Конспект родительского собрания «Игра – забава?» (1 младшая группа)
материал (младшая группа)
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Игра забава?" | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Конспект родительского собрания
«Игра – забава?»
(1 младшая группа)
Воспитатели:
Соколова Н.В.
Журавлева М.В.
п. Малиновский 2017г
Конспект родительского собрания «Игра – забава?»
Цель:повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.
Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.
2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Форма проведения:
Участники:воспитатели, родители
Подготовительная работа:анкетирование родителей (приложение 1), индивидуальные приглашения(приложение 2), памятки для родителей(приложение 3,4), игра-забава «У оленя дом большой», «Курочка Ряба» оформление зала, музыкальное сопровождение, материалы для творческой работы (приложение 6).
Оборудование:
- стулья расставлены полукругом, на стульях « Памятки для родителей» по игре;
- на отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;
- мягкая игрушка – солнышко;
- магнитофон;
-выставка игр для мелкой моторики.
- буклеты: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года».
Ход мероприятия
I.Вступительная часть (Соколова Н.В.)
–Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей второй встрече. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Игра – забава?». Сегодня мы поделимся опытом обустройства детского уголка, поговорим о видах игрушек, а в конце Вас ожидает «острое блюдо».
Психологическая разминка «Улыбка»
- Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.
III.Анализ результатов микроисследования
- При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. Все родители в своих ответах на вопрос «Есть ли у ребёнка игровой уголок?» ответили положительно. Среди любимых игрушек детей вы выделяете следующие:… и т.д. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)
Сейчас мы более подробно обсудим вопросы об организации игровой среды в условиях семьи.
IV.Дискуссия
- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину
(Д.В. Менджерицкая).
Начало беседы по вопросам
- Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит? В первую очередь поговорим с вами об игровом уголке. Хорошо, когда позволяют жилищные условия и у малыша есть отдельная комната. Но если отдельной комнаты нет, нужен ли отдельный игровой уголок для ребенка?
(ответы родителей)
- Ребенок первой половины раннего возраста от рождения до 2х лет существует в тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он все время привлекает к ним взрослого. В то же время расширяющиеся возможности ходьбы и речи отрывают его от взрослого и влекут к освоению домашнего пространства. Что при этом происходит?
(ответы родителей)
- Да, конечно, получается, что ребенок везде, его игрушки перемещаются вместе с ребенком туда, где находится взрослый, и можно наблюдать такую картину - например, в гостиной малыш одним поиграл - бросил, другим поиграл- бросил, и вся комната усеяна игрушками, а взрослый и ребенок на них натыкаются и запинаются об них. И вот после 2х лет подходит время, когда у ребенка должен появиться игровой уголок - место, где он сможет играть или заниматься какой- либо деятельностью.
- Что, по-вашему мнению, может или должно находиться в игровом уголке ребенка?
(ответы родителей)
- Прежде всего, детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик. Возможно ли «отдать» малышу в этом возрасте письменный стол?
(ответы родителей)
- Конечно, этого не нужно делать. Письменный стол высокий, к нему невозможно подойти с разных сторон и что-то делать, просто стоя за ним. В лучшем случае, письменный стол становится эквивалентом полки, на которую складываются игрушки.
- Что ещё может находиться в игровом уголке ребенка?
(ответы родителей)
- Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка из 2х -3х полок, доступных по высоте руке малыша, несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.
- Если уголок занимает часть комнаты, можно как-то обозначит границы участка?
(ответы родителей)
- Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на какое-то время без помех для окружающих.
- В ходе совместного обсуждения мы определили, какой именно должен быть детский уголок. Таким образом, теперь вы можете привести уголок вашего малыша в должный вид, т.к. это важно для его полноценного развития.
V.Обмен семейным опытом по выбору игрушек(Журавлева М.В.)
- Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить? Поговорим об игрушках. У вас на столах памятки, в которых описаны разные виды игрушек. Для удобства мы пронумеровали их. Предлагаю зачитывать по очереди, а обсуждать будем все вместе.
1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, коляски и т.д.
- Для чего нужны ребенку эти игрушки?
(ответы родителей)
Конечно же, играя в эти игрушки, малыш отображает реальный мир. Психологи считают, что игрушка является важной составляющей любой культуры. Общество передает ребенку в особой «свернутой форме» - через игрушку, как культурное орудие, основные духовные ориентиры, направление движения общества.
2. Технические игрушки - различные виды транспорта, конструкторы.
- Можем ли мы отнести эти игрушки к предыдущей группе как сюжетно-отобразительные?
(ответы родителей).
– Конечно, особенно транспорт. Тем не менее я все-таки разделила их на разные подгруппы. Почему?
(ответы родителей).
– Совершенно верно, куклами, колясками играют в основном девочки, транспортом и конструктором в основном мальчики. Я сказала « в основном», потому что можно наблюдать, как в группе девочки с удовольствием могут машинку покатать, а мальчики иногда с увлечением играют с посудкой - «кушают» за столом, а также катают коляски с сидящими в них куклами.
