Педагогический совет на тему «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»
методическая разработка на тему

Педагогический совет по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей,  повышения их методического уровеня,  способствования их творческому поиску. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_po_ekologii_no2.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Тема: «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»

 Задачи:  совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;  повышать методический уровень;  способствовать творческому поиску.

Форма проведения: круглый стол.

Повестка дня:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

  1. Итоги тематического контроля «Организация работы в ДОУ по развитию у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

Ответственные: старший воспитатель.

  1. Итоги смотра-конкурса условий, созданных в группах для развития поисково-исследовательской деятельности. Ответственные: старший воспитатель.
  2. Сообщение на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду» Ответственные: старший воспитатель.
  3. Выступление на тему: «Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре» Ответственные: воспитатель Барменкова С.И.
  4. Выступление на тему: «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельность». Ответственные: воспитатель Порошина Т.Т.
  5. Деловая игра «Знатоки проектного метода».
  6.  Информационно-практическая часть: опыт работы воспитателей.
  7.  Проект решения педагогического совета.

Задание: создание краткосрочных проектов по экологическому воспитанию на тему: « Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду» (старшие и подготовительные группы).

1. Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность.

 В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой. Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием не только каких-то механических действий (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительного мышления, психической деятельности. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.

Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

 В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

 - человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;

охрана и восстановление природных богатств.

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов — сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.

Третья позиция берет начало, в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.  Четвертая позиция это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

 - сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

 - практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

 - детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе; - общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);

 - экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

 - речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

 - наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

 - просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

 - проектная деятельность.  

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

 Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран - и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов... А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно - процессуального подхода к реализации проектов. –

Что такое «экологический проект»?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру (Приложение 1). Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

Специфика метода проектов

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем: - он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; - является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей; - это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Экологические проекты в ДОУ

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

1.         В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

 2.         Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.

3.         Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:

1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.

3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

Этапы разработки и проведения проекта:

1.         Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2.         Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

3.         Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4.         Обсуждает план с семьями воспитанников.

5.         Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

 6.         Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7.         Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

8.         Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.

 9.         Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации). 10.      Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

11.      Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

12.      Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

 Заключение

 В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому. Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

2. Блицтурнир. Педагоги делятся на две команды. Задание. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях. (Приложение 2.)

3. Домашнее задание:

- Разработать краткосрочный проект по экологическому воспитанию (до 1 мая) в группах.

Приложение 1

 * ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА  

Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует.  Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путем...»  Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.  Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован. 5. Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ (по Н. А. Рыжовой)  

Подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.  

Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

 Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

- Экологические занятия; экологические экскурсии; уроки доброты; уроки мышления; экологические кружки; экологические конкурсы; - КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой; экологические акции; обсуждение и проигрывание экологических ситуаций; трудовой десант; «зеленый патруль»; клуб исследователей природы; лаборатория юного эколога; ведение «Панорамы добрых дел»; ведение фенологических календарей природы; коллекционирование природных объектов; экологические выставки и экспозиции; экологические музеи; Дни (Недели) экологического творчества; экологические праздники и фестивали; экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.); экологические сказки; экологические тренинги; инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

Приложение 3

КОНСУЛЬТАЦИЯ «СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА»

  1. Общие положения.

Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и профессиональных сообществ города, а также на курсах повышения квалификации. Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения. Проектная деятельность для педагогов - одна из форм организации воспитательно-образовательной работы, повышения компетентности, качества образования.

II. Цель проектной деятельности.

Создание условий для инновационных процессов в ДОУ; применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).

III. Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности.

Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств). Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование). Развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление). Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности). Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком).

IV. Основные требования к использованию метода проектов.

Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного подхода, поиска ее решения). Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (групповая, парная, индивидуальная) деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности; выдвижение проектной гипотезы; поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, бортжурнал, доклад, газета и т. д.); формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования; распространение педагогического опыта (стажерские площадки, педагогические чтения, дни открытых дверей и т. д.).

V. Содержание проектной деятельности.

Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности в межаттестационный период. Четкое формулирование проекта: целей и средств, программы действий. Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта). Внесение руководителем ДОУ корректив в образовательную программу (предполагаемые темы и типы проектов), обеспечение условий для творческого роста педагогов в сфере избранной ими темы в межаттестационный период. Проведение презентации и защиты проектов (1 раз в год) и организация конкурса. Цель презентации: предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения; повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, престижности выполнения проектов; обучение педагогов умению презентовать себя и свою работу; обучение педагогов технологии проектной деятельности. Критерии оценки: презентации - по технологии проектной деятельности; защиты - по содержанию и владению материалом представленного проекта. Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки. Консультации педагогов по проектной деятельности руководителями ДОУ.

VI. Функциональные обязанности руководителя проектной деятельности.

Составление календарно-тематического плана занятий, разработка блока совместной деятельности педагога и детей, блока самостоятельной деятельности, форм оценки результатов (промежуточных, тематических, итоговых), мониторинг качества обученное™ дошкольников по теме проекта. Необходимое для проекта программно-методическое, материально-техническое, дидактическое обеспечение. Формирование проектной группы, разработка сценария проекта. VII. Функциональные обязанности руководителя проектной группы. Выбор проблемной образовательной области, постановка задач, формулирование концептуальной идеи, темы проекта. Составление обоснования создаваемого проекта, определение конечного результата, его позитивности. Детализация содержания, структуризация материала проекта и определение его объема, исследовательской роли участников проекта. Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками его этапов. Проведение консультаций с членами проектной группы, оказание помощи педагогам в подготовке документации к защите проекта. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков. Персональная ответственность за грамотное изложение содержания. VIII. Механизм стимулирования работы членов проектной группы. Обладатели лучших проектов могут быть рекомендованы для участия в педагогических чтениях, стажерских и опытно-экспериментальных площадках города (моральное стимулирование). За лучшие проекты по итогам учебного года предусматривается выделение материальных средств из фонда доплат и надбавок.

Литература:

1.           Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. - №9.

2.           Вестник УДО администрации МО «Город Сыктывкар», 2005. - №1.

3.           Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.

 4.           Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 5.           Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – М.: Учпедгиз, 1926.

6.           Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.

7.           Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3.

8.           Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. - №3.

9.           Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Акцидент, 1998.

10.         Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.

11.         Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы, 1998. - №3.

12.      Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Педагогический совет на тему: «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС»

В данном материале представлен педсовет по теме  «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка  через игровую деятельность в формате ФГОС». ...

Программа саморазвития на 2016-2017 гг. по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из н...

Педагогический совет на тему " Развитие самостоятельности, активности, инициативы и коммуникативных навыков в конструктивно модельной деятельности у воспитанников"

Материал содержит презентацию, которая раскрывает содержание тематического педагогического совета. На данном педсовете шло обсуждение значения конструктивно-модельной деятельности для всестороннего ра...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Педсовет "«Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»

laquo;Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность» Задачи:  совершенствовать педагогическое мастерство восп...