Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
методическая разработка по развитию речи
Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_konspekt.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический педсовет в форме круглого стола
«Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
Подготовила: старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Юбилейный» г. Лихославль Борисова Виктория Анатольевна
Цель: совершенствование работы ДОО по формированию звуковой культуры речи (ЗКР) дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;
Задачи:
- Повысить уровень компетентности всех педагогов в организации работы с детьми по формированию ЗКР.
- Организовать обмен опытом педагогов в организации различных видов деятельности с детьми по воспитанию ЗКР и опытом использования различных методов и приемов работы. Способствовать творческому поиску новых педагогических идей.
- Проанализировать состояние работы по воспитанию ЗКР детей в ДОО. Обсудить возможные пути решения острых проблем ЗКР детей в современных условиях.
План педсовета:
1. Итоги выполнения решения предыдущего педагогического совета (заведующая ДОУ).
2. Теоретический доклад по теме педсовета (старший воспитатель).
3.Практическая часть
- Мастер-классы педагогов:
«Проведение артикуляционной гимнастики (АГ)»
«Артикуляция звука (с использованием индивидуальных зеркал)»
«Использование загадок в НОД по обучению грамоте. Приемы деления слов на слоги.»
«Сравнительный звуко-буквенный анализ слов при знакомстве с буквой»
«Разучивание чистоговорок и скороговорок»
«Проведение музыкальных игр на развитие слухового внимания»
Выступление «Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей»
«Интерактивная игра по воспитанию звуковой культуры речи»
«Проведение логоритмического упражнения»
- «Игралочка» (работа в группах, дидактические игры по развитию ЗКР детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)
4. Аналитическая справка по результатам тематического контроля.
5.Обсуждение проекта решения педагогического совета.
Рефлексия.
Ход педсовета
- Итоги выполнения решения предыдущего педагогического совета
(заведующая ДОУ).
Одна из задач на учебный год звучит так:
Усовершенствовать работу ДОУ по воспитанию у дошкольников звуковой культуры речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Для решения этой задачи проделана большая работа. Пополнена РПП среда в группах по речевому развитию. Приобретены новые пособия по развитию речи в методическом кабинете. Проведен тематический контроль по теме «Состояние работы в ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп».
Тема педсовета: «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»
Цель: совершенствование работы ДОО по формированию звуковой культуры речи (ЗКР) дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;
План педсовета:
1. Итоги выполнения решения предыдущего педагогического совета (заведующая ДОУ).
2. Теоретический доклад по теме педсовета (старший воспитатель).
3.Практическая часть
Мастер-классы педагогов по теме педсовета Мастер-классы педагогов:
«Игралочка» (работа по группам) «Игралочка» (работа в группах, дидактические игры по развитию ЗКР детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)
4. Аналитическая справка по результатам тематического контроля (старший воспитатель)
5.Обсуждение проекта решения педагогического совета.
- Теоретический доклад «Воспитание звуковой культуры речи детей
дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»
(старший воспитатель)
Эпиграф
Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга».
B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и важность речевого общения в жизни каждого человека. Хочется верить, что наше общение сегодня будет взаимнообогащающим и каждый из нас получит практические знания для работы.
Звуковая сторона речи
Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому из участников речевого общения передавать другим содержание их мыслей, задавать вопросы, договариваться.
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию.
Проблема
Статистические данные по материалам медицинского сообщества:
Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцова, у 70% новорожденных детей выявлены различные перинатальные поражения мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно сказываются на последующем развитии ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста ведут к отставанию психического развития, ограниченности мышления, трудностям в дальнейшем овладении чтением и письмом.
Дислалия – нарушение устной речи дошкольников, в школе сопровождается дисграфией. Согласно исследованиям, дисграфия (специфическое нарушение письма) выявляется у 53 % учащихся вторых классов. Высокая распространенность дисграфии среди школьников специалисты связывают с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН (фонетико-фонематическим недоразвитием) или ОНР (общим недоразвитием речи). Они выявляются при специальном логопедическом обследовании, при их наличии невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
Распространенность дислексии (расстройство навыков чтения) среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией от 20-50% случаев. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова и т.д.).
Проблема
Чтобы выяснить реальную картину состояния ЗКР воспитанников в сентябре мы провели дополнительное мониторинговое исследование, использовали дополнительную диагностическую карту по развитию ЗКР.
Результаты диагностики:
Продиагностированы дети 5 групп двух средних, старшей, подготовительной и старшей разновозрастной (общее количество 120 человек). 30 % детей от общего количества имеют низкий результат, т.е. недостатки произношения по показателям «Звукопроизношение» и «Дифференциация звуков». А в некоторых группах до 50% детей имеют недостатки звукопроизношения в той или иной степени.
Актуальность
Отсутствуют ставки логопеда и психолога в саду. Да в некоторых вопросах мы не компетентны, когда речь идет об определенных диагнозах и специальной коррекционной работе. Но «Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя» предъявляет новые требования к воспитателю детского сада. Наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами.
