Методическая рекомендация для родителей «Адаптация ребенка к детскому садику»
методическая разработка (младшая группа) по теме
Многие родители ведут своих детей в сад, не придавая никакого значения тому, что у ребенка явные признаки начинающейся болезни. Это насморк или кашель. Они просто не хотят этого замечать. Причины у каждого свои. Бывают случаи, когда видимые симптомы развивающейся болезни не видны. Бывает и такое, что ребенок является носителем какой-либо инфекции, но сам при этом не болеет. Правда, из этого не следует, что ребенка не нужно оформлять в дошкольное образовательное учреждение. Он может подхватить инфекции и на обычной детской площадке, и даже в общественном транспорте или магазине.
Педиатры говорят о том, что лучше всего отдать ребенка сначала в ясли сад. В младенчестве (1 год) ребенок не успел привыкнуть к какой-либо окружающей среде, а значит, привыкнуть к среде в детском саду ему будет проще. Но доверить своего малыша воспитателю, в столь раннем возрасте, способна далеко не каждая мать. Да и, таких учреждений крайне мало. А в возрасте 4,5 года иммунитет становится достаточно крепким. Тогда, почему не в 4,5?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rekomendatsiya.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая рекомендация
для родителей
«Адаптация ребенка
к детскому садику»
Орланмаа Соян-ооловна Ондар
МБДОУ «Сайзанак» села Суг-Аксы
Сут-Хольского кожууна
2014 год
«Адаптация ребенка к детскому садику»
Орланмаа Соян-ооловна Ондар
МБДОУ «Сайзанак» села Суг-Аксы
Сут-Хольского кожууна
Многие родители ведут своих детей в сад, не придавая никакого значения тому, что у ребенка явные признаки начинающейся болезни. Это насморк или кашель. Они просто не хотят этого замечать. Причины у каждого свои. Бывают случаи, когда видимые симптомы развивающейся болезни не видны. Бывает и такое, что ребенок является носителем какой-либо инфекции, но сам при этом не болеет. Правда, из этого не следует, что ребенка не нужно оформлять в дошкольное образовательное учреждение. Он может подхватить инфекции и на обычной детской площадке, и даже в общественном транспорте или магазине.
Педиатры говорят о том, что лучше всего отдать ребенка сначала в ясли сад. В младенчестве (1 год) ребенок не успел привыкнуть к какой-либо окружающей среде, а значит, привыкнуть к среде в детском саду ему будет проще. Но доверить своего малыша воспитателю, в столь раннем возрасте, способна далеко не каждая мать. Да и, таких учреждений крайне мало. А в возрасте 4,5 года иммунитет становится достаточно крепким. Тогда, почему не в 4,5?
Правило №1. Не стоит создавать своему малышу тепличные условия. Врачи рекомендуют чаще бывать на свежем воздухе, посещать, как можно чаще, детские площадки, ходить по гостям, где также есть маленькие дети. А дома, не стоит создавать идеальную стерильную обстановку. Большая просьба. Не путать такие выражения, как «идеальная» и «элементарная» стерильная обстановка в доме.
Правило №2. Душевное равновесие ребенка. Некоторым родителям покажется, что это полная ерунда. Как может психическое здоровье ребенка влиять на инфекции? Такие родители, глубоко заблуждаются. Научно доказано, что душевное равновесие напрямую влияет на способность иммунитета сопротивляться инфекциям.
Правило №3. Сбалансированное питание. Ежедневный рацион питания ребенка должен быть таким, чтобы он получал все необходимые суточные витамины и микроэлементы. Диетологи так же советуют употреблять воду в большем количестве, нежели соки.
Правило №4. Закалка. Действительно, по статистике закаленные дети болеют намного реже остальных ребятишек. Но прежде чем кидаться закалять своего ребенка необходимо узнать все особенности закалки. Ведь, не зря говорят, что все хорошо в меру. Иначе, просто можно получить совсем иной эффект. Вы же не хотите сделать вашего ребенка больным на всю жизнь.
Адаптация к детскому саду
Данная проблема волнует многих родителей, о чем свидетельствует большое число обсуждений и вопросов, которые они обычно задают психологу.
Процесс адаптации (привыкания) к новым условиям, коим является детский сад, у одних детей протекает спокойно, а у других со слезами, истериками. Все причины можно определить в три большие группы:
1 - особенности самих детей;
2 - особенности родителей,
3 - особенности садика (личность воспитателя, режим в садике, возникающие взаимоотношения с воспитателями и сверстниками).
С момента рождения ребенка советуем родителям завести дневник наблюдения за его развитием. В него записывать не объем съеденной пищи, а новое в психическом и умственном развитии. Записи требуют обязательного анализа: что и как должен делать ребенок в данном возрасте, и что делает ваш. Таким способом родители начинают познавать индивидуальные особенности малыша, о которых в последствии расскажут воспитателю.
К основным особенностям родителей, мешающих ребенку адаптироваться к садику можно отнести следующие: конфликтность родителей; имеющиеся проблемы во взаимоотношениях между взрослыми; дефекты воспитания (авторитарный, попустительский стиль воспитания; отсутствие единой точки зрения на процессе воспитания; педагогически запущенный ребенок); низкий уровень развития навыков общения; хроническое чувство усталости; нетерпимость к чужому мнению; неуверенность; тревожно-мнительные черты характера.
Проблемы с едой.
