Круглый стол с родителями "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

Белоусова Елена Сергеевна

 Всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_stsenariy_itogovyy.docx62.11 КБ
Файл kaprizy.pptx517.37 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему:

 «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста»

Цели:

1. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.

2. Научить родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельности становление детской личности.

Форма проведения: круглый стол

Участники: родители старшей группы № 2

Ведущий: педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Гусельки» Белоусова Е.С.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Капризы. Как с  ними бороться», памятки «Что делать, если ребенок капризничает? »

Ход встречи:

 - Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

- Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.

Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает.

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое.

Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2, 5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте - около 5 лет.

Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.

Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

- Попробуем разобраться в понятии «каприз» и что мы понимаем под словом «упрямство». Ваше мнение (обсуждение с родителями понятий) 

Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.

Упрямство – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников

- Попробуем выяснить причины, из-за которых дети обычно капризничают.

Физиологический дисбаланс 

В раннем возрасте кроха еще не осознает своих ощущений, поэтому не всегда понимает, что причина его капризного настроения болезнь, голод, усталость или повышение температуры. Именно "переполнение" психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских истерик и понурого поведения.

Семейный микроклимат 

Когда кроха начинает понимать, что творится вокруг и чувствовать чужие эмоции, тогда причина капризного поведения может скрываться в полученной информации извне. Другими словами, нестабильный микроклимат в семье, с постоянными ссорами и скандалами имеет большое воздействие на малыша. Он выражает свой протест истериками. Поэтому родителям необходимо создать обстановку любви, спокойствия и постоянства. А если очень захочется поругаться, то делайте это во время отсутствия малыша. Очень часто капризным становиться малыш, когда в семье готовятся к появлению прибавления. Чтобы избежать конфликтов в будущем необходимо правильно подготовить старшего карапуза к появлению новорожденного.

Излишняя опека и избалованность

Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся задарить подарками, показывая свою любовь. Такие действия "по сдуванию пылинок" приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и "не спешит" взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно добиться всего чего хочется. Избалованность часто становится причиной детских слез.

Возрастные изменения

 Психологи утверждают, что во время взросления ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше. Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений. Во-вторых, гиперопека мамы с папой его "напрягают" и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

В вашей семье капризный ребенок: что делать?  (ответы родителей)

Чтобы избежать появления капризов, научиться справляться с ними, правильно реагировать, нужно:

1. Признать самостоятельность ребенка

Взрослея, малыш перерастает стадию «маминой игрушки», когда мнение и поведение родителей было для него единственно верным. Начиная оспаривать свое право на самостоятельные решения, малыш может демонстрировать капризами стремление добиваться желаемого признания.

Есть одна мудрая истина: если не удается что-то запретить, научитесь это контролировать. Достаточно давать ребенку некоторые «порции» свободы, возможности проявить самостоятельность в незначительных ситуациях, чтобы затем он отплатил вам послушанием в важных моментах.

2. Не упустить время

Самым благоприятным временем для начала развития детской самостоятельности считается второй год жизни. Чтобы не беспокоиться в будущем: «капризный ребенок что делать?», нужно уже в раннем периоде начать обучать ребенка самостоятельно кушать, одеваться, мыть руки, убирать игрушки, помогать старшим. Именно такое раннее признание за ребенком самостоятельности в поступках поможет избежать борьбы за лидерство в дальнейшем. К тому же, приобретенные умения избавят ребенка от бездельничества, напрямую ведущего к капризам и нытью.

3. Превратить капризы в игру

Самой распространенной формой занятий с детьми является игра. То же можно отнести и к воспитанию. Через игру ребенка можно научить, развить, воспитать. Если строгий тон и официальный воспитательный разговор ребенок не желает воспринимать, то смягчить борьбу с капризами поможет игра.

При помощи игр можно показать малышу его поведение со стороны, понять истинные причины капризов, дать примерить роль взрослого. Ведь именно со стремлением уравняться в правах со взрослыми и связано большинство капризов. Вот пусть он и реализует свое желание «повзрослеть», став на время папой, мамой, доктором, шофером …

Индивидуальный подход

Капризы возникают, когда нарушается оптимальное равновесие между любовью к ребенку и требованиями к нему. Общий совет на проблему «капризный ребенок: что делать» дать невозможно. Родителям нужно хорошо разобраться, что именно не нравится их чаду, и чего он таким способом добивается.