Разработчики программы «Радуга» прекрасно понимают современные проблемы детского сада, очень большое внимание уделяется в новых методических пособиях по речевому развитию под редакцией Т.И.Гризик ЗКР. И это уже требования программы. Мы обязаны их выполнять.
Направления речевого развития в ДОО
Работа по развитию речи в детском саду проводится в системе, по следующим основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС ДО
Речевое развитие выделено в отдельную образовательную область во ФГОС ДО. Стандарт определяет содержание образовательной области «Речевое развитие» следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
(Пункт 2.6 ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»))
Формы работы по ЗКР
- НОД по речевому развитию, знакомству с буквами, обучению грамоте
- НОД по другим образовательным областям. Отдельные разделы по звуковой культуре речи включены в НОД по музыке (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные, хоровые дидактические игры)
- В совместной и индивидуальной работе вне НОД
(АГ, ПГ, ДГ; прогулка и другие режимные моменты; игры:
дидактические, подвижные (с произношением
слов), сюжетно-ролевые, театрализованные, словесные игры)
Для правильного и эффективного педагогического воздействия воспитателю необходимо знать возрастные особенности речевого развития воспитанников. Попробуйте угадать возраст детей по описанию возрастных особенностей развития ЗКР.
3 года
Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
5 лет
У детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании, нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорит о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.
Дети осуществляют более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных.
Большинство детей усваивают и правильно произносят шипящие и сонорные звуки, отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Задачи воспитания ЗКР
Воспитание звуковой культуры речи включает следующие задачи:
- Укреплять голосовой аппарат. Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата посредством АГ, проводимой систематически. Упражнять детей и знать самим воспитателям в умении проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя).
Оля важно так шагает.
Далеко? Сама не знает.
По дорожке: "Топ-топ",
Через кочку - оп.
Мастер-класс «Проведение артикуляционной гимнастики (АГ)»
- Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка.
Мастер-класс «Артикуляция звука (с использованием индивидуальных зеркал)»
- Развивать речевое дыхание через игры на выработку воздушной струи через игры на сдувание и поддувание. (Правильное речевое дыхание: короткий вдох через нос и длительный выдох. Плечи не поднимаем, щеки не надуваем.) Упражнения на развитие речевого дыхания помогают развивать способность произносить длинные фразы и являются профилактикой физиологического заикания.
Дыхательное упражнение «Карандаш»
- Развивать речевой слух, развивать слуховое внимание (через ЧХЛ, произведений УНТ, слушание музыки, звучания инструментов, шумелок, словесные игры и т.д.)
речевой слух – способности точно воспроизводить все стороны звучащей речи;
слуховое внимание – способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука;
- Знакомить со слоговой структурой слова. Упражнять в умении определять количество слогов в словах (по схеме, на слух).
Мастер-класс «Использование загадок в НОД по обучению грамоте. Приемы деления слов на слоги»
- Развивать фонематический слух. (Фонематический слух – это способность различать звуки речи. Дети с хорошим фонематическим слухом способны опознавать звук в речевом потоке, понимать значение слов, различающихся одним звуком (мишка-миска)). - Ввести понятия «гласные и согласные звуки», «мягкие и твердые согласные звуки», «звонкие и глухие согласные звуки».
- Упражнять в умении выделять слова с заданным звуком из речевого потока, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), последовательность звуков в простых словах (суп, мак, лук).
Мастер-класс «Сравнительный звуко-буквенный анализ слов КОТ и КИТ»
Он мяукал у дверей?
Открывайте мне скорей,
Очень холодно зимой!
Кто же просится домой?
(Кот.)
- Скажем вместе КОТ. В слове спрятались три звука. Какие?
-. Послушайте меня (утрированное произношение)
К-К-О-О-О-Т-Т.
- Давайте определим первый звук [K]-
- Он гласный или согласный? Почему? (Мы не можем его пропеть. Значит он – согласный) - Он твердый или мягкий?
- Он звонкий или глухой? Как вы определили? (произносится без голоса, горлышко не дрожит)
- Какой второй звук в слове КОТ? [О]
- Гласный ли согласный? Почему?
- Какой третий звук? [T]
- Гласный или согласный? Почему?
- Он твердый или мягкий?
- Он звонкий или глухой? Как вы определили? (произносится без голоса, горлышко не дрожит)
Рассекает океан,
Из спины живой фонтан!
Страшен и огромен он,
Но ест крошечный планктон.
(Кит)
- Сколько звуков в этом слове?
- Первый? [K']- согласный, мягкий, глухой
- Второй? [И] – гласный
- Третий? [T] – согласный, твердый, глухой
- Слово КОТ начинается с твердого звука [K]
- Слово КИТ начинается с мягкого звука [K']
- Звуки [K] и [K'] обозначаются буквой КА Кк (Это первый раз, когда произносится название буквы, второй раз, когда её рисуем или лепим, или выкладываем из разных материалов. Все.)
- [K], [K']. Что вы слышите? (Вы слышите звуки) Я произнесла звуки.
- Что вы видите? (Вы видите букву КА) Я нарисовала букву КА.
