«Музыкотерапия – как средство развития творческого потенциала ребенка» Методические рекомендации для родителей
методическая разработка (старшая группа) на тему

Зинченко Елена Викторовна

Музыкотерапия – как средство развития

творческого потенциала ребенка Методические рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon музыка101 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЛЯ ЗАМЕТОК

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 107»

«Музыкотерапия – как средство развития

творческого потенциала ребенка»

Методические рекомендации для родителей

Музыкальный руководитель Зинченко Е.В.

2018-2019 учебный год

Дорогие родители!

     Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка.

     Известно, что музыка в качестве терапевтического средства обладает мощным психологическим воздействием. Музыкальная терапия может служить для детей жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, в чем они очень нуждаются. Она ставит перед собой цель обойти или преодолеть эмоциональные или интеллектуальные преграды, стоящие между ребенком и его окружением.

    Музыкальные занятия способствуют развитию творческого начала, заложенного в каждом ребенке, способствуют их раскрепощению, учат самовыражаться через музыку, поначалу примитивно, непрофессионально, немузыкально, постепенно повышая их уровень, что будет способствовать потребности добиваться каких-либо результатов.

     Музыкальные занятия очень полезны, они развивают у детей воображение, словарный запас, их художественное восприятие. Развивается дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшается дикция, координируется слух и голос. Музыка поднимает детям настроение, развивает художественный вкус и творческие способности. На музыкальных занятиях развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, элементарные компоненты музыкального мышления и чувство музыкального ритма, а также двигательная сфера, внимание, память.

     Музыкальное занятие строится на основе всех видов музыкальной деятельности, их взаимосвязи, а также на признании ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития  музыкальных, интеллектуальных и физических способностей.

1

Упражнение «Испечем оладушки»

Вы и ребенок стоите напротив друг друга, под текст народной потешки выполняете движения руками:

Тесто круто замесили (напрячь руки и кулаками с силой «жать» тесто)

Ух-тух, ух-тух!

Сковородки раскалили

Ух-тух, ух-тух!

Ди-ди лада-ладушки (хлопать в ладоши)

Испечем оладушки

Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, (переворачивать «оладушки»)

Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! (подкидывать ладонями горячие оладушки, а  

Ди-ди лада-ладушки                                                  затем подуть на них)                                              

Горячи оладушки!

Игра «Слушай и хлопай»

Вы с ребенком сидите на полу на коленях. Под громкую музыку бьете ладонями по полу (одновременно двумя руками), а под тихую делаете легкие хлопки перед собой.

Смена характера музыки происходит несколько раз.

Игра «Машина»

Поставьте два стульчика напротив друг друга, на один посадите ребенка, а на другой сядьте сами. Дайте ребенку «руль» (это может быть как настоящий руль, так и предмет похожий на него). Исполните песню в медленном темпе, ребенок неспешно крутит у себя перед грудью «руль» - едет на машине. С окончанием музыки движение руками прекращается.

В следующий раз исполните песню в быстром темпе, соответственно и ребенок должен крутить «руль» быстрее. Каждый раз обсуждайте с ребенком, как он ехал: быстро или медленно.

Чтобы ребенку было более понятно вы тоже можете взять «руль» и выполнять движения вместе с ним.

14

Логоритмические игры и упражнения

Логоритмика помогает регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность;  учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Содействует эстетическому воспитанию, то есть учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая художественный вкус.

Игра «Шаг и бег»

Вам понадобятся  аудиозаписи спокойной музыки и музыки более быстрого характера, а так же помощь второго взрослого для переключения музыки.

Ребенок и вы идете по кругу друг за другом под спокойную музыку. После изменения характера музыки переходите на легкий бег. Вновь звучит спокойная музыка, под которую вы возобновляете свою ходьбу.

Смена музыки происходит несколько раз. С окончанием музыки вы останавливаетесь.

Игра «Гуляй-отдыхай»

Попросите второго взрослого помочь вам в исполнении этой игры.

Ребенок и вы сидите на стульях, слушаете любую колыбельную и изображаете, что спите. Под «Марш» встаете со стульчиков и начинаете ходить по комнате – гулять.

С окончанием музыки вновь садитесь на стулья.

Когда ребенок научится безошибочно различать характер музыки, задание усложняется: вводится еще одна мелодия «Пойду-ль я, выйду-ль я», под которую ребенок и вы выполняете танцевальные движения.

Упражнение «Качели»

Ребенок и вы стоите и под ваше пение выполняете махи руками (движение рук вперед-назад через низ).

Есть качели на лугу – вверх, вниз!

Вверх – вниз!

Я качаться побегу – вверх, вниз!

Вверх – вниз!                                   13

Уважаемые взрослые!

Чтоб порадовать детишек

Загляните в эту книжку,

Будете ее читать

Ваших деток развивать.

