Мастер-класс "Как учить стихи играючи?"
методическая разработка (развитие речи, средняя группа) по теме
Образовательное учреждение | МАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская область |
Автор | Чугина Елена Александровна |
Должность | Учитель-логопед |
Квалификационная категория | Первая категория |
Название работы | Мастер-класс «Как учить стихи играючи?» |
Возрастная группа | Педагоги всех возрастных групп |
Цель | Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками. |
Задачи | Оказание методической и практической помощи воспитателям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами. |
Дополнительный материал |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_kak_uchit_stikhi_igrayuchi.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение | МАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская область |
Автор | Чугина Елена Александровна |
Должность | Учитель-логопед |
Квалификационная категория | Первая категория |
Название работы | Мастер-класс «Как учить стихи играючи?» |
Возрастная группа | Педагоги всех возрастных групп |
Цель | Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками. |
Задачи | Оказание методической и практической помощи воспитателям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами. |
Дополнительный материал |
Как учить стихи играючи.
Уважаемые, коллеги, я рада, что вы нашли время и пришли на мастер-класс. Тема сегодняшнего заседания звучит так: «Как учить стихи играючи». Вся наша работа будет проходить по блокам.
1 блок. Теоретический. В этом блоке вы познакомитесь с нетрадиционными способами разучивания стихов детьми дошкольного возраста.
2 блок. Практический. В работе этого блока вы примете самое непосредственное участие. Все полученные в первом блоке теоретические знания, вы примените на практике.
3 блок. Рефлексивный (обратной связи). В этом блоке вы ответите на несколько интересующих нас вопросов.
Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.
Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.
При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.
При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.
Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.
Скажите, пожалуйста, какие методы и приемы разучивания стихов вам известны? И какие вы применяете на практике с детьми вашей группы?
Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста. Итак, назовем эти способы: учить стихи по картинкам, в движении, построчно, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный), проговаривание хором.
- Способ. Учим стихи по картинкам. Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
А теперь я предлагаю воспользоваться этим способом и попробовать выучить стихотворения «Зайчики», «Мышки», «Ель и ежик».
- Способ. Учим стихи в движении.
Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Попробуем с помощью этого способа выучить такие стихи «Снеговик», «Зимние забавы», «Самолет». Я попрошу вас придумать самим движения на два последних стихотворения и записать их на листе.
Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
- Способ. Учим стихи построчно.
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
Применяя этот способ попробуем выучить следующие стихи: «Дни недели», «Поссорились», «Колыбельная».
- Способ. «Театральный».
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.
Например. Стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).
Применим этот способ.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.
Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном.
Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.
Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.
Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стиха, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.
- Способ. Запоминания и проговаривания хором.
Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные.
Например. Взял я лук и крикнул: «Эх!
Удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук, да стрела застряла вдруг.
И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!»
Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста.
И, наконец перейдем к рефлексивному блоку. Перед вами лежат анкеты. Прочитайте и, пожалуйста, ответьте на поставленные вопросы.
Анкета.
- Какие новые формы, приемы заучивания стихотворений вы узнали сегодня?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие на Ваш взгляд приемлемы для детей Вашей группы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Влияют ли стихи на развитее речи детей? Какие психические процессы бывают задействованы при заучивании стихов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практический материал.
Снеговик.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
(Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратился в толстый ком
(Останавливаются, рисуют двумя руками в воздухе ком)
И станет ком снеговиком
(Рисуют в воздухе снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла
(Показывают на лице улыбку)
Два глаза шляпа нос метла
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка
(Медленно приседают)
Увы. И нет снеговика.
(Пожимают плечами, разводят руками).
Зимние забавы
Мы идем с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом на коньках,
Но упали мы. Ах.
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали,
И домой мы побежали.
Самолет.
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет.
Советы по улучшению памяти.
- Получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:
- сосредоточиться;
- внимательно наблюдать.
Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее, нервы, ведущие от глаза к мозгу в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
- Повторение.
- Ассоциация хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.
Дейл Карнеги
Список используемой литературы
1. Дмитриева Т.И. Речевая мозаика. Коррекция у детей с задержками речевого развития. Детство-пресс, 2007.
2. ФомичеваМ.Ф. В оспитание у детей правильного произношения. «Просвещение», 1980.
3. Лопоухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. «Дельта», 1998.
4. Коротаева Г.А. Воспитание правильной речи у детей. Москва, 2005.
5. Филичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. «Просвещение», 1980
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "
Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...
Учимся учить стихи……
Консультация для родителей...
Мнемотаблицы стихов. Учим стихи легко и быстро
Разучиваем стихи с помощью мнемотаблиц...
Учимся учить стихи……
Не все родители знают, что учить стихи полезно как для развития речи, так и для развития памяти. В то время как ребёнок учит стихи, он расширяет свои знания об окружающем мире. Многие родители помнят ...
Консультация "Учимся учить стихи"
Консультация "Учимся учить стихи"...
Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...
Консультация «Как надо учить детей учить стихи»
консультация...