Мастер-класс для родителей "Как учить стихи играючи"
материал

Кисиева Арина Вячеславовна

нетрадиционная форма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 г. Беслана»

КАК УЧИТЬ СТИХИ ИГРАЮЧИ

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Подготовила:

воспитатель

Кисиева А.В.

Воспитатель встречает родитель при входе в зал и предлагает пройти в зал необычно.

Игра «Ладонь друга» (нужно поделиться на пары, один в паре завязывает глаза, а другой, взяв его за руку, направляет куда нужно идти, объясняя словами). Нужно пройти приготовленные препятствия (кочки, массажный коврик, канат).

В конце пути Вас будет ждать секретная шкатулка, из которой нужно достать, не заглядывая в нее, звезду и сесть за стол соответствующего цвета.

Воспитатель.

-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы рады приветствовать Вас на нашем мастер-классе «Как учить стихи играючи. Поделимся с вами некоторыми секретами. 

Игровая деятельность является основной формой деятельности у детей дошкольного возраста. Тесно связано с игрой речевое развитие детей. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Мишка» А. Барто, «Спать пора» и др.). Вначале, предлагая новую игру, взрослый сам четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще  повторяются много раз. Не удивительно, что дети быстро запоминают текст стихотворения, тогда они могут во время игры читать его сами. Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

А требования эти таковы:

1) простота и четкость ритма,

2) краткость самого стишка и отдельных строк,

3) простота и ясность знакомых детям образов,

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например:

• рисуем (кодируем) стихотворение;

• изображаем в действии;

• показываем руками;

• играем;

• используем серию картинок;

• используем один рисунок;

РИСУЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ

Сначала нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы сумеете его хорошо запомнить. Хотите?

Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».

Взрослый вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают вместе, по одному, по половине фразы.

Медведь

Как под горкой –

Снег, снег.

И на горке

Снег, снег.

Как под елкой –

Снег, снег.

И на елке

Снег, снег.

А под снегом

Спит медведь.

Тише! Тише!

Не шуметь!

(И. Токмакова)

Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать текст.

Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем или родителями. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

Задание родителям: По стихотворению составить мнемодорожку или

мнемотаблицу для заучивания наизусть.

1.Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею – шмель-шмелёк

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза:

Как фонарики глаза.

Приходили муравьи

И травинку принесли.

А паук на всех смотрел,

Сети плёл и песни пел!

2. Опустел скворечник,

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят.

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

3. Вот на ветках, посмотри,

В красных майках

снегири.

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

ИЗОБРАЖАЕМ В ДЕЙСТВИИ

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности.

Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.

Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4 раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или пальчиков.

Снегирёк

Сел на ветку снегирёк.

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

Руки согнуть к плечам, помахать руками –«крылышками».

Соединить пальцы вместе, затем будто оттолкнуть ими что-то; сжаться в комочек. Плавно помахать руками над головой из стороны

в сторону. Обмахнуться, как веером, перебирать пальцами перед собой вдоль тела.

Задание родителям: К предложенному стихотворению подобрать соответствующие движения, показать и разучить стихотворение.

1.Мы – шоферы

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда!

2.Вкусный арбуз

Мы большой арбуз купили

И домой скорей пошли.

Там его мы долго мыли,

Обтирали, как могли,

Разрезали вдоль полосок,

А потом и поперек.

По рукам и подбородку

Сладкий сок арбузный тек.

3.Раз, два, три, четыре, пять.

Мы идем во двор гулять.

Бабу снежную слепили,

птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А потом в снегу валялись.

А потом домой пришли,

Суп поели, спать легли.

ПОКАЗЫВАЕМ СТИХИ

Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный театры, «театр игрушек» и фланелеграф. Малышам взрослый «показывает» стихотворение несколько раз, чтобы они могли его вместе с ним повторить. Старшим дошкольникам достаточно «показать» стихотворение два раза, затем ребенок поочередно со взрослым произносят текст или кто-либо один читает стихи, а другой «показывает». Воспитатель показывает пример:

Ты – хомяк,

А ты – хорек,

Ты – зайчишка –

Прыг да скок.

Ты – лисица,

Ты – куница,

Ты – бобриха-мастерица.

Ты – охотник…

Ой, беда!

Разбегайтесь кто куда!

По ходу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на

фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой «живет» новое стихотворение.

Задание родителям: По одному человеку из каждой команды проиграть это же стихотворение, а затем всем вместе повторить.

