Методическая разработка "Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)"
статья
Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
(из опыта работы воспитателя)
Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностью и социально значимых способов деятельности, направленных на приобретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней.
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребёнка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Культура здоровья детей дошкольного возраста – это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребёнка, результат прежде всего воспитания. Своё начало культура здоровья ребёнка берёт в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьёзные требования и к культуре здоровья родителей и семьи в целом.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. В течении года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегчённой одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.
При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учётом состояния их здоровья.
Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
Во время еды учить детей правильно держать ложку.
Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки – смотреть; ушки – слышать; носик – нюхать; язычок – пробовать (определять) на вкус, ручки – хватать, держать, трогать; ножки – стоять, ходить, прыгать, бегать; голова – думать, запоминать; туловище – наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. К современным технологиям воспитания культуры здоровья дошкольников относятся проблемные и ситуационные задачи. В младшем дошкольном возрасте решение проблемных ситуаций связано с действием типа отгадывания и поиска, которые сопровождаются словами педагога. В среднем дошкольном возрасте проблемная ситуация приобретает вид отгадывания простейших загадок с рифмованным ответом в конце. В старшем дошкольном возрасте у детей происходит поиск правильного решения. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер.
Современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольника имеют несколько общих признаков: ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путём, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребёнок будет чувствовать себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который несёт ответственность за свои действия.
Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. – это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.
Воспитатели должны привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
В процессе организации системы работы по приобщению детей к здоровому образа жизни использую разные формы (прогулки, досуги, развлечения, неделя здоровья, экскурсии, методы, приёмы, среди которых выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки); игру (сюжетно–ролевые, дидактические игры). Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приёмы, выбранные мною, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.
Проводим мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу: характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии):
- приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями детей и педагогов;
- осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять своё здоровье, вести здоровый образ жизни;
- формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.
Можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.
Для профилактики заболеваемости детей мы составили карту использования здоровьесберегающих технологий и используем её в своей работе.
Карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Название здоровьесберегающей технологии время проведения в режиме дня, периодичность, результат:
- динамические паузы (физминутки) во время занятий 2-5 мин, по мере утомления (восстановление работоспособности, исчезновение признаков утомления);
- пальчиковая гимнастика ежедневно 3-5 мин. (развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания);
- гимнастика после сна ежедневно после дневного сна 5-10 мин. (оптимизация двигательной мышечной активности организма детей);
- дыхательная гимнастика в хорошо проветренном помещении, после сна или после прогулки, 5-10 мин. (профилактика заболеваний дыхательных путей, восстановления носового дыхания);
- релаксация перед сном 7-12 мин. (нормализация сна детей, восстановление психологического равновесия);
- подвижные игры на прогулке 10-20 мин. (развитие двигательной активности, координации движений, внимания, ловкости и т. д.);
- игры малой подвижности во время занятия, перед уходом с прогулки 7-10 мин. (восстановление эмоционального состояния, собранность, внимание).
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий, как активных, так и пассивных в образовании позволяет успешно организовать детей без потерь в здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
(из опыта работы воспитателя)»
Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностью и социально значимых способов деятельности, направленных на приобретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней.
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребёнка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Культура здоровья детей дошкольного возраста – это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребёнка, результат прежде всего воспитания. Своё начало культура здоровья ребёнка берёт в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьёзные требования и к культуре здоровья родителей и семьи в целом.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. В течении года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегчённой одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.
При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учётом состояния их здоровья.
Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
Во время еды учить детей правильно держать ложку.
Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки – смотреть; ушки – слышать; носик – нюхать; язычок – пробовать (определять) на вкус, ручки – хватать, держать, трогать; ножки – стоять, ходить, прыгать, бегать; голова – думать, запоминать; туловище – наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. К современным технологиям воспитания культуры здоровья дошкольников относятся проблемные и ситуационные задачи. В младшем дошкольном возрасте решение проблемных ситуаций связано с действием типа отгадывания и поиска, которые сопровождаются словами педагога. В среднем дошкольном возрасте проблемная ситуация приобретает вид отгадывания простейших загадок с рифмованным ответом в конце. В старшем дошкольном возрасте у детей происходит поиск правильного решения. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер.
Современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольника имеют несколько общих признаков: ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путём, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребёнок будет чувствовать себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который несёт ответственность за свои действия.
Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. – это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.
Воспитатели должны привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
В процессе организации системы работы по приобщению детей к здоровому образа жизни использую разные формы (прогулки, досуги, развлечения, неделя здоровья, экскурсии, методы, приёмы, среди которых выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки); игру (сюжетно–ролевые, дидактические игры). Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приёмы, выбранные мною, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.
Проводим мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу: характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии):
- приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями детей и педагогов;
- осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять своё здоровье, вести здоровый образ жизни;
- формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.
Можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.
Для профилактики заболеваемости детей мы составили карту использования здоровьесберегающих технологий и используем её в своей работе.
Карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Название здоровьесберегающей технологии время проведения в режиме дня, периодичность, результат:
- Динамические паузы (физминутки) во время занятий 2-5 мин, по мере утомления (восстановление работоспособности, исчезновение признаков утомления);
- Пальчиковая гимнастика ежедневно 3-5 мин. (развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания);
- Гимнастика после сна ежедневно после дневного сна 5-10 мин. (оптимизация двигательной мышечной активности организма детей);
- Дыхательная гимнастика в хорошо проветренном помещении, после сна или после прогулки, 5-10 мин. (профилактика заболеваний дыхательных путей, восстановления носового дыхания);
- Релаксация перед сном 7-12 мин. (нормализация сна детей, восстановление психологического равновесия);
- Подвижные игры на прогулке 10-20 мин. (развитие двигательной активности, координации движений, внимания, ловкости и т. д.);
- Игры малой подвижности во время занятия, перед уходом с прогулки 7-10 мин. (восстановление эмоционального состояния, собранность, внимание).
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий, как активных, так и пассивных в образовании позволяет успешно организовать детей без потерь в здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
Что понимается под культурой здоровья детей дошкольного возраста? Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его с...
Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).
Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ре...
технология «Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя
Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая ...
«Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя Скрябиной Ирины Георгиевны
laquo;Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста»Из опыта работы воспитателяСкрябиной Ирины Георгиевны...
Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).
За последние десятилетие показатели здоровья у дошкольников имеют устойчивую тенденцию к ухудшению. Вследствие этого возрастает актуальность проблемы воспитания у дошкольников культуры здорового образ...
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
Материал для педагогов и родителей...
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы воспитателя старшей компенсирующей группы/
Духовно-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка се...