Если подобное поведение не связано с состоянием здоровья, то капризы служат способом утверждения индивидуальности, добиваться лидерства.

Родителям нужно четко распознавать границы поведения: когда каприз «не заметить», когда – пойти на поводу, когда — настоять на своем.

Способ поведения легко выбрать, если удается определить причину упрямства ребенка.

  • Когда малыш просто решил что-то требовать (например, новую игрушку или сладости), то правильней будет просто не замечать капризы, не спеша с выполнением.
  • Если ребенок проявляет упрямство, не желая выполнять требования взрослых(например, кушать, идти спать, умываться), тогда стоит попытаться понять причину отказа. Не зная, что делать с капризным ребенком, стоит аккуратно расспросить малыша, почему именно он отказывается слушаться и как можно устранить причину сопротивления.

Конечно, бывает, когда настолько капризный ребенок, что делать что-то невозможно.Иногда родителям кажется, что ребенок не хочет что-то делать потому, что хочет заняться чем-то другим, вместо того, о чем просят взрослые. А на самом деле малыш может просто возражать против насилия вообще, демонстрируя непокорность, не желая выполнять что-то против своей воли. В этом случае настаивать на своем бесполезно. Это только ухудшит конфликт. Лучше дать ребенку немного свободного времени, отложив выполнение дела.

В целом же для искоренения и упрямства, и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребёнке бесполезно.

Обобщение: что ж сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит, помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимания разумной любви.

Вручение родителям памяток

«Что делать, если ребенок капризничает? »

Спасибо за активное  участие!

Рекомендации

«Как справиться с детскими капризами и упрямством»

1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский)

2. Не завышайте требований к своему ребенку.

3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.

4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.

5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.

6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.

7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.

8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе? »).

9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение.

10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку.

11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена, ребенок может быть лишен чего-либо.

12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.

13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.

14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

i5FPFHY9M.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как справиться с детскими капризами»

Слайд 2

Мы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, Чтобы крепко дружить. Чтоб улыбки друг другу Дарить и цветы, Чтоб исполнились в жизни Все наши мечты.

Слайд 3

КАПРИЗ - … Это когда ребенок понимает «нельзя», но настаивает. Капризность развивается, начиная с 4-х лет. Капризы могут быть: случайными или постоянными.

Слайд 4

КАПРИЗ - … Это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод. УПРЯМСТВО - … Один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов.

Слайд 5

ПРИЧИНЫ КАПРИЗОВ Физиологический дисбаланс Устал, голоден, «переполнен» эмоциями… Семейный микроклимат Нестабильный микроклимат в семье, постоянные ссоры и скандалы…

Слайд 6

ПРИЧИНЫ КАПРИЗОВ Излишняя опека и избалованность Ребенок не знает, что такое самостоятельность и не «спешит» взрослеть… Стремление избавиться от тотального контроля выражается в капризном протесте ребенка.

Слайд 7

ПРИЧИНЫ КАПРИЗОВ Возрастные изменения Кризис в 3 года и в 5 лет: ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений.

Слайд 8

КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК: ЧТО ДЕЛАТЬ? Признать самостоятельность ребенка Если не удается что-то запретить, научитесь это контролировать. Не упустить время Раннее признание за ребенком самостоятельности в поступках поможет избежать борьбы за лидерство в дальнейшем.

Слайд 9

Превратить капризы в игру При помощи игр можно показать ребенку его поведение со стороны, понять истинные причины капризов, дать примерить роль взрослого. Индивидуальный подход Родителям нужно хорошо разобраться, что именно не нравится их ребенку, и чего он таким способом добивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по вопросам формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области обеспечения безопасности жизнедеятльности дошкольников...

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

Круглый стол «Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста»

Представлены доклады педагогов по теме круглого стола...

Родительское собрание в форме круглого стола: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

Сценарий родительского собранияв форме круглого стола: "Семейные традиции"Задачи:- приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работ...

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....