В мастерской художника Ван Гога. Рисуем в технике "импасто" натюрморт.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Евгения Ивановна Ерохина

Занятие по художественно-эстетическому развитию  детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_masterskoy_hudozhnika_van_goga.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В мастерской художника Ван Гога»

Рисуем в технике «импасто» натюрморт.

Цели: 

1. Рассказать о творчестве художника Винсента Ван Гога, подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, а передают свои чувства через состояние природы.

2. Познакомить с техникой «импасто».

3. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить представление о пейзаже, натюрморте, портрете.

4. Развивать умение создавать композицию, чувство цвета – самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом, развивать воображение и творческое мышление.

Материалы для рисования:

  1. Репродукции картин Ван Гога.
  2. Альбомный лист, размер А4 или А3.
  3. Гуашь, клей ПВА.
  4. Кисти.
  5. Салфетки.
  6. Цветы в вазе.

Ход занятия.

1.Организационная часть.

Воспитатель. 

- Ребята, вы уже знаете, кто такие художники? Что они делают?

- Какие бывают картины? (Портрет, пейзаж и натюрморт).

Воспитатель предлагает детям игру – закончи предложение.

Песня о картинах

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется  … (пейзаж).

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это … (натюрморт).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется … (портрет).

Воспитатель. Сегодня, я приглашаю вас на выставку картин художника Винсента Ван Гога.

(Дети рассматривают репродукции картин Винсента Ван Гога. Можно организовать мультимедийную выставку картин с музыкальным сопровождением). Винсент Ван Гог (1853-1890).

       Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревне Гроот Зюндер в провинции Северный Брабант около южной границы Голландии. Еще живя в Зюндерте, Винсент создает свои первые рисунки. Но всерьез стать художником он еще не решил, и первые десять лет самостоятельной жизни пробовал свои силы в качестве торговца картинами, служащего, проповедника. И лишь разочаровавшись в этой деятельности, Винсент решил всю оставшуюся жизнь посвятить творчеству.    В 1883 году Ван Гог перебирается на север Голландии в Дрент, где создает первые пейзажи, словно настоящий крестьянин. Позднее в этом же году переезжает в Нюэнен к своим родителям. Здесь он оборудует свою небольшую мастерскую, продолжая принимать помощь от брата Тео, сослужившего в его жизни огромную роль.    Позже Винсент перебирается в Париж и живет вместе с Тео. Здесь он знакомится с творчеством импрессионистов, осветляет свою палитру, и находит свой собственный неповторимый стиль. Устав от Парижа, Ван Гог уезжает в Арль, Прованс, Овер, где проводит последние годы своей жизни и создает величайшие шедевры: "Звездная ночь", "Подсолнухи", "Портрет доктора Гаше", "Прогулка заключенных", "Пейзаж в Овере после дождя", "Цветущая ветка миндаля", "Церковь в Овере".
     Но больше всего Ван Гог известен своими густыми мазками. Такая техника называется «импасто». Художник наносит толстый слой краски на холст, мазки становятся более заметными, что добавляет картине особую фактуру. Он любит наносить густой, не разведенный цвет кистью или мастихином. Иногда Винсент пишет свои цветные завитки, размазывая пальцем краску, наложенную на холст. Работы Ван Гога обладают рельефной, почти трехмерной поверхностью. Они выглядят по-разному, в зависимости от источника освещения.  Например, богатство фактуры «
Звездной ночи» создано благодаря толстому слою краски, наложенной смелыми и энергичными мазками кисти. Фактура поверхности картины становится не менее важным элементом, чем колорит, композиция или сюжет.

Особенности техники «импасто».

 В изобразительном искусстве итальянское слово «импасто» (тесто или паста) обозначают технику с использованием неразбавленной краски, которая густо наносится на холст. Первоначально метод использовали для маскировки дефектов или некоторых фрагментов картины – художники смешивали  пигменты прямо на полотне, чтобы получить требуемый цвет или эффект.

 С помощью этой техники можно добавить трехмерное, почти скульптурное качество или создавать уникальные текстуры. Техника использует утолщенные непрозрачные слои – масляные, акриловые, гуашь и темперу. Мазки толстым слоем, создавали рельефные поверхности, на которых до сих пор отчетливо видны следы кисти или штапеля. Некоторые художники использовали метод к конкретным элементам картины, другие, как Винсент Ван Гог, выполняли целые полотна в «импасто».

Как наносить краску.