Для решения проблемы с едой необходимо готовить разнообразные блюда; создавать разные ситуации кормления; чаще питаться в общественных местах. Вводить "незнакомую" пищу постепенно, маленькими дозами. Например, гарнир приобрести в кафе, а котлетку принести с собой. Обязательно ходите в гости со своей едой. Так ребенок на фоне "своей" еды познает вкус другой, новой и необычной для него.
Проблемы со сном.
Сложной проблемой является сон и туалет в детском садике. Решению проблемы сна помогает режим ребенка. "Режимный" малыш быстре и легче адаптируется к детскому садику. Улучшает процесс приспособления "домашняя" наволочка, любимая мягкая игрушка. Купите, по выбору ребенка, красивые две пижамы - одну для дома, другую для садика. Детки привыкают к пижамкам "садика" и скучают по ним. В привычку должно войти чтение сказок перед сном, прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Нужен и тактильный контакт взрослого с ребенком в виде поглаживания.
Советы по адаптации ребенка в детском саду
Родители часто жалуются на то, что после первых недель посещения детского садика их малыши очень меняются, делаются агрессивными и неуправляемыми. Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, новому этапу в его жизни?
Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи. Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Разумеется, заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду.
Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.
Режим сна.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.
Доброе утро!
Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.
Одеваемся
Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда. Увеличить время пребывания можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.
Самостоятелность!
Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.
Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.
Максимум внимания.
Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.
По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.
Что нужно, чтобы ребенку понравилось в садике?
Пути решения проблемы с едой, сном и туалетом. Для решения проблемы с едой необходимо готовить разнообразные блюда; создавать разные ситуации кормления (примеры приводились ранее); чаще питаться в общественных местах. Вводить "незнакомую" пищу постепенно, маленькими дозами. Например, гарнир приобрести в кафе, а котлетку принести с собой.
Обязательно ходите в гости со своей едой. Так ребенок на фоне "своей" еды познает вкус другой, новой и необычной для него. Перед первым классом нашу семью беспокоило все: как будет общаться с детьми, как будет привыкать к школьной жизни, как будет кушать и т.п. В конце лета заметили волнение дочери. Причина волнения оказалась очень и очень простой. Дочку волновал единственный вопрос: "Сколько ложек сахара кладут в стакан с чаем".
В качестве ответа была проведена экскурсия в школьную столовую, где мы обедали несколько дней. Еда, и особенно чай, нам понравились и в школу мы пошли смело, с большой охотой. Уважаемые взрослые, акцентируйте внимание детей на разном способе приготовления, а значит и вкусе блюд, в разных местах-дома, у бабушки, в гостях, садике, кафе и т.д. Родителям настоятельно рекомендую приобретси кулинарные книги для детей до 5-6 лет. Предложенные в них рецепты, да ваша фантазия, раз и навсегда решат проблемы плохого аппетита ребенка. Главное не лениться!
Сложной проблемой является сон и туалет в детском садике. Решению проблемы сна помогает режим ребенка."Режимный" малыш быстре и легче адаптируется к детскому садику. Улучшает процесс приспособления "домашняя" наволочка, любимая мягкая игрушка. Купите, по выбору ребенка, красивые две пижамы - одну для дома, другую для садика. Детки привыкают к пижамкам "садика" и скучают по ним. В привычку должно войти чтение сказок перед сном, прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Нужен и тактильный контакт взрослого с ребенком в виде поглаживания.
По проблеме туалета детей в садике всегда поступает много вопросов. Задолго до поступления в садик необходимо ознакомиться с требованиями к детям касательно туалета. Начинайте приучать малыша к ним: проситься в туалет; брать горшок и ставить его в нужное место; писать стоя; садиться на унитаз и т.д. Почти во всех детских учреждениях Европы дети принимаются при выполнении ряда навыков самообслуживания. Доминирующия является умения вытирать себе попку после туалета. Если ребенок 3-х лет не владеет данным навыком - его в садик не берут.
При посещении ребенком садика, в первые дни, установите тесный контакт с воспитателями, няней. Ваши совместные действия должны быть направлены на скорейшую адаптацию малыша.
Путями решения первой группы проблем так же являются укрепление нервной и иммунной системы ребенка. Для этого организуйте спортивные и оздоровительные мероприятия (подвижные игры на свежем воздухе, катание на лыжах, ледянках, езда на велосипеде и т.п.). Для закаливания ребенка проводите контрастные ванночки для ног.
Перед ребенком нужно поставить два тазика (с холодной и горячей водой). В них можно положить камешки, пустить кораблики, рыбки и т.п. Предложите ногами ловить рыбки, топить пиратские корабли...то в одном тазике, то в другом. Веселая игра понравится малышу!
Не пугайте садиком
Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.
Семья Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.
Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.
Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!». Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ"
Рекомендации для родителейАДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУПодготовилаВоспитатель Кашевич В.А.Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к услови...
Рекомендации для родителей "Адаптация детей в детском саду"
Консультация для родителей младших группна тему: «Адаптация детей в детском саду»С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи. Но по- настоящему это про...
Рекомендация для родителей: "Адаптация ребёнка в детском саду"
Рекомендация для родителей: "Адаптация ребёнка в детском саду"...
Методические рекомендации для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду»
Рекомендации для родителей по адаптации ребенка в ДОУ. Родители часто жалуются на то, что после первых недель посещения детского садика их малыши очень меняются, делаются агрессивными и неу...
Методические рекомендации для родителей «Адаптация ребёнка в детском саду»
Цель данных рекомендаций: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детско...
Методические рекомендации для родителей «Адаптация ребёнка в детском саду»
Дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь...
Методические рекомендации для родителей «Адаптация ребёнка в детском саду»
Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; ...