ИГРАЕМ СТИХИ

Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру драматизацию с

привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Мой мишка

Я рубашку сшила мишке.               Показывает мишку и гладит его.

Я сошью ему штанишки.                 Показывает штанишки.

Надо к ним карман пришить          Показывает карман.

И платочек положить.                      Вкладывает в карман платочек.

На плите сварилась каша.                Берет кастрюлю с плиты.

– Где большая ложка наша?             Ищет ложку.

Я тебе перед едой                              

Руки вымою водой,

Повяжу тебе салфетку,

Ешь котлетку, ешь конфетку,

Молоко свое допей

И гулять пойдем скорей!

(З. Александрова)

 «Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за

стол.

Завязывает салфетку.

Дает на тарелочке конфету.

«Поит» молоком.

Берет мишку за лапку и идет гулять.

ИСПОЛЬЗУЕМ ОДИН РИСУНОК

Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.

Существует и другой вариант этого метода. Взрослый читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок.

Сова

Я сова – большая голова,

На суку сижу,

Во все стороны гляжу,

Жуков и мошек – всех вижу.

Воспитатель: А сейчас вы станете «Детьми» и я вам буду задавать вопросы, на которые вы должны  ответить словами из текста: кто нарисован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем? Детям из младших групп взрослый задает эти вопросы несколько раз. Для лучшего запоминания стихотворение можно обыграть.

ИСПОЛЬЗУЕМ СЕРИЮ КАРТИНОК

Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малышей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели. Например, при заучивании стихотворения З. Александровой «Новая столовая» сначала взрослый показывает изображение птиц, а дети рассматривают их и называют, затем последовательно называют дни недели.

Новая столовая

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок!

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник-скворец…

Вот и песенки конец!

(З. Александрова)

Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.

Синица и карточка с цифрой 1.

Снегири и карточка с цифрой 2.

Вороны и карточка с цифрой 3.

Воробьи и карточка с цифрой 4.

Голубь и карточка с цифрой 5.

Сорока и карточка с цифрой 6.

Скворец и карточка с цифрой 7.

Воспитатель: Картинки остаются на видном месте. Дети и взрослый повторяют текст вечером и утром для закрепления, затем рисунки убирают.

Стихи нужны детям. Будем же им давать наилучшее и оберегать их от всего пошлого и бездарного. И сейчас предлагаем вам изготовить куклу-оберег.

КУКЛА- первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего созидателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее каждого народа на нашей планете.

Все дети мира  играют в куклы. И в современное время для продвинутых детей нужна народная кукла. Основным является то, что ребенок сам (под руководством родителей, воспитателей) ее мастерит или наблюдает за работой взрослых — кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного образа мира и себя в нем, прогнозированию положительного образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых, а самое главное ребенку прививается чувство патриотизма.

Издревле на Руси куклы считались не только общепризнанной и любимой забавой многих детей, но также и священным оберегом. Существует множество кукол-оберегов, отличающихся по форме и используемым материалам - это кукла Подорожница, Веснянка, Кубышка-травница и самая популярная - кукла Кувадка.

А самое главное, когда мама делала куклу, она ее заговаривала на хорошее, на все то, что желала ребенку. И мы сегодня с вами, сделаем такие куклы и каждый из вас пожелает то, что хочет своему ребенку.

Практическая часть:

Изготовление куклы.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Как учить стихи играючи?"

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторЧугина Елена АлександровнаДолжностьУчитель-логопедКвалификационная категорияПервая категорияНазвание работыМастер...

Мастер-класс "Как учить стихи играючи"

Нетрадиционные способы разучивания стихов с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей "Как учить стихи играючи"

Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию памяти детей   младшего дошкольного возраста.Задачи:познакомить родителей с мнемотехникой;познакомить родителей с основ...

Конспект мастер-класса для родителей "Как учить стихи с детьми быстро и весело"

Тема: Как учить стихи с дошкольниками в домашних условиях легко, быстро, эффективно, в игровой форме с применением элементов мнемотехники.Цель: ознакомить родителей с игровыми и мнемотехническими приё...

Мастер класс для родителей "Как учить стихи играючи"

Игровая деятельность является основной формой деятельности у детей дошкольного возраста. Тесно связано с игрой речевое развитие детей. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен ...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Учим стихи с удовольствием»

Цель:- ознакомление педагогов с нетрадиционными методами заучивания стихотворений, как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, с приемами интонационной выразит...