Семейная гостинная "Викторина по произведениям писателей - натуралистов"
методическая разработка на тему
Детские годы – важнейший этап в становлении и развитии личности ребенка, именно в эти годы формируются ценности, позволяющие ему ориентироваться в окружающем мире. Закладываются его эмоциональная сфера, первичный образ мира, и его отношение к этому миру. И помочь нам в этом может книга. Ведь именно книга, по мнению многих педагогов, психологов и писателей играют важную роль в этическом, экологическом, нравственном воспитании детей.
Ребенок, находясь в мире, переполненном электронными носителями информации, научился обходиться без нас, взрослых. А мы, взрослые, стараемся не замечать этой проблемы, наоборот поощряем такие взаимоотношения, т.к. они освободили нас от вопросов «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…?»
Опираясь на наш опыт работы с детьми, хочется отметить, что средства массовой информации часто оказывают отрицательное воздействие в становлении характера ребенка. И как следствие, встал вопрос, как оторвать родителей, а особенно детей от компьютеров и телевизоров, как сделать так, чтобы их взгляд упал на книжную полку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семейная гостинная | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейная гостиная
с участием детей и родителей
«Викторина по произведениям
писателей - натуралистов»
подготовительная группа
МДОУ детский сад «Сказка»
р.п. Дергачи
январь 2018 г.
ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки.
Задачи:
- в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;
- способствовать формированию первых понятий о единстве человека и природы;
- создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы,
- учить детей действовать в команде, помогать друг другу, проявлять интерес к выполнению задания;
- учить понимать природу, ее законы и особенности;
- на основе сказок и рассказов В.Бианки воспитывать любовь и уважение к природе, к братьям нашим меньшим, заботиться и беречь природу;
- развивать память, речь, мышление, наблюдательность, творческое воображение.
Предварительная работа:
- оформление стенда с книгами В. Бианки и других писателей о природе;
- составление конспекта;
- чтение книг;
- просмотр мультфильма по произведению Бианки.
Оформление зала: портрет Бианки, выставка книг.
Оборудование: цветные конверты с вопросами, фонограмма: Музыка из игры «Что? Где? Когда?», дипломы.
Действующие лица: ведущий (воспитатель), 2 команды игроков (родители и дети).
Детские годы – важнейший этап в становлении и развитии личности ребенка, именно в эти годы формируются ценности, позволяющие ему ориентироваться в окружающем мире. Закладываются его эмоциональная сфера, первичный образ мира, и его отношение к этому миру. И помочь нам в этом может книга. Ведь именно книга, по мнению многих педагогов, психологов и писателей играют важную роль в этическом, экологическом, нравственном воспитании детей.
Ребенок, находясь в мире, переполненном электронными носителями информации, научился обходиться без нас, взрослых. А мы, взрослые, стараемся не замечать этой проблемы, наоборот поощряем такие взаимоотношения, т.к. они освободили нас от вопросов «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…?»
Опираясь на наш опыт работы с детьми, хочется отметить, что средства массовой информации часто оказывают отрицательное воздействие в становлении характера ребенка. И как следствие, встал вопрос, как оторвать родителей, а особенно детей от компьютеров и телевизоров, как сделать так, чтобы их взгляд упал на книжную полку.
Проведя опрос родителей «Книга в Вашем доме», мы выяснили, что дети в основном читают сказки, стихи учат только к праздникам, а рассказы и и повести не читают совсем. Крайнее удивление у родителей вызвал тот факт, что детям 6-7 лет можно читать произведения писателей – натуралистов Бианки, Пришвина, Чарушина и др. А ведь именно чтение произведений о природе поможет сформировать начальные навыки экологического воспитания, обогатить детей экологическими знаниями.
Писатели – натуралисты учат нас всматриваться в окружающий мир, видеть красоту в обыкновенной коряге, искать ответы на вопросы, любить родную природу и беречь ее. И сегодня мы предлагаем вам, родители, в этом убедиться.
Ведущий с воспитанником входят в зал, дети и родители садятся на стульчики.
Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости! Сегодня мы собрались с вами на литературно-экологический вечер. А вот кому он посвящён, вы поймёте из стихотворения, которое прочтут вам ребята.
1 – й ребенок: Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
2– й ребенок:Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
3 – й ребенок:Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Ведущий: - Молодцы, вы правильно догадались по стихотворению, что наша викторина будет посвящена творчеству Виталия Валентиновича Бианки.
- Викторина – это значит, игра в ответы на вопросы.
У нас с Вами две команды: «Мышата» и «Муравьишки»
Команды представляются и произносят по очереди девизы своих команд:
«Мышата»:
«Мы весёлые мышата
Необычные мышата,
Мы друзья мышонка Пика
Любим бегать и пищать,
И попробуем сегодня,
Все загадки разгадать! »
«Муравьишки»:
Муравьишки мы, трудяги,
Дружные ребята
Трудимся без устали,
Любим отдыхать,
На вопросы ваши
Будем отвечать! »
Музыка из игры «Что?Где?Когда?».
- Уважаемые игроки, обратите внимание на то, что вы сегодня будете работать в команде, а в командах главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение.
- Итак, давайте начинать нашу литературную викторину.
- Прежде, всего проведём разминку. Итак, начнём. Если команда, не может дать ответ, то отвечает другая команда.
РАЗМИНКА.
- О чём писал В.В.Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
- Кто в сказках Бианки самостоятельно не мог добраться до дому? (муравьишка)
- Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
- Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
- Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего зимой)
- Кто играл на щепке из рассказа В.Бианки «Музыкант»? (медведь)
- Кто просил всех животных отдать ему хвост? (муха)
- Для чего понадобился мухе хвост? (Для красоты).
