Музыкотерапия, как средство гармоничного развития ребенка в условиях ДОУ.
методическая разработка по психологии
Музыкотерапия - это одно из важнейших методических средств, которое влияет на психическое здоровье ребенка. Этот метод помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия, как средство гармоничного развития ребенка
в условиях ДОУ.
Мазитова Татьяна Владимировна
педагог-психолог,
Демидова Анжелика Юрьевна
музыкальный руководитель
АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №124 «Мотылек»
«Музыка – не только фактор облагораживающий.
Воспитательный. Музыка- целитель здоровья»
(В.М.Бехтерев)
Современный мир, в котором живут наши дети – это мир с непрерывным и постоянно растущим информационным потоком, стремительно развивающимися новыми технологиями, изменениями культурных ценностей, ухудшением экологии и многими другими внешними факторами.
На мозг маленького ребенка, в том числе и на его психику, обрушивается поток разнообразной информации, не всегда нужной, понятной, а порой и очень вредной. Поэтому в каждодневной жизни, дети находятся в постоянном состоянии психического напряжения, то есть стресса.
Это приводит к тому, что у детей возникают проблемы в развитии эмоциональной сферы. Физическое и эмоциональное напряжение копится и зачастую выливается в такие проявления как плаксивость, обидчивость, раздражительность, импульсивность, агрессия. Таким образом, возникают препятствия для эффективного развития гармоничной личности ребёнка, а дошкольный период является решающим в формировании физического и психического здоровья. Человек проходит огромный путь развития именно до 7 лет, который не повторяется на протяжении последующей жизни. Управлять своими эмоциями и понять своё состояние ребенку сложно, поэтому – то и нужна помощь взрослого. Как же малышу разобраться в своих эмоциях и понять, что он сам чувствует, почему себя так ведёт?
В этот момент приходят на помощь различные техники и традиционные системы сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы дошкольников, т.е. психологического здоровья.
Благодаря использованию этих методов можно помочь ребенку приспособиться в различных социальных условиях, правильно себя вести в них, быть уверенным в себе; уметь управлять своими эмоциями, себой и понимать свое эмоциональное состояние, правильно разрешать конфликты.
Наш опыт работы, взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя, в детском саду показал, что наиболее эффективным методом для решения данной проблемы является музыкотерапия.
Данная техника позволяет применять музыку в качестве средства, который обеспечивает гармонизацию состояния детей: снять напряжение, утомление, повысить эмоциональную активность, исправлять изменения в личностном развитии ребенка, его психоэмоциональном состоянии и поведение, снизить умственную усталость, раскрепостить, повысить тонус, улучшить настроение, сконцентрировать внимание. Музыкотерапия помогает в формировании речи, при особенностях развития справляться с проблемами коммуникации, снять тревожность, стимулировать развитие мелкой моторики.
Понимая, что детский мозг и психика достаточно пластичны и наблюдая за детьми в своей работе, мы поняли, что воздействие на них с помощью музыки приносит большую пользу. В наше время специалисты выделяют музыкальные произведения, которые благотворно влияют на психологическое состояние ребёнка.
Например:
-для повышения творческого импульса предлагаем слушать музыку: «Марш» И.Дунаевского, «Болеро» М.Равель, А.Хачатурян «Танец с саблями»
-для профилактики утомляемости: «Времена года» П.И.Чайковский, сюита «Пер Гюнт» Э.Григ
-для снятия нервного напряжения: И.С.Бах «Бранденбургские концерты», спокойная музыка Л.В.Бетховена , К.Сен-Санс «Аквариум»
- для развития умственных способностей: произведения В.Моцарта,
- для полного расслабления: И.С.Бах «Оркестровая сюита».
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) рекомендуется использовать активную музыкотерапию (пение или играть на музыкальных инструментах).
Кинезитерапия (вид музыкотерапии учит выражать эмоции с помощью движений и пластикой тела). Например, используя сюиту «Карнавал животных» К. Сен-Санса, можно с воспитанниками попытаться изобразить различных животных, их повадки и характер.
К великому сожалению, в детских учреждениях музыкальная деятельность ограничивается традиционными видами деятельности детей. Хотелось чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня пребывания дошкольника, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
Мы пришли к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопровождающим звеном в жизни ребенка в детском саду, поэтому ввели инновационную идею музыкального сопровождения режимных моментов. В частности - во время утреннего приема детей; сопутствие приема пищи: завтрака, обеда и ужина; во время подготовки на прогулку, тихий час: засыпание и подъем; музыкальные минутки, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением и т.д. В своей работе, я как педагог-психолог, с детьми использую музыку для коррекции эмоциональных и поведенческих отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств. Применяю музыкотерапию как в индивидуальной, так и в групповой форме.
В ходе работы появилась идея создания каталога музыкальных произведений для педагогов, а так же проведение консультации по применению музыкотерапии в ежедневной жизни детского сада.
