Развитие познавательных интересов у детей средней группы с помощью исследовательской деятельности.
статья (средняя группа) на тему
Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста актуальная проблема современного образовательного процесса. Познавательный интерес побуждает к поиску новых знаний, умений, помогает расширить и углубить знания, а также способствует творческому подходу ребенка к своей деятельности. Возраст от 3 до 5 лет является наиболее благоприятным периодом для развития познавательной потребности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных интересов у детей средней группы с помощью исследовательской деятельности.
«Ребенок - это не сосуд,
который нужно заполнить,
а огонь, который нужно зажечь»
Восточная мудрость
Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста актуальная проблема современного образовательного процесса. Познавательный интерес побуждает к поиску новых знаний, умений, помогает расширить и углубить знания, а также способствует творческому подходу ребенка к своей деятельности. Возраст от 3 до 5 лет является наиболее благоприятным периодом для развития познавательной потребности.
Большинство детей в средней группе нашего детского сада имеют невысокий уровень познавательного развития, это показывает мониторинг, проведенный мной в самом начале работы. Дети не проявляют любознательности, познавательного интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. 55 % (5 чел.) детей имеют низкий уровень, 36 % (4 чел.) имеют средний уровень, только 9 % (1 чел.) высокий уровень познавательного развития. Следовательно, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы по развитию познавательной деятельности у детей.
Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей. Исследовательская деятельность – один из способов повышения познавательного интереса каждого ребенка.
Целью моей работы стало: развитие познавательного интереса детей путём вовлечения их в исследовательскую деятельность.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по развитию исследовательской деятельности у дошкольников.
2. Организовать предметно-развивающую среду.
3. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской исследовательской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
На первом этапе работы передо мной стояла задача обогащения предметно - пространственной среды для реализации на практике исследовательской деятельности детей. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Для этого в группе мы создали уголок «Юный исследователь». В его оснащение входит различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований, размещены правила поведения при выполнении опытов, а также памятка о мерах безопасности при работе с оборудованием.
На втором этапе мною был разработан перспективный план исследовательской деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.
Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности, картотека опытов, а также разнообразные игры для развития познавательных интересов.
Основным методом в исследовательской деятельности у детей, я выбрала проведение элементарных опытов. Через опыты дети изучают причины тех или иных явлений, связи и отношения между предметами.
В организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:
- Постановка проблемы (задачи).
- Поиск путей решения проблемы.
- Проведение опытов.
- Фиксация наблюдений.
- Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Свою работу, согласно тематическому плану, я начала со знакомства детей со свойствами воды. Мы провели ряд опытов, благодаря которым мы узнали, что вода прозрачная и не имеет собственного цвета, но она может окрашиваться в другие цвета; что вода жидкая и не имеет собственной формы, но она может принимать форму сосуда, в который помещена; что некоторые вещества могут плавать на поверхности воды, а другие наоборот тонут; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду; увидели, как воздействует соль на лед.
Знакомясь с темой «Песок», дети рассматривали песчинки через увеличительное стекло, а также проводились опыты с песком. На организованной совместной деятельности дети пробовали слепить фигуры из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – из мокрого песка можно слепить фигуру нужной формы. Во время прогулки с помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При изучении темы «Воздух» проводились различные дидактические игры. При проведении дидактической игры «Поймай воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Опыт «Воздух в банке» позволил еще раз убедиться в том, что пустой сосуд в действительности заполнен воздухом.
При знакомстве с магнитом мы узнали, как он используется в обыденной жизни; выяснили, что магнит может притягивать только металлические предметы и взаимодействовать с ними через различные предметы.
Провели ряд опытов с бумагой, с их помощью дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие, например от камней; что бумага может быть тонкой или толстой, тонкая бумага мнется и рвется быстрее, чем плотный картон.
Исследовательской деятельностью дети занимаются и во время игр, направленныхна познание и классификацию объектов окружающего мира; на развитие чувственного восприятия, на формирование основ экологического самосознания.
Большое значение придаю проведению наблюдений и на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании детей. Для ребенка важно, чтобы мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи в оформлении и пополнении разнообразными материалами исследовательского уголка. Для просвещения родителей мы проводим консультации и родительские собрания по данной тематике, а также привлекаем для участия в совместных проектах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательных интересов у детей среднего возраста»
Закреплять представления о величине и форме предметов через дидактические игры и упражнения; совершенствовать умения делать обобщение. Закрепить знания об овощах, животных и насекомых....
Педагогический совет на тему «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»
Педагогический совет по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей, повышения их методического уровеня, способствования их творческому поиску....
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста
Татьяна Семакина Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возрастаМуниципальная августовская педагогическая конференцияТема: «...
Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста в организованной образовательной деятельности по ФЭМП
laquo;Траектория познавательного развития. Создание комплекса условий и возможностей для формирования познавательного интереса у дошкольника»...
Педсовет "«Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»
laquo;Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность» Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство восп...
Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...
Мастер – класс на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий В. В. Воскобовича при организации работы с детьми....