  1. Краску можно наносить кистью или мастихином, использовать прямо из тюбика или добавлять наполнители.
  2. Плотные слои пигмента оставляют сохнуть, но медленно, чтобы избежать сморщивания или растрескивания.
  3. Чрезмерно жирная среда неудобна для текстурирования и мазков.
  4. Плоская щетка или синтетические кисти идеально подходят для пастозной работы.
  5. Для вязкости пигменты дополняют песком, древесными опилками, чтобы создать объём и текстуру.
  6. После высыхания «импасто», можно защитить работу тонкой пленкой глазури, чтобы предотвратить образование трещин.

Воспитатель.

- Ребята, посмотрите еще раз на картины художника. Среди них очень много цветов, цветы Ван Гога, необычайно красивы! Цветы Ван Гога в первую очередь это - наслаждение цветом, необыкновенно яркие и запоминающиеся образы, вдохновение для творчества. Рассматривая, мы черпаем вдохновение в его работах. Ван Гог не просто изображает природу, а передает свои чувства через состояние природы, а чувства эти – любовь к жизни!!! Жажда жизни!!! -- Вдохновляясь работами художника предлагаю нарисовать красивые цветы.

 

Физкультминутка.

Цветы

Воспитатель читает стихотворение, сопровождая текст движениями, дети повторяют за ним.

Ветер по полю гулял,

- дети дуют.

Семена он раздувал.

- руки поочередно разводят от груди в стороны.

В землю семена упали,

- присесть.

Там расти тихонько стали.

- руки сложены перед грудью, ладонь к ладони, из положения "сидя" тихонько подняться, вытягивая руки вверх - "вырасти".

Семена дождь поливал,

- указательные пальцы направлены вниз, руки поочередно поднимают и опускают.

Лучик солнца согревал.

- руки вверх, ладони в положении вертикально, пальцы растопырены.

Выросли из них цветы

- ладони сложены и постепенно "раскрываются".

Небывалой красоты.

- руки от локтей до запястья соединены, ладони раскрыты.

2. Практическая часть.

- Подготовить краски для рисования в технике «импасто» - в гуашь нужного цвета добавляем клей ПВА и тщательно перемешиваем – для создания густоты и вязкости.

- Продумываем композицию рисунка. Рисовать сегодня будем натюрморт. Натюрморт в переводе с французского – это мертвая натура. Вспомним, как надо рисовать натюрморт. Сначала определяем форму, размеры, цвет и расположение всех предметов в композиции. Очерчивается линия стола. Определяется центральный предмет – ваза, ее размер и форма. Ваза должна занимать чуть меньше половины листа. Ее легче будет рисовать, если разобрать зрительно по частям и каждую часть представить в виде геометрической фигуры (горлышко – овал, далее идет узкий прямоугольник, затем – круг, подставка – маленький прямоугольник). Далее рисуют стебли цветов. Необходимо сосчитать их количество в вазе и изобразить на листе легкими свободными линиями прямо и с наклоном, мягко закругляя. Потом рассмотреть листья и цветки, пририсовать их к стеблям. Набросок можно сделать аккуратно простым карандашом.

- Щетинистой кистью нужного размера наносим мазки  в технике «импасто»: фон и вазу с цветами.

- Воду используем только для того, чтобы промыть кисть, ветошью или салфеткой вытираем кисть.

3. Итог занятия.

Выставка детских работ.

Воспитатель.

- Ребята, предлагаю теперь рассмотреть ваши работы – картины.

- Для чего же нужны натюрморты?

 Сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованное художником будет жить вечно!

- Понравилось ли вам рисовать без воды, густой краской?

Ван Гог из ран растил цветы,
Из ран душевных, и мазками
Невероятной густоты
Они играют нежно с нами.

Согласно социологическим опросам, Ван Гог входит в число трех наиболее известных художников мира, наряду с Леонардо и Пабло Пикассо. Трагическая жизнь Ван Гога может служить примером того, как гонимый и презираемый при жизни художник, стал сверхпопулярным и дорогим после своей смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по рисованию «Мастерская художников»

Итоговое открытое занятие по рисованию в старшей группе "Мастерская художников"...

экскурсия в мастерскую художника

методическая разработка о закреплении знаний детей о нелёгком труде художника...

" В мастерской художника"

Это новая сказка, которая знакомит детей с живописью. Ведь приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами - видеть и беречь его красоту....

Конспект НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" «В мастерской художника»

 Знакомство с творчеством  художника В.М. Васнецова. Рассматривание картины " Снегурочка"...

В мастерской художника

Конспект  Совместной организованной образовательнойдеятельности с детьми старшей логопедической группыпо « Художественно-эстетическому развитию»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме ««Мастерская художников - модельеров»

Описание материала: предлагаю вам конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Мастерская художников - модельеров». Данный материал будет полезен для во...