Эффективные формы сотрудничества детского сада с семьями воспитанников в едином образовательном пространстве
статья
Статья о сотрудничестве детского сада с родителями, практика и теория.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_roditelyami.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 378.14
И.Л. Молчанова, Ю.С. Шишкова, Е.С. Миронова
МБДОУ «ДСОВ № 41», г. Братск
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Ключевые слова: эффективные формы сотрудничества , активные формы взаимодействия, принцип от «работы с родителями» до «сотрудничества вместе», единое образовательное пространство.
В статье представлена система эффективного взаимодействия с родителями по принципу «сотрудничество вместе», которая позволяет не только полноценно развивать ребёнка, но и удовлетворяет самые разнообразные запросы родителей.
I.L. Molchanova, Y.S. Shishkova, E.S. Mironova
MBDOU «DSOV № 41», Bratsk
EFFECTIVE FORMS OF COOPERATION OF THE KINDERGARTEN WITH THE FAMILIES OF PUPILS IN
A SINGLE EDUCATIONAL SPACE
Key words: effective forms of cooperation, active forms of interaction, the principle of "working with parents" to "working together", a single educational space.
The article presents a system of effective interaction with parents on the principle of "cooperation together", which allows not only to fully develop the child, but also satisfies the most diverse needs of parents.
Государственные дошкольные образовательные учреждения оказывают огромную помощь семье в воспитании и образовании ребёнка. Семья и детский сад – два главных участника воспитательно-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Каждый по-своему даёт ребёнку первоначальный социальный опыт, но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Но, к сожалению, извечной проблемой любого общества является проблема отцов и детей. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребёнка в любви, ласке не удовлетворяются. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития своих детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, порой осуществляют воспитание со стороны, выполняя, роль наблюдателя, не вмешиваясь в воспитательный процесс. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является построение сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, они должны стать активными участниками образовательного процесса. В основе взаимодействия должен быть заложен принцип от «работы с родителями» до «сотрудничества вместе». Именно, с этой проблемой сталкивается каждый педагог в своей работе, потому что непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на «хрупкие плечи» ребёнка.
Поэтому дошкольные учреждения находятся в постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Вот и перед нашим педагогическим коллективом встала необходимость в поиске и внедрении эффективных форм сотрудничества детского сада с семьями воспитанников.
С целью выявления интересов семей дошкольников, было проведено анкетирование для определения наиболее популярных и действенных форм работы, которое показало, что родители предпочитают активные формы взаимодействия.
Поэтому нами были определены и запланированы следующие мероприятия для родителей:
- организация различных конкурсов, где родители смогут показать свои таланты, хобби;
- открытие клубов, школ для родителей, на заседаниях которых родители смогут поделиться своим опытом в вопросах воспитания и развития детей;
- разработка совместных образовательных проектов, реализация которых позволит родителям почувствовать себя непосредственно участником образовательных событий детского сада.
Все эти мероприятия были включены в план по взаимодействию детского сада и родителей.
В конкурсе «Сказка своими руками» приняли участие родители всех групп. Было приятно наблюдать, с какой любовью и старанием родители оборудовали участки детского сада игровыми формами, интересными постройками.
Мы изменили свой подход к проведению праздников и развлечений. Теперь родители не просто зрители, а активные участники этих мероприятий. Они вместе с детьми играют, поют, танцуют и получают массу положительных эмоций.
Ежегодно проходят благотворительные ярмарки, организаторами которых выступали сами родители: «Новогодняя сказка», «Елочка – колючая иголочка», «Осень золотая» и другие.
В нашем саду работает Родительский клуб «Вместе с малышом» для детей раннего возраста, в рамках которого родители получают необходимую информацию для успешной адаптации малышей к условиям детского сада.
В детском саду функционирует мини-музей «Мой край родной», который создан в сотрудничестве детей, родителей и педагогов. Экспонаты мини-музея знакомят нас с историей родного края: книги, открытки, буклеты, альбомы. В его коллекции собраны старинные предметы: посуда, бытовые приборы, газеты и журналы прошлых лет, часы, есть даже печка-буржуйка.
В детском саду реализуется постоянно действующий долгосрочный проект «Социум для ребёнка». Результатом реализации этого проекта стало создание оптимальной модели взаимодействия ДОУ с социальными партнёрами в едином образовательном пространстве. Успешная реализация этого проекта стала возможна только благодаря активной позиции родителей нашего детского сада. Нашими партнерами стали: Центральная городская библиотека, Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары, школа искусств, общеобразовательные школы. В рамках этой деятельности воспитанники посещают выставки, концерты, участвуют в конкурсах, викторинах, узнают много нового и интересного.
Активно в образовательном процессе прижились такие формы работы как:
1). Совместная образовательная деятельность детей, родителей и педагогов «Гость группы», в рамках которой к детям раз в месяц приходит в гости кто-то из родителей и рассказывает или о своей профессии, или об увлечении. Каждый участник вправе выбрать тему мероприятия.
2). Мастер-классы «Лоскутный мир», «Как приготовить лэпбук», «Радуга красок» и другие.
3). Семинары-практикумы «Играем все вместе», «Скоро в школу» и другие.
4). Участие в экологических акциях «Меньше мусора», «Листопад», «Помогите птицам» и т.д. Вот недавно буквально успешно прошла акция «Если добрый ты», было собрано много подарков для животных из приюта «Добрые руки».
5). Литературная гостиная, в рамках которой проходят викторины по художественным произведениям, конкурсы на лучшего чтеца.
6). Был проведен день самоуправления «Вверх тормашками».
Родителям было предложено провести разные виды детской деятельности в первую половину дня. В каждой группе мамы и папы сами проводили образовательную деятельность с детьми. Родители попробовали себя не только в роли воспитателя, но и в роли инструктора по физической культуре.
Эффективность проделанной работы показало повторное анкетирование родителей и педагогов, где выявились следующие показатели:
- увеличилось количество родителей, активно принимающих участие в жизнедеятельности детского сада;
- родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно перешли в активных партнеров детей;
- отношение «педагог» – «ребенок» - «родитель» стали ровнее;
- педагоги увидели заинтересованность родителей в своей деятельности;
- результаты совместных проектов нашли свое отражение в создании развивающей среды, как в группе, так и на территории дошкольного учреждения.
Таким образом, в нашем детском саду сложилась такая система эффективного взаимодействия с родителями по принципу «сотрудничество вместе», которая позволяет не только полноценно развивать ребёнка, но и удовлетворяет самые разнообразные запросы родителей.
Литература
1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: «Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
2. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72 с.
3. Попова, Е. В. Организация работы с родителями в современном ДОУ/ Попова, Е. В. // Педагогическое мастерство. - 2015. - № . - С. 104-106.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи
Мастер-класс: «Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи»....
Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи
Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи...
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ -ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.
Статья посвящена проблеме создания детского-родительских сообществ как условия успешной социализации детей в контексте ФГОС ДО. Раскрывается непосредственное включение родителей в образова...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
Аннотация. В статье предлагается описание опыта организации детско-родительских праздников как интерактивной формы взаимодействия педагогов и родителей в разностороннем развитии и воспитании дошкольни...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье представлена система эффективного взаимодействия с родителями по принципу «сотрудничество вместе», которая позволяет не только полноценно развивать ребёнка, но и удовлетворя...