Особенности восприятия и освоения пространства дошкольниками с тяжёлыми нарушениями зрения
статья по теме
В данной статье подробно освещаются проблемы и особенности в восприятии пространства у детей с глубокой зрительной депривацией. Прослеживается поступательное развитие движений у младенцев, детей раннего возраста и у дошкольников. Отмечается необходимость активизации всех сохранных анализаторов у ребёнка. Обращается внимание на раннее управление процессом обучения передвижениям детей в пространстве. Показана важность предметной и словесной ориентировок в повседневной жизни ребёнка и в процессе обучения. В статье приводятся наиболее важные, с точки зрения автора, тренировочные упражнения для детей, имеющих не только глубокие зрительные нарушения, но и неврологические проблемы. Автор подчёркивает условия успешности овладения ребёнком навыками ориентировки на себе, в малом и большом пространствах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия и освоения пространства дошкольниками с тяжёлыми нарушениями зрения.
Дети с глубоким слабовидением и незрячие дети имеют ряд особенностей по восприятию и практическому освоению навыков ориентировки в пространстве.
Формирование исследовательских осязательных движений и следующих за ними функциональных движений рук становится ведущим в познании окружающего у маленьких детей со зрительной депривацией. Необходимо, чтобы эти движения стали максимально целенаправленными как можно раньше. Для этого общение и взаимодействие с малышом должны основываться на активизации всех сохранных анализаторов: остаточного зрения, слуха, осязания, что будет способствовать созданию у ребёнка сложной системы нервных связей. Сложившаяся система должна обеспечить маленькому человеку продуктивную активность по отношению к внешнему миру.
Эта активность у детей выражается в постепенном общем моторном развитии. Малыши осваивают основные движения с помощью специальных упражнений, гимнастики, массажа ,которые проводят с ними взрослые. Они терпеливо оречевляют все действия ,совершаемые ребёнком, наблюдают за запоминанием слов ,обозначающих предметы, действия.
Ребёнок учится балансировать и управлять своим телом, у него вырабатываются защитные реакции. Он начинает ползать, ходить. У малыша может возникает фобия пространства . В связи с этим ,необходимо продолжать раннее и детальное управление передвижениями ребёнка в пространстве.
Период обучения ползанию и ходьбе у малыша - это период активного накопления знаний об окружающем мире, знакомства с новыми объектами, их свойствами, ,которые служат ориентирами в последующей самостоятельной жизни. Поэтому на данном этапе очень важна (наряду с формированием правильных поз, движений) предметно-практическая и словесная ориентировки.
В дальнейшем , ребёнок с тяжелыми нарушениями зрения должен научиться определять своё местонахождение в пространстве среди окружающих его предметов ,определять направление продвижения, обнаруживать предмет, к которому направляется. Ребёнок должен научиться чётко ориентироваться на себе и других людях. Ребёнка необходимо научить выполнять различные просьбы, поручения по словесной установке. Одновременно с этими умениями он должен владеть правильной грамотной речью соответственно возрасту.
Многие дети со зрительной депривацией имеют, к сожалению, различные неврологические нарушения, наличие которых затрудняет своевременное овладение навыками ориентировки .В связи с этим дети нуждаются в многократном выполнении обучающих упражнений. Вот наиболее важные:
- Развитие ручных умений: функциональные движения кистей и пальцев рук, направленных на самообслуживание.
- Тренировка навыков тонкой ориентировки на себе, других людях, на игрушках, на себе относительно другого человека и относительно окружающих предметов. Примеры: «Покажи левой рукой правое колено», « Поставь игрушку зайца к себе спиной», « Встань лицом к маме и повернись к ней левым боком».
- Тренировка навыков правильного понимания и употребления слов, обозначающих направления: «направо- справа», «налево- слева», «впереди- вперёд».
- Тренировка навыка правильного понимания пространственной соотнесённости предметов.
- Тренировка навыка правильного понимания обозначенного направления движения в пространстве ( 2-3 этапа) относительно знакомых предметов.
- Словесное самостоятельное обозначение направлений и чёткое следование им.
Конечно, при отработке вышеперечисленных навыков от педагога требуется подробное и точное объяснение и правильный собственный показ.
Хочется отметить , что успешное овладение ребёнком навыками ориентировки на себе и в пространстве неотделимо от формирования свойств внимания , памяти и мыслительных процессов и напрямую зависит от них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности зрительного восприятия У детей дошкольного возраста с нарушением зрения
консультация для педагогов...
Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Статья посвещена характерным особенностям зрительного восприятия детей с различной зрительной патологией....
Презентация опыта работы «Пособие для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения»: "От звука к предложению".
Презентация поможет учителю-дефектологу (тифлопедагогу) при обучении ребёнка с тяжёлыми нарушениями зрения основам звуко-буквенного анализа слова...
Статья "Восприятие пространства дошкольников с нарушением зрения"
Описание особенностей восприятия пространства дошкольников с нарушением зрения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями зрения "Построим дом Дружбы"
Рекомендован для использования педагогам дошкольных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность с незрячими детьми....
Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...
Статья на тему: "Особенности работы по развитию восприятия сюжетной картины у детей с нарушением зрения"
Васильева Елена Сергеевна, учитель-дефектолог ГБДОУ №2 Петродворцового района Санкт-Петербурга Для детей с нарушением зрения понимание сюжетных картин выступает сложн...