Утром рекомендуем включать солнечную мажорную классическую музыку (Бах «Шутка», Мендельсон «Весенняя песня»), добрые песни с хорошим оптимистическим текстом (В. Шаинский «Улыбка», «Песенка мамонтёнка», «Вместе весело шагать»).
Во время подготовки к занятиям включаем музыку, которая стимулирует интеллектуальную деятельность: произведения В.Моцарта, «Болеро» М.Равель.
Для расслабления, снижения эмоционального и физического напряжения, для спокойного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благоприятным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются: Сенс-Санс К. «Лебедь», Чайковский П. «Осенняя песнь», Ф.Шуберт «Аве Мария».
Для пробуждения воспитанников после дневного сна содействует тихая, легкая, нежная музыка. Она помогает легче и спокойнее перейти из состояния полного спокойствия к активной деятельности: Григ Э. «Утро», Шостакович Д. «Романс».
В течение года мы применяли музыкотерапию в жизни нашего детского сада и результаты превзошли наши надежды:
целенаправленное использование музыкальной терапии означает, что она повышает уровень развития эмоциональной сферы дошкольников, способствует созданию положительного эмоционального климата в группах, укрепляет физическое и психологическое здоровье детей.
Музыка помогает снизить стресс в повседневной жизни детского сада. Дети заряжаются положительными эмоциями и с помощью музыки осваивают техники релаксации, способствующие коррекции психоэмоциональной сферы, а также развитию воображения и творческого восприятия.
Постоянное использование музыки в режимные моменты улучшает качество воспитательно-воспитательного процесса, о чем свидетельствуют результаты диагностики реализации программы детского сада.
Дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, еда, ходьба, засыпание, вставание, расслабление и т. Д. При этом внимание переключается на приятный раздражитель слухового восприятия и достигается состояние психологического комфорта.
Музыкальная терапия для детей - доступный способ укрепить психическое и эмоциональное здоровье безопасного ребенка. Методы этой техники разнообразны, и воспитатель может найти подходящие упражнения и игры для практики. Но в случае с детьми с ограниченными возможностями лучше обратиться к специалисту по музыкальной терапии.
На наш взгляд, музыкальная терапия сегодня не только актуальна, но и является одним из самых перспективных направлений в жизни дошкольных учреждений. Способствует коррекции психофизического здоровья ребенка в процессе его жизни.
На основании вышеизложенного делается вывод, что: с помощью музыкальной терапии можно смоделировать эмоции; поднять настроение, уменьшить беспокойство; формировать у неуравновешенных детей чувство внутреннего покоя, радости, положительных эмоций; желание общаться друг с другом. Выполнение регламентированных моментов с использованием музыкальной терапии прививает навыки релаксации, развивает моральные и коммуникативные качества и создает положительный эмоциональный фон.
Список источников:
1. Алексеева В. С. Особенности управления персоналом в ДОУ. Пути повышения эффективности управления персоналом в современных условиях / В. С. Алексеева. – Текст : электронный // Экстернат.рф : [сайт]. – URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/77-management-educational-institution/9235- osobennosti-upravleniy (дата обращения: 20.01.2021).
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – Текст : электронный // Театральная библиотека : [сайт]. – URL: http://teatrlib.ru/Library/Bahtin/esthetic/ (28.01.2021).
3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Магистр, 1997. - 190 с. – Текст : непосредственный.
4. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. – Москва : Политиздат, 1988. – 319 с. – Текст : непосредственный.
5. Мишаткина Т. В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т. В. Мишаткина. – Ростов-на-Дону : Феникс ; Тетра Системс, 2004. – 304 с. – Текст : непосредственный.
6. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 128 с. – Текст : непосредственный.
7. [электронный ресурс]. – Режим доступа URL:. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/02/ispolzovanie-muzyki-v-zdorovesberegayushchem-prostranstve-dou(20.11.2021)
8. «Взаимодействие педагога – психолога и музыкального руководителя в ДОУ» [ электронный ресурс]. – Режим доступа URL:.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/02/ispolzovanie-muzyki-v-zdorovesberegayushchem-prostranstve-dou (20.11.2021)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция образовательных областей, как средство гармоничного развития дошкольника»
В статье раскрывается понятие - интеграция, описаны причины введения интеграции образоательных областей, и данна структура интегрированного занятия....
Презентация "Театрализованная деятельность как средство гармоничного развития дошкольника"
Презентация предназначена для педагогов ДОУ. В ней рассказывается о том, как важен такой вид работы с дошкольниками как театрализованная деятельность, как всесторонне театрализованная деятельность раз...
Подвижные игры, как средство гармоничного развития ребёнка
Для педагогов, родителей...
Театрализованная деятельность как средство гармоничного развития дошкольника
Организация театрализованной деятельности в ДОУ...
Консультация для родителей и воспитателей "Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка"
Для воспитателей и родителей...
РЕФЕРАТ на тему: Игрушка как средство гармоничного развития ребенка от рождения до 4-х лет.
реферат...
Подвижные игры детей как средство гармоничного развития.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по организации подвижных игр дошкольников....