С помощью игрушек,

Песен, погремушек,

Разными стихами.

Убедитесь сами!

Веселых Вам занятий и хорошего настроения!

2

Игры, развивающие слуховое восприятие

Развитое слуховое внимание положительно влияет на формирование предпосылок к занятиям различными видами музыкальной деятельности. Именно поэтому необходима помощь специальных музыкальных игр.

Игра «Озорная погремушка»

Вам нужны две погремушки с удобной ручкой, маленькая корзинка с крышкой или красивая коробочка. Положите погремушку в корзинку или коробочку, закройте крышкой и накройте сверху яркой косынкой или нарядной салфеткой. Обратите внимание ребенка на что-то новое, спрятанное под косынкой.  Когда ребенок найдет погремушки, поиграйте с ним. Пусть он даст вам одну погремушку, а другую возьмет себе. Рассказывайте стихотворение и ритмично звените:

Поглядите на игрушку –

Озорную погремушку!

Погремушка, попляши!

Пусть смеются малыши!

Позвените погремушкой,

Непоседливой игрушкой!

Погремушка, веселей!

Позабавь-ка малышей!

Включите в аудиозаписи веселую музыку, лучше плясовую народную мелодию. Гремите погремушками под музыку и прячьте их за спину, когда музыка заканчивается. Желательно использовать погремушки с разным звучанием.

Игра «Барабан»

Покажите ребенку барабан, постучите по нему ладонью и предложите ему сделать то же самое. Дайте ребенку одну палочку, барабаньте вместе с ним, напевая песенку:

3

«Упражнения с атрибутами»

С бубном – постукивает, встряхивает, бежит и звенит; прячет бубен за спину

С барабаном – стучит по барабану одной или одновременно двумя палочками; имитирует постукивания по воображаемому барабану

С флажками или султанчиками – идет, держа их перед собой, слегка подняв руки; идет, положив их на плечи. Стучит палочками (флажков, султанчиков); прячет их за спину; поднимает вверх и одновременно притопывает ногами (приплясывая); слегка размахивает флажками или султанчиками.

«Прыжки»

На месте или с небольшим продвижением вперед.

Большие (широкие) через воображаемые лужи или канавки.

Во всех случаях это прыжки на носочках (руки на поясе или свободно опущены).

12

Игровые занятия по музыкально-ритмическим движениям

С помощью музыкально-ритмических движений развивается вся система музыкальности, в особенности эмоциональная отзывчивость на музыку, элементарные компоненты музыкального мышления и чувство музыкального ритма. Развиваются также двигательная сфера, внимание, память.

«Ходьба»

Идти в одном направлении, максимально используя пространство зала.

Взявшись за руки, идти в центр круга и назад («пузырь») и, не размыкая сцепленных рук, идти по кругу (это упражнение проходит с участием взрослого).

Идти парами в одном направлении (построение свободное).

Во всех случаях не размахивать руками и не топать; шагать без напряжения на носочках или на всей ступне; останавливаться с концом музыки

«Бег» 

Бежать легко по кругу в одном направлении.

Бежать парами в свободном построении.

В разных упражнениях руки могут быть свободно опущенными или на поясе; бег на носочках или на всей ступне.

«Упражнения для рук»

Стучат кулачком о кулачок

Пальчиком по пальчику (вторыми пальцами правой и левой рук)

Хлопают в ладоши (тихо и громко)

Поворачивают кисти рук («фонарики»)

Прячутся, закрывают лицо руками.

11

Солнышко, посвети,

Ясное, согревай!

С барабаном впереди

Веселей шагай!

Тра-та-та, та-та-та!

Тра-та-та, та-та-та!

Тра-та-та-та, та-та-та!

Тра-та-та, та-та!

Восклицайте! «Ах, какой барабан громкий! Барабанит, когда песенку поем, и молчит, когда песенки нет». Учите ребенка стучать ритмично, «не колошматить» палочкой, для этого используйте метод совместно-разделенного действия, обхватив ручку ребенка своей рукой. Восхищайтесь, как ребенок хорошо барабанит, хвалите его. Повторите упражнение, только теперь пойте песню на слог та, стимулируя ребенка к звукоподражанию. Прекращайте игру с окончанием пения и учите ребенка заводить ручку за спину: «Ай, нет песенки и палочки нет! Барабан молчит. А вот палочка! Будем петь и стучать. Та, та, та!»

