Тема:«Звуки речи»
консультация (подготовительная группа) на тему

Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Звуки речи»

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение — это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук речи – то, что мы слышим и произносим.
  • Буква — это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки речи делятся на гласные и согласные.

В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы]. 

При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.

  • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
  • Гласных букв — десять

А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я — [ЙА], Ю — [ЙУ], Е — [ЙЭ], Ё — [ЙО])

- в начале слова (яма, ель, ёж, юла);

- после гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);

- после мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

Я — [А]. Ю — [У], Е — [Э], Ё — [О] (ключ –  буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л’], мяч – буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м’]).

Согласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).

  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:

глухие согласные звуки — голосовые связки не работают («горлышко не дрожит») состоят из шума:  К, П, С, Т, Ф, X и их мягкие пары, Ц, Ч, Ш, Щ;

звонкие согласные звуки — голосовые связки работают («горлышко дрожит») состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Л, М, Н, Р, 3 и их мягкие пары, Ж, Й.

  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.

Например: «Есть ли в слове «сон» звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сОООн. Какой первый звук в слове «сон»? Послушай, как я произнесу это слово: СССон. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове «сон» и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове «сон» по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?»

Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!

Желаю удачи!

Учитель-логопед:

Скоропупова Наталья Львовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".

В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ

Проведение организованной образовательной  деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»

Конспект логопедического занятия  с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речи

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью.  Тема: Звук. Звуки речиЦель: Формирование представлений о звуках. Звуки природы, з...