. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер.

      Современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольника имеют несколько общих признаков: ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путём, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребёнок будет чувствовать себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который несёт ответственность за свои действия.

      Педагог планирует свою работу с детьми, т.е.это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.

      Воспитатели должны привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

      В процессе организации системы работы по приобщению детей к здоровому образа жизни использую разные формы (прогулки, досуги, развлечения, неделя здоровья, экскурсии, методы, приёмы, среди которых выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки); игру (сюжетно–ролевые, дидактические игры). Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приёмы, выбранные мною, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.

      Проводим мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

      Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу: характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии):

  • приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями детей и педагогов;
  • осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять своё здоровье, вести здоровый образ жизни;
  • формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.

      Можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.

Для профилактики заболеваемости детей мы составили карту использования здоровьесберегающих технологий и используем её в своей работе.

Карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Название здоровьесберегающей технологии время проведения в режиме дня, периодичность, результат:

  • динамические паузы (физминутки) во время занятий 2-5 мин, по мере утомления (восстановление работоспособности, исчезновение признаков утомления);
  • пальчиковая гимнастика ежедневно 3-5 мин. (развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания);
  • гимнастика после сна ежедневно после дневного сна 5-10 мин. (оптимизация двигательной мышечной активности организма детей);
  • дыхательная гимнастика в хорошо проветренном помещении, после сна или после прогулки, 5-10 мин. (профилактика заболеваний дыхательных путей, восстановления носового дыхания);
  • релаксация перед сном 7-12 мин. (нормализация сна детей, восстановление психологического равновесия);
  • подвижные игры на прогулке 10-20 мин. (развитие двигательной активности, координации движений, внимания, ловкости и т. д.);
  • игры малой подвижности во время занятия, перед уходом с прогулки 7-10 мин. (восстановление эмоционального состояния, собранность, внимание).

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий, как активных, так и пассивных в образовании позволяет успешно организовать детей без потерь в здоровье.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №20 Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста

(из опыта работы воспитателя)»

      Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностью и социально значимых способов деятельности, направленных на приобретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней.

Дошкольный возраст уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребёнка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.

Здоровье это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Культура здоровья детей дошкольного возраста это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребёнка, результат прежде всего воспитания. Своё начало культура здоровья ребёнка берёт в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьёзные требования и к культуре здоровья родителей и семьи в целом.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. В течении года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегчённой одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учётом состояния их здоровья.

Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

Во время еды учить детей правильно держать ложку.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки смотреть; ушки слышать; носик нюхать; язычок пробовать (определять) на вкус, ручки хватать, держать, трогать; ножки стоять, ходить, прыгать, бегать; голова думать, запоминать; туловище наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. К современным технологиям воспитания культуры здоровья дошкольников относятся проблемные и ситуационные задачи. В младшем дошкольном возрасте решение проблемных ситуаций связано с действием типа отгадывания и поиска, которые сопровождаются словами педагога. В среднем дошкольном возрасте проблемная ситуация приобретает вид отгадывания простейших загадок с рифмованным ответом в конце. В старшем дошкольном возрасте у детей происходит поиск правильного решения. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер.

Современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольника имеют несколько общих признаков: ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путём, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребёнок будет чувствовать себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который несёт ответственность за свои действия.

Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. – это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.

Воспитатели должны привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

В процессе организации системы работы по приобщению детей к здоровому образа жизни использую разные формы (прогулки, досуги, развлечения, неделя здоровья, экскурсии, методы, приёмы, среди которых выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки); игру (сюжетно–ролевые, дидактические игры). Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приёмы, выбранные мною, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.

Проводим мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу: характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии):

  • приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями детей и педагогов;
  • осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять своё здоровье, вести здоровый образ жизни;
  • формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.

Можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.

Для профилактики заболеваемости детей мы составили карту использования здоровьесберегающих технологий и используем её в своей работе.

Карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Название здоровьесберегающей технологии время проведения в режиме дня, периодичность, результат:

  • Динамические паузы (физминутки) во время занятий 2-5 мин, по мере утомления (восстановление работоспособности, исчезновение признаков утомления);
  • Пальчиковая гимнастика ежедневно 3-5 мин. (развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания);
  • Гимнастика после сна ежедневно после дневного сна 5-10 мин. (оптимизация двигательной мышечной активности организма детей);
  • Дыхательная гимнастика в хорошо проветренном помещении, после сна или после прогулки, 5-10 мин. (профилактика заболеваний дыхательных путей, восстановления носового дыхания);
  • Релаксация перед сном 7-12 мин. (нормализация сна детей, восстановление психологического равновесия);
  • Подвижные игры на прогулке 10-20 мин. (развитие двигательной активности, координации движений, внимания, ловкости и т. д.);
  • Игры малой подвижности во время занятия, перед уходом с прогулки 7-10 мин. (восстановление эмоционального состояния, собранность, внимание).

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий, как активных, так и пассивных в образовании позволяет успешно организовать детей без потерь в здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

Что понимается под культурой здоровья детей дошкольного возраста? Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его с...

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ре...

технология «Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя

Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая ...

«Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя Скрябиной Ирины Георгиевны

laquo;Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста»Из опыта работы воспитателяСкрябиной Ирины Георгиевны...

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

За последние десятилетие показатели здоровья у дошкольников имеют устойчивую тенденцию к ухудшению. Вследствие этого возрастает актуальность проблемы воспитания у дошкольников культуры здорового образ...

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы воспитателя старшей компенсирующей группы/

 Духовно-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка се...