Игра «Дудочка»

Вам понадобится две одинаковые дудочки или рожка, такие, чтобы из них  легко извлекался звук. Покажите ребенку, как можно дуть в дудочку, пусть он попробует это сделать сам. Начинается веселая игра. Включите музыку с четким ритмом (лучше народную мелодию в оркестровом исполнении),  играйте на дудочке под музыкальное сопровождение. Ребенок с удовольствием станет вам подражать. Частоту своего вдоха и выдоха регулируйте сами, но будьте ритмичны. Ребенок не всегда сможет соблюдать ритм, но постепенно ритмичность появится. Эта игра, как правило, непродолжительна, так как ребенок только начинает приобретать опыт самостоятельного регулирования вдоха и выдоха, это трудно. Кроме того, музыкальное подкрепление в аудиозаписи вызывает большой эмоциональный всплеск. Надо следить за тем, чтобы ребенок не устал от нахлынувших эмоций.

4

Игра «Юркая юла»

Возьмите юлу, которая при вращении издает звук. Покажите ребенку, как она крутится и гудит. Расскажите стихотворение:

У Юры и Юли

Гостили мы в июле.

У них в углу жила-была

Такая юркая юла.

Под вальс юла юлила

И всех нас веселила.

А теперь, напевая мелодию вальса, вращайте юлу, побуждая к протяжному произнесению и подпеванию звука, идущего из новой игрушки: «У-у-у-у-у-у-у!»

Спросите ребенка: «Как юлит юла?» В случае затруднения пропойте еще раз звук у, вызывая у него желание, присоединиться к вам. Включите в аудиозаписи фрагмент вальса или польки и наблюдайте с ребенком, как «юла танцует». Следите за тем, чтобы игрушка не останавливалась, пока не закончится музыкальный фрагмент. В конце возьмите ребенка на руки и покружитесь с ним под музыку: «Юла танцует и Ваня танцует». Играя, ваш ребенок познакомится с необычным звуком, который издает игрушка, и с таким музыкальным жанром, как вальс.

Игра «Ударим в ладошки»

Учите ребенка хлопать тихо и громко двумя руками одновременно по разным поверхностям. Сначала действуйте ручками ребенка. Обхватив кисти, но постепенно предоставляйте ребенку больше самостоятельности. Пусть он стучит, подражая вам. Хлопайте по столу, дивану, подушке, и т.д., при этом негромко напевая или проговаривая:

Тихо мы ручками ударим,

Тихо мы ручками ударим.

Люли-люли, ударим,

Люли-люли, ударим.

    5                                                                                                                      

«Кукла танцует»

Взрослый просит ребенка показать, как кукла танцует или шагает, напевая свою интонацию на слог «ля».

  1. Попросите ребенка петь, самостоятельно находить то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.).
  2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).
  3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
  4. Петь свое имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации.
  5. Вести певческую перекличку. Взрослый поет: «Ау, где ты?». Ребенок отвечает «Я здесь». Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.
  6. Импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.

10

Игровые задания для развития предпосылок песенного творчества

Предлагаемые и подобные игры являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений у детей. На этом этапе ставится цель: развивать у детей ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике.

«Игра с машиной»

Взрослый предлагает ребенку поиграть с автомобилем. Ребенок возит его и гудит: «Би, би, би!». Взрослый дает ребенку разные по величине машины, предлагает показать, как гудит большая машина, и как гудит маленькая, повторяет наиболее удачные сочетания звуков отличающихся по высоте.

«Игра с птичкой»

Ребенку предлагают игрушечные птички разной величины. Взрослый просит показать, как споет каждая птичка на слог «ку-ку» (так, чтобы звучание менялось по высоте соответственно величине игрушки).

«Игра с лошадкой»

Взрослый просит ребенка показать, как скачет небольшая игрушечная лошадка, проговаривая «цок, цок» в разном темпе и ритме. Дать пояснения: лошадка сначала скачет торопливо, а потом идет медленно, устало.

«Колыбельная кукле»

Взрослый предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю». Сам слушает и подпевает, закрепляя сочиненную ребенком интонацию.  

9                      

Пойте или проговаривайте громко, хлопая ручками ребенка:

Громко мы ручками ударим,

Громко мы ручками ударим.

Люли-люли, ударим,

Люли-люли, ударим.

Не огорчайтесь, если ребенок не сможет сделать без вашей помощи контрастные по динамике хлопки, это ему еще сложно. Но он получит опыт разных слуховых, кинестетических и тактильных ощущений, а со временем научится хлопать соответственно динамике вашего пения и словам песни.

