" Освоение пространства"
консультация на тему

Шипилова Наталия Васильевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.22 КБ
Файл statya.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Освоение пространства.

В 3 года дети практически осваивают  пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т.д. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом  растёт дерево, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения.

            Детей 3 – 4 лет полезно научить применять стрелки, которые показывают направление движения. Обучение хорошо провести в форме игры в прятки. Играть с ребёнком может любая игрушка (медведь, заяц): предварительно спрячьте игрушку и скажите ребёнку, что он сможет её найти, если будет внимательно смотреть, куда показывает стрелочка (стрелку сделайте из бумаги, картона). Сначала, научите малыша пользоваться этой стрелкой для определения нужного направления, но при этом словесно обозначайте направление (вперёд, назад, направо, налево). Направления называйте исходя из положения тела ребёнка. Затем можно ввести вторую стрелку, расположив одну остриём вперёд, а другую – вправо. Однако при введении двух стрелок нельзя класть их рядом, потому что в этом случае дети будут ориентироваться на последнюю стрелку, не учитывая первой. Кладите две стрелки на значительном расстоянии друг от друга, а когда ребёнок правильно выберет (по первой стрелке) направление движения, подскажите ему: « Ты верно шёл сначала вперёд (назад), а теперь куда пойдёшь? Куда показывает вторая стрелка (направо, налево) ?»

           После того как ребёнок научится  пользоваться стрелками с одной позиции ( от себя), можно попробовать изменить, « перевернуть» позицию для ребёнка. Гуляя с ребёнком по улице, пойдите против движения автомобилей и спросите его: « Как ты думаешь, машины едут вперёд или назад?» Встав напротив ребёнка, попросите его поднять ту же руку, что и вы ( например, правую), но не называйте какую. Если ребёнок ошибётся, наденьте ему и себе на руку  повязку одного и того же цвета и повторите упражнение  сначала. В этом случае ребёнок выполнит задание верно, и тогда вы скажите: « Ты правильно сделал: ты поднял, как и я, правую ручку».

              В повседневной жизни можно придумать бесчисленное количество аналогичных заданий: надень варежку на ту же руку, что и я; пусть ручка чашки смотрит в ту же сторону, что и у меня, и т.д.

              Как известно, пространственные представления лучше развиты у тех людей, которые умеют пользоваться планами и чертежами. И родители тоже могут помочь детям приобрести умение « читать» и « строить» планы  пространственных ситуаций. Попробуйте четырёхлетнему ребёнку предложить сделать игрушечную комнату « такой же», как настоящая. Только вместо мебели в игрушечной комнате будут стоять геометрические фигурки. Например, у вас в комнате стоит прямоугольный шкаф, квадратное кресло, прямоугольный( но меньший, чем шкаф) диван, круглый журнальный столик и т.д. Заранее условьтесь с ребёнком о том, что большой и маленький прямоугольники – это шкаф и диван, квадрат – кресло, круг – журнальный столик. Затем попросите его на листе  бумаги « расставить мебель» так, как она стоит в вашей комнате. Конечно, ребёнок не сможет выполнить такое задание, если ваша комната перегружена мебелью. В этом случае можно предложить  « построить» часть комнаты. Действия детей следует направлять вопросами типа: « Где у нас стоит стол: в середине комнаты или у окна?»; « Кресло стоит рядом со столом  или далеко от него?» Такие вопросы обозначают словами  пространственные отношения между предметами и облегчают ребёнку выполнение задания.

              Когда ребёнок научится рисовать настолько, что окажется в состоянии изображать простые пространственные  ситуации, предложить ему нарисовать план какого – нибудь  небольшого пространства: той же комнаты, части двора и т.д. Однако прежде чем рисовать, рассмотрите вместе с ребёнком это пространство, обратив его внимание на крупные ориентиры, на взаимное расположение предметов; пятилетнему ребёнку не следует предлагать слишком сложных заданий ( например, нарисовать план улицы). Если в 5-6 лет дети смогут передать примерную планировку места в виде примитивного плана – уже неплохо. Значит, у них начинают складываться правильные пространственные  представления. Известно, что развитие пространственных представлений заканчивается только в 12 лет, поэтому не следует перегружать дошкольника не только сложными, но и частыми заданиями, добиваясь точности их выполнения.



Предварительный просмотр:

                                            Освоение пространства.

В 3 года дети практически осваивают  пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т.д. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом  растёт дерево, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения.

            Детей 3 – 4 лет полезно научить применять стрелки, которые показывают направление движения. Обучение хорошо провести в форме игры в прятки. Играть с ребёнком может любая игрушка (медведь, заяц): предварительно спрячьте игрушку и скажите ребёнку, что он сможет её найти, если будет внимательно смотреть, куда показывает стрелочка (стрелку сделайте из бумаги, картона). Сначала, научите малыша пользоваться этой стрелкой для определения нужного направления, но при этом словесно обозначайте направление (вперёд, назад, направо, налево). Направления называйте исходя из положения тела ребёнка. Затем можно ввести вторую стрелку, расположив одну остриём вперёд, а другую – вправо. Однако при введении двух стрелок нельзя класть их рядом, потому что в этом случае дети будут ориентироваться на последнюю стрелку, не учитывая первой. Кладите две стрелки на значительном расстоянии друг от друга, а когда ребёнок правильно выберет (по первой стрелке) направление движения, подскажите ему: « Ты верно шёл сначала вперёд (назад), а теперь куда пойдёшь? Куда показывает вторая стрелка (направо, налево) ?»