- Молодцы, команды, хорошие знания показали в разминке. Все эти и последующие вопросы я взяла из книг В.В.Бианки. Вот каким был наблюдательным В.Бианки: многое увидел, записал и поделился с нами своими наблюдениями, приметами.
- А теперь мы переходим к основным заданиям нашей игры.
Дети и родители по очереди выбирают конверт с вопросом. Воспитатель зачитывает вопрос. Участник игры старается на него ответить, если затрудняется, берёт помощь команды.
КОНВЕРТ №1.
Задание: «Назови книгу».
Я буду читать из книг В.В. Бианки небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать эту книжку.
- А: «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и — один воздух вышел из них. Никакого пения». Кто же это? (Лягушата)
Книга: «Кто чем поет?»
- Б: «Потянул он к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела. Кто играл на щепке? (Медведь)
Книга: «Музыкант»
- В: «Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью – под другим берегом: там тоже ключ был. Так всю зиму и прожила. «Ах ты!.. – Лис думает. – Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…»». Кого хотел поймать Лис? (Уточку)
Книга: «Хитрый Лис и умная Уточка»
- Г: «Влез Муравьишка жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». О каком жуке говорится? (О майском жуке)
Книга: «Как Муравьишка домой спешил»
КОНВЕРТЫ №2.
Задание: «Четвёртый лишний»
Ведущий: - Ребята, сейчас я буду говорить названия произведений В.Бианки, а вы определите есть ли среди них произведение другого писателя, а затем назовите, чьё это произведение.
«Как Муравьишка домой спешил» | «Чей нос лучше?» | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (А.С.Пушкин) | «Кто чем поёт?» |
«Теремок» | «Музыкант» | «Лесные домишки» | «Колобок» (р.н.сказка) |
КОНВЕРТ №3.
Задание: «Помоги Муравьишке».
В конверте карточки, на которых изображены насекомые из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Вам необходимо как можно быстрее расставить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.
ОТВЕТ: (Гусеница-землемер + паук-сенокосец + жужелица + жучок-блошачок + кузнечик + водомерка +майский жук +гусеница-листоверка).
КОНВЕРТ №4.
Задание: «Отгадай героя»
Я буду зачитывать телеграммы, а вы должны отгадать от кого из героев произведений В. Бианки телеграмма.
- «Я дерево, толстое-претолстое, старое-престарое. Выдолбил дятел во мне глубокое дупло. Много жильцов в нём сменилось». (Дуб из произведения «Теремок»)
- «Я птичка потеряла своё гнездо, и каких гнёзд я только не повидала, с какими только птицами не познакомилась, но оказалось, что моё гнездо для меня роднее и уютнее всего. В конце рассказа я нашла своё гнездо и была этому очень рада». (Береговушка из произведения «Лесные домишки»)
- «У меня не простой нос, а замысловатый, я им круглый год семечки из шишек вылущиваю» (Клёст из произведения «Чей нос лучше)
- «Я маленький мышонок. Посадили меня дети в кораблик и пустили по течению. Многое мне пришлось пережить, пока кораблик не прибило к берегу, да и на берегу было не легче» (Мышонок Пик из произведения «Мышонок Пик»)
КОНВЕРТЫ №5.
Задание: «Загадки»
- А сейчас загадки о природе. За каждый правильный ответ команда получает балл. Посмотрим, кто из вас больше наберёт отгадок-баллов.
«Мышата» | «Муравьишки» |
1. Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза) | 1. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь) |
2. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова) | 2. В воде она живет,нет клюва, а клюет. (Рыба.) |
3. | 3. Прополз мохнатый червячок, |
4. Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо) | 4. Не кузнец, а с клещами. (Рак) |
5. Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар) | 5. Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
|
6. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб) | 6. В мае к вам я прилетаю, |
7. Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул, как огонек? (Белка) | 7. В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот) |
Ведущая: - Ну что ж, ребята, вот и подошла к концу наша игра. И сейчас нужно подсчитать баллы, определить победителей и вручить им дипломы. Проигравших прошу не расстраиваться, мы благодарим вас за волю к победе, вы тоже получите дипломы за 2 место.
В память об игре, детям и родителям вручаются дипломы за 1 и 2 места.
- Ребята, я надеюсь, что вам понравилась викторина и вы еще больше полюбили талантливого писателя В. Бианки. Читая книги Бианки и книги писателей, пишущих о природе вы больше узнаете о ней, а значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УГЛУБЛЕННОЕ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ – НАТУРАЛИСТА В.В. БИАНКИ
Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство детей...
Мир писателя – натуралиста Евгения Чарушина
Цель: воспитание духовной культуры читателя.Задачи:· познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;·...
НОД в средней группе " Обобщающее занятие по творчеству писателей - натуралистов"
НОД в средней группе " Обобщающее занятие по творчеству писателей - натуралистов"...
Семейная гостиная с участием детей и родителей «Викторина по произведениям писателей - натуралистов»
ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...
Календарно-тематическое планирование "Творчество писателей натуралистов"
Календарный план на неделю о творчестве писаталей В. Бианки, Н. Сладкова и других поможет детям через художественную литературу узнать о жизни животных в осенний период...
Занятие-игра по книгам писателей-натуралистов «Лесные полянки Пришвина и Бианки»
Дети, ненадолго превратившись в зверят, отправились в маленькое лесное путешествие. Там они познакомились с рассказом «Ребята и утята», посмотрели мультфильм «Первая охота», иг...
Углубленное знакомство детей с жизнью и творчеством писателя - натуралиста В.В. Бианки
Методика развития речи и обучения ...