Педсовет "«Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»
методическая разработка

«Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»

 Задачи:  совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;  повышать методический уровень;  способствовать творческому поиску.

Форма проведения: круглый стол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Светлячок» структурное подразделение

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алтайская средняя общеобразовательная школа №1 им. П.К. Коршунова

Педагогический совет

№ 4

«Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»

Разработала:

ст. воспитатель Т.В.Шестакова

                                      2021 г.

Тема: «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»

 Задачи:  совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;  повышать методический уровень;  способствовать творческому поиску.

Форма проведения: круглый стол.

                                                  Повестка дня:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
  2. Выступление  «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность» старший воспитатель
  3.   Итоги тематического контроля «Особенности организации познавательно-    исследовательской деятельности у дошкольников»- старший воспитатель
  4. Консультация для педагогов «Формирование гуманных чувств через художественную литературу с детьми дошкольного возраста  воспитатель
  5. Деловая игра «Знатоки проектного метода».
  6.  Информационно-практическая часть: опыт работы воспитателей. Презентация проектов.
  7.  Проект решения педагогического совета.

Задание: создание краткосрочных проектов по экологическому воспитанию на тему: «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность

1. Формирование у детей экологических представлений через проектную             деятельность. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У дошкольников формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

 - сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

 - практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

 - детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

 - общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу;

 - экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

 - речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

 - наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

 - просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

 - проектная деятельность.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно - процессуального подхода к реализации проектов.

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс детского сада метода проектов.

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы,  лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

- Что такое «экологический проект»?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
  • частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
  • полная интеграция (экологическое воспитание с художественной  литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим  развитием);
  • метод проектов:
  • форма организации образовательного пространства;
  • метод развития творческого познавательного мышления.

2. Деловая игра «Знатоки экологических проектов».

Воспитатели делятся на три команды с помощью листиков (клена, березы, дуба).

1.        Блицтурнир.

Задание. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях.

  - экологические занятия;

  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
  • уроки мышления;
  • экологические кружки;
  • экологические конкурсы;

-        КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой;

  • экологические акции;
  • обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
  • трудовой десант;
  • «зеленый патруль»;
  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;
  • ведение «Панорамы добрых дел»;
  • ведение фенологических календарей природы;
  • коллекционирование природных объектов;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологические музеи;
  • Дни (Недели) экологического творчества;
  • экологические праздники и фестивали;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
  • экологические сказки;
  • экологические тренинги;
  • инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

2. Назвать этапы проекта.

Воспитателям предлагается перечислить этапы проекта:

1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.

3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

3. Этапы разработки и проведения проекта.

Педагогам необходимо назвать последовательность работы.

1.Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2.Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

3.Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4.Обсуждает план с семьями воспитанников.

5.Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7.Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

8.Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.

9.Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

10.Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

11.Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

12.Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

  1. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.

Педагогам предлагается назвать виды проектов, используемые в работе дошкольного учреждения:

  • исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
  • ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
  •  практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
  • творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
  1. Тест на лучшее знание проектного метода.

1. Что такое педагогическое проектирование?

  • дань моде;
  • догма профессиональной деятельности педагога;
  • вид педагогической деятельности.

2. Место эпиграфа в структуре проекта:

  • в начале;
  • середине;
  • им можно закончить проект.

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?

  • коллективный;
  • исследовательский;
  • долгосрочный.

4. Что такое гипотеза?

  • короткая аннотация проекта;
  • опасение педагога о неудачной реализации проекта;
  • предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Кто является основоположником проектного метода?

  • американский педагог демократ Джон Дьюи;
  • великий русский педагог К.Д. Ушинский;
  • французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?

  • реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
  • выдвижение гипотезы;
  • открытый показ деятельности по теме проекта.

7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?

  • сопоставление цели и результата проекта;
  • рефлексивная оценка проекта;
  • выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

8.  Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

  • репродуктивный;
  • поисковый;
  • творческий.

9. Презентуя проект, педагог должен:

  • показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
  • проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
  • привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

  1. Заключение деловой игры.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень профессинального мастерства и создать в детском саду условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.

  1. Презентация  экологических проектов.

Воспитателям предлагается рассказать об экологических проектах. Презентация проектов.

Решение педсовета:

  1. Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса внедрять в педагогический процесс метод проектов.

Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.

  1. Совершенствовать профессиональных умений педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы.

Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.

  1. В конце учебного года, с целью активизация усилий педагогического коллектива в развитии нестандартных форм работы с детьми и анализа работы педагогов по методу проектов,  организовать  презентацию групповых проектов. Конференция «Первые шаги»

Ответственный: старший воспитатель, воспитатели групп. Сроки: апрель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический совет по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей,  повышения их методического уровеня,  способствования их творческому поиску....

«Развития познавательного интереса у детей младшего возраста через исследовательско - экспериментальную деятельность.»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮпо теме: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через исследовательско - экспериментальную деятельность.»   Актуальность....

Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....