           После того как ребёнок научится  пользоваться стрелками с одной позиции ( от себя), можно попробовать изменить, « перевернуть» позицию для ребёнка. Гуляя с ребёнком по улице, пойдите против движения автомобилей и спросите его: « Как ты думаешь, машины едут вперёд или назад?» Встав напротив ребёнка, попросите его поднять ту же руку, что и вы ( например, правую), но не называйте какую. Если ребёнок ошибётся, наденьте ему и себе на руку  повязку одного и того же цвета и повторите упражнение  сначала. В этом случае ребёнок выполнит задание верно, и тогда вы скажите: « Ты правильно сделал: ты поднял, как и я, правую ручку».

              В повседневной жизни можно придумать бесчисленное количество аналогичных заданий: надень варежку на ту же руку, что и я; пусть ручка чашки смотрит в ту же сторону, что и у меня, и т.д.

              Как известно, пространственные представления лучше развиты у тех людей, которые умеют пользоваться планами и чертежами. И родители тоже могут помочь детям приобрести умение « читать» и « строить» планы  пространственных ситуаций. Попробуйте четырёхлетнему ребёнку предложить сделать игрушечную комнату « такой же», как настоящая. Только вместо мебели в игрушечной комнате будут стоять геометрические фигурки. Например, у вас в комнате стоит прямоугольный шкаф, квадратное кресло, прямоугольный( но меньший, чем шкаф) диван, круглый журнальный столик и т.д. Заранее условьтесь с ребёнком о том, что большой и маленький прямоугольники – это шкаф и диван, квадрат – кресло, круг – журнальный столик. Затем попросите его на листе  бумаги « расставить мебель» так, как она стоит в вашей комнате. Конечно, ребёнок не сможет выполнить такое задание, если ваша комната перегружена мебелью. В этом случае можно предложить  « построить» часть комнаты. Действия детей следует направлять вопросами типа: « Где у нас стоит стол: в середине комнаты или у окна?»; « Кресло стоит рядом со столом  или далеко от него?» Такие вопросы обозначают словами  пространственные отношения между предметами и облегчают ребёнку выполнение задания.

              Когда ребёнок научится рисовать настолько, что окажется в состоянии изображать простые пространственные  ситуации, предложить ему нарисовать план какого – нибудь  небольшого пространства: той же комнаты, части двора и т.д. Однако прежде чем рисовать, рассмотрите вместе с ребёнком это пространство, обратив его внимание на крупные ориентиры, на взаимное расположение предметов; пятилетнему ребёнку не следует предлагать слишком сложных заданий ( например, нарисовать план улицы). Если в 5-6 лет дети смогут передать примерную планировку места в виде примитивного плана – уже неплохо. Значит, у них начинают складываться правильные пространственные  представления. Известно, что развитие пространственных представлений заканчивается только в 12 лет, поэтому не следует перегружать дошкольника не только сложными, но и частыми заданиями, добиваясь точности их выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение ребенком городского пространства через игровую деятельность.

Конспект игры-путешествия для старшей группы детей(5 лет – 6 лет) на тему: «Потеряшка» в городе»,Осуществляемой в процессе непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми Дл...

Особенности восприятия и освоения пространства дошкольниками с тяжёлыми нарушениями зрения

В данной статье подробно освещаются проблемы и особенности в восприятии пространства у детей с глубокой зрительной депривацией. Прослеживается поступательное развитие  движений у младенцев, детей...

Консультация для родителей. «Поиск эффективных форм и методов работы с дошкольниками в освоении природных пространств Кубани»

«Я не могу не любить эту землю.Синие плесы. Песчаные россыпиПо берегам рощи белой сирени.Небо вечернее, кони на роздыхе.Выцветших льнов непокорные головыГордые взгляды, осанка властителей.Запах лугов ...

Освоение пространства дома: материализация «Я»

Освоение домашнего пространства и освоение пространства собственного тела - плотского дома души - идут у маленького ребенка параллельными путями и, как правило, одновременно....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описывается  организация предметно-практической деятельности детей с церебральным параличём по освоению пространства в контексте требований ФГОС дошкол.ного образования....

: «Знакомство с профессиями, связанными с освоением космического пространства».

Цель: создать условия для формирования первых знаний о профессиях, связанных с освоением космического пространства, посредством познавательной, изобразительной деятельности и конструирования....

консультация для родителей "Освоение пространства"

Материал содержит простые игры и упражнения по освоению пространства у детей 3-5 лет....