- Смотрим на буквы, а произносим звуки, которые они обозначают.
- А (а) Б (б, б') В (в, в') и т.д.
- Дошкольники могут и не знать названия букв с призвуком, им не обязательно знать алфавит. Мы их должны научить различать звуки.
- Упражнять детей в дифференциации звуков (ш-с), (ж-з), (ц-с) и т.д.
- Развивать интонационную выразительность речи (силу, высоту, темп и ритм речи).
- Работа над дикцией. Использование чистоговорок, скороговорок.
Мастер-класс «Разучивание чистоговорок и скороговорок»
- Развитие мелкой моторики. Часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. Средняя группа -15 заданий (Кольцо, Коза, Заяц и т.д.). Развитие тактильных ощущений: Чудесный мешочек (качество и форма предмета). Упражнения на координацию «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц». Пальчиковые игры. Ниткопись. Бисерография.
- Знакомить с орфоэпическими нормами русского языка. Познакомить с ударением. (Речь воспитателя – образец для детей)
РППС по речевому развитию
- Проделана большая работа в группах. Часть РППС по ЗКР представлена на слайдах.
Взаимодействие сада и семьи в вопросах воспитания ЗКР детей
Цель взаимодействия детского сада и семьи в свете концепции ФГОС ДО: объединить усилия взрослых для успешного развития детей, сформировать желание у родителей помогать ребенку преодолевать проблемы и радоваться успехам.
Взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет получить желаемый результат в речевом развитии воспитанников.
Выступление «Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей»
Формы взаимодействия по речевому развитию детей:
- анкетирование,
- родительские собрания-встречи (организационное, тематическое, итоговое),
- индивидуальные беседы,
- участие в речевых традициях группы: «Копилка слов» (оформление в книжечку «Мягкие слова», «Ласковые слова»), «Я дарю тебе словечко» (веселые слова, ласковые слова и т.д.), «День рождения звука» (стихи, песенки картинки с трудным звуком),
- Газета по различным речевым проблемам (рубрики «Зачем языку делать зарядку?», «Почему сначала звуки, а потом буквы?», «Как руки помогают язычку?» и т.п.)
- Домашние задания.
- Проектная деятельность.
- Досуги, праздники.
- Игротека - подборка игр определенного содержания («Кто так кричит?», «Слушаем звуки улицы», «Рифмы»).
«Игротека»
Игротека – уникальная форма взаимодействия. Организуется в вечернее время, является досуговой деятельностью. Подбораются игры определенного содержания (например по ЗКР). Это могут быть настольно-печатные игры, подвижные и словесные дидактические игры, интерактивные игры. Можно включать стихотворения на заданный звук, который дети научились говорить, песенки, загадки, чистоговорки, логоритмические упражнения и другие формы совместной деятельности.
Мастер-класс «Проведение музыкальных игр на развитие слухового внимания»
Мастер-класс «Интерактивная игра по воспитанию звуковой культуры речи»
Мастер-класс «Проведение логоритмического упражнения»
«П/и «Цветы и пчелки»
Цель: Автоматизация звука Ж.
Описание игры: часть участников – пчелки, другая часть – цветы. Пока играет музыка, все участники легким бегом перемещаются по залу врассыпную, руки на поясе. Музыка останавливается, цветы присаживаются на колено, а пчелки летают между цветами, машут крыльями и жужжат. Потом меняются ролями.
Работа по подгруппам. Настольно-печатные игры по ЗКР.
Аналитическая справка по результатам тематического контроля.
Обсуждение проекта решения педсовета:
1. Продолжать работу по формированию, развитию и совершенствованию ЗКР детей, используя формы работы, предлагаемые в методических пособиях Гризик Т.И «Развитие речи детей» с пометкой ФГОС ДО: ежедневно планировать и проводить в соответствии с методическими рекомендациями АГ, ПГ (три раза в день), упражнения по развитию речевого дыхания (вечер), использование в работе дидактических игр и упражнений по ЗКР.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
2. Пополнить развивающую среду в группах игровыми пособиями по развитию речевого дыхания, по развитию мелкой моторики, предлагаемыми в соответствии с возрастными возможностями детей в методичках по «Развитию речи детей» Гризик Т.И. Обратить внимание на предлагаемые в пособиях для использования в работе с детьми «Речевые традиции группы»: «Речевой дворик», «Чудо-дерево» и «Копилка слов».
Ответственные: воспитатели групп
Срок: январь 2016г.
3. Реализовать педагогический проект по развитию ЗКР у детей. Запланировать и провести в рамках проекта мероприятие совместно с родителями (литературный вечер, театрализованный досуг, «Игротеку» по речевому развитию) или пригласить родителей посетить НОД по развитию речи.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: апрель 2016г.
Рефлексия
Слова бывают разные:
Хорошие, простые.
Слова бывают праздные,
Ненужные, пустые.
А.Л. Барто.
-Какие «нужные» слова вы сегодня услышали. Что узнали нового и обязательно будете применять в работе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...
Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
laquo;Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способ...
Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Консультация поможет родителям в развитии речи дошкольников....
Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...