3. Игрушки - забавы: смешные фигурки зверей, животных, человечков.Например: Зайчик, играющий на барабане, скачущий петушок, ползущий и жужжащий жучок.
- Каково назначение этих игрушек?
(ответы родителей)
– Совершенно верно, позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
4. Спортивно - моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.
- Что развивают эти игрушки?
(ответы родителей)
- Эти игрушки способствуют развитию двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
5. Дидактические игрушки- разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, паззлы, лото и др.
- Чему научаются дети, играя в них?
(ответы родителей)
– Дети учатся различать цвет, форму, знакомятся с величиной предметов, занятия с этими игрушками воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствует развитию мелкой моторики рук.
6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки?
- Какая из игрушек очень важна для детей раннего возраста? Важную роль среди музыкальных игрушек отводят именно дудочке - в первую очередь потому, что упражнения с дудочкой способствуют развитию речевого дыхания, что очень важно для развития речи детей в этом возрасте. Также музыкальные игрушки способствуют развитию звуковысотного слуха.
7. Театральные игрушки- куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.
- Нужны ли эти игрушки детям?
(ответы родителей)
- Конечно, эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.
8. Военные игрушки: мечи, пистолеты , автоматы и другие.
- Выскажите своё отношение к этим игрушкам.
(ответы родителей)
- Во всем мире нет однозначного отношения к этим игрушкам. Одни видят только негативное влияние на детей, другие - сторонники позитивного влияния. С одной стороны – мы хотим вырастить из мальчиков защитников Родины, с другой стороны, как правильно это сделать, чтобы не воспитать излишне агрессивных членов общества.
9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т. д.
- Чем должен руководствоваться родитель, приобретая эти игрушки для ребенка 2- 3 лет?
(ответы родителей)
- Конечно, прежде всего, соответствием возрасту. Пластилин, карандаши, краски гуашь - обязательно! После 3х лет - ножницы с закругленными концами, цветная бумага, кусочки ткани, наборы для рукоделия и др.
- Чем родители должны руководствоваться при подборе игрушек для малыша?
(ответы родителей)
- Любая игрушка должна быть:
1. эстетичной;
2. безопасной (в плане краски, качества материала);
3. развивать;
4. развлекать ребенка.
По анализу анкет можно сделать вывод, что чаще всего родители приобретают сюжетно – отобразительные игрушки и дидактические. Теперь после совместного обсуждения видов игрушек вы сами можете определить, каких игрушек у вас много, а каких нет вообще и разнообразить тот состав игрушек, который имеется у вашего ребенка.
VI. Игровая пауза.
- Ваши ребятки очень любят играть. Я вам предлагаю сейчас немного отдохнуть и поучаствовать в их любимых играх «У оленя дом большой», пальчиковая ига «Курочка Ряба»
Консультация Соколовой Н.В. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
VII. «Острое блюдо» - игры на кухне
- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили «острое блюдо», т.е. острый вопрос из перечницы. (В перечнице находятся бумажки с вопросами.)
- Если вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если вы не знаете ответа или не хотите высказываться, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ или дополню я сама.
- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из перечницы) (Звучит музыка, перечница движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.)
1. «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
4. «Рис и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
5. «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.
6. «Пшено»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
8. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
9. «Сухие завтраки- колечки» и т.п.
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.
VIII. Творческая работа родителей
- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).
- Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!
IX. Заключительная часть.
(Журавлева М.В.)
- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания «Игра – забава?» И в заключении, хочу вам предложить игру «Солнышко».
- Все люди любят солнце, скучают по нему, когда оно долго не показывается осенними или зимними пасмурными днями. Сегодня на улице уже стемнело, а у нас появилось вот такое симпатичное солнышко. Оно такое жаркое, что сможет согреть всех вас своим теплом. Быть может, тепло этого солнышка будет греть вас весь остаток дня. Хотелось бы надеяться, что у кого было хорошее настроение, оно ещё улучшилось, а кто был печален или равнодушен - стал чуточку радостней. Расскажите, какое настроение у Вас стало после нашего собрания, передавая солнышко друг другу.
- А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. До новых встреч!
Литература:
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
- Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Игра - не забава" 2 младшая группа
конспект родительского собранияВыступление педагога направлено на повышение уровня педагогической культуры родителей, и сопровождалось показом презентации составленной из фотографий игровой деятельнос...
Конспект родительского собрания "Игра - не забава"
Родительское собрание является важнейшей формой работы воспитателя с семьей малыша, средством повышения эффективности воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою ...
конспект родительского собрания "Играют дети - играем вместе"
Цель: повысить компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условии семьи....
Конспект родительского собрания "Игры и игрушки для средних-подготовительных групп ДОУ".
В конспекте рассказывается о том как игра детей влияет на их развитие и дальнейшую жизнь, про опасность современных игрушек: сппинеры, куклы "Монстр Хай"....
Родительское собрание: «Игра спутник детства». 2 младшая группа
http://Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребностям ребёнка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с...
Родительское собрание « Играем пальчиками» в первой младшей группе
Родительское собрание...