Игра «Музыкальные инструменты»

Для этой игры вам понадобится помощь второго взрослого. Положите в красивую коробку три комплекта детских музыкальных инструментов: бубны, деревянные ложки, колокольчики. Пусть ребенок всем раздаст бубны, а один возьмет себе. Включите плясовую музыку в записи с двумя разными частями (например, оркестровое переложение русской народной песни «Калинка», «По улице, мостовой» и др.). Бейте в бубны, по-разному отстукивая ритм, изменяя динамику соответственно частям музыки, стимулируя ребенка к подражанию, похвалите его за хорошую игру на бубне. Так же поиграйте с ложками и колокольчиками. Затем предложите ребенку выбрать понравившийся инструмент, а другие раздать взрослым. Устройте домашний шумовой оркестр с музыкальным сопровождением в записи. Не огорчайтесь. Если ваш ребенок не всегда будет «музыкальным», ведь играть в оркестре, даже в таком, совсем не просто для него, это целый этап в развитии ребенка, который он только начинает осваивать. В следующий раз используйте другие игрушки-инструменты (например, погремушки, рожки, маракасы…)

6

Игры для тех, кто хочет научиться петь

Большое значение для активного проявления ребенка в певческой деятельности имеют красочные пособия, которые можно использовать в различных играх. Вот примерные варианты игр с пособиями. Их вполне можно изготовить дома вместе с ребенком.

«Музыкальный урок»

Для игры потребуется любой неозвученный музыкальный инструмент, например, пианино с «немой» клавиатурой (можно нарисовать клавиатуру и положить ее на детский столик) и звуковая книжка (вместо звуковой книжки возможно использование звуковых картинок).

Ход игры. Ребенок усаживает рядом с собой любимые игрушки, ставит на пюпитр (подставку) звуковую книжку (это импровизированные ноты) и производит со своими зайками, кисками, куклами музыкальное занятие. Он поет им любимые песни, подыгрывает себе на воображаемом пианино или гармошке, разучивает новые песни, просит повторить, прохлопать ритм. За ответы ребенок ставит своим игрушкам отметки.

Примечание. Звуковые книжки делают из картона или плотной бумаги (размер 30*20). На каждой странице книги – цветная иллюстрация (можно сделать аппликацию или рисунок), сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Кроме того, под рисунком предлагается нотная строка с записью мелодии данной песни (достаточно записать одну музыкальную фразу) и текст песни (не обязательно весь). В книге могут быть 5-6 песен. Звуковая картинка – то же, что и звуковая книжка, только оформление каждой песни представлено отдельно (размер 30*20 или 15*10). Все картинки должны храниться в красивой коробочке. Ими удобно пользоваться: часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество песен.

7

«Волшебный волчок»

На большом картонном круге наклеиваются иллюстрации к песням. В центре круга небольшой фанерный диск со стрелкой. Направление стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок. Игру можно провести как концерт для именинника.

Примечание. Для поддержания интереса ребенка к этой игре можно заменить волчок другими пособиями: музыкальный телефон или волшебный маятник. Задание при этом остается прежним: выбор песни определяется стрелкой маятника или номером телефона, по которому звонит играющий. Любое из этих трех пособий можно использовать для организации концерта детской самодеятельности. Для этого необходимо заменить картинки с изображением сюжета песни на рисунки, изображающие вид исполнительской деятельности: движение (танцующая пара), игру на музыкальных инструментах (зайка на балалайке), чтение стихотворения (ребенок, читающий стих) и т.д. Стрелка маятника или волчка покажет, какой номер концертной программы будет исполнен.

«Веселые нотки»

Для игры используется игрушечный телевизор. Игра проводится по типу передачи «Веселые нотки». На экране появляются рисунки с изображением картинок, соответствующих содержанию любимых песен. «За кадром» исполнитель озвучивает эти песни. Все слушатели реагируют на выступление громкими аплодисментами.

Примечание. На передней стенке ящика (из картона или фанеры) вырезается небольшое окошко – экран. Слева и справа экрана укрепляется подвижно в вертикальном положении два стержня, на которые наматывается пленка-калька (или клеенка) с нарисованными квадратами по сюжетам песен. Кадры просвечиваются сзади фонариком или электрической лампочкой. Можно отдельные кадры-картинки вставлять в прорезь, сделанную на верхней стенке телевизора.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей старшей группы на тему: Чем занять ребенка в выходные?

Вечный вопрос работающего родителя — чем занять ребёнка в выходные. Да ещё так, чтобы дитя провело время не впустую, а чему-то научилось, узнало что-то новое, раскрыло свой творческий потенциал....

Методическая рекомендация для родителей «Адаптация ребенка к детскому садику»

Многие родители ведут своих детей в сад, не придавая никакого значения тому, что у ребенка явные признаки начинающейся болезни. Это н...

Методические рекомендации для родителей и задания для выполнения с ребенком дома

В материале представлены домашние задания по тематическим неделям, составленные педагогом-психологом. Которые родители могут распечатать и позаниматься со своим ребенком на выходных днях. За...

Методические рекомендации для родителей «Оригами как средство развития творческой деятельности детей»

Материал составлен с использованием печатных материалов и интернет ресурсов...

Музыкотерапия, как средство гармоничного развития ребенка в условиях ДОУ.

Музыкотерапия - это одно из важнейших методических средств, которое влияет на психическое здоровье ребенка. Этот метод помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство вн...

методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности детей»

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, у...

Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"

Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...