Методическая разработка сюжетно-ролевых игр в обучении и воспитании детей
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

 Фёдорова Галина Николаевна

Развитие игры у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_syuzh._rol._igram_2.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка сюжетно-ролевых игр в обучении и воспитании детей.

Введение.

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, является ведущим видом их деятельности. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребенка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.                                                                                   Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на  занятиях, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.                                                                                                                                                     В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.              Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет – заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.                                                        Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.                                                                                Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.                                                                                                                                                             Огромное значение игры  для развития всех психических процессов и личности ребенка дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.                                                                                                                                                                                  Процесс обучения игре обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Основным результатом игры ребенка являются удовлетворенность, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры.  Игры обогащают и закрепляют представление детей о жизни, деятельности и отношениях людей. Они формируют товарищеские отношения между детьми, систему личностных качеств, разнообразные познавательные интересы и умственные способности.

Развитие игры у детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра возникает у детей на третьем году жизни на основе предметных игр, которые представляют собой генетические истоки сюжетно-ролевой игры.                                                                            Дети манипулируют предметами, эмоционально оживляются, это уже можно назвать игрой.                                                                                                                                                                        Для манипулирования характерна многократная повторяемость однородных действий, связанных с упражнением сенсомоторных механизмов, включенных в то или иное действие и повторным восприятием предмета. Условия для игры – манипуляции создаются взрослыми.                                                                                                                                                                                                                           На первом этапе в совместной игре со взрослым дети подражают его действиям с игрушками.                                                                                                                                                                                                                                    На втором этапе дети начинают самостоятельно выполнять усвоенные действия с игрушками ( вначале с той же самой), а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы (ребенок научился кормить куклу, затем кормит мишку, зайчика и т. д.)                                   На третьем  этапе появляется изобразительная игра. Ребенок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни. Все это создает условия для возникновения сюжетно- ролевой игры. В предметные игры ребенок чаще всего играет в одиночку или рядом с кем-то. Содержанием первых сюжетно-ролевых игр по – прежнему остаются разнообразные действия с предметами: мама, как повар готовит обед, врач слушает больного и т.п.                                                                                                                                                                   По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми «рядом». дети осуществляют действия независимо друг от друга. Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединению вначале двух-трех, а затем большого количества детей. Это  объединение еще очень кратковременно, быстро распадается. У детей в возрасте двух-трех лет игра возникает стихийно, под воздействием случайно попавшей на глаза игрушки или по подражанию другим детям.                                                                                                                            К концу третьего года жизни дети приходят к играм вдвоем, а затем и в небольших группах. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, активно заменяют хорошо освоенные действия словом («куклы уже поели»)                  Им становиться доступна условность игры («как будто», «понарошку»). В совместных играх дети сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого). К четвертому году появляются первые подлинно коллективные игры. Правила игры значения для ребенка не имеют. Его привлекает само действие с предметами.                                                                                                               В возрасте четырех-пяти лет дети, как правило, сами могут договориться перед началом игры. Сюжеты игр становятся более развернутыми и разнообразными.                                                                                                          Появляются общественные сюжеты. В игре дети чаще комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни.                                                                                                                                                               Дети самостоятельно выбирают для игры предметы-заменители. Совершенствуются их способы действия с предметами. Хорошо освоены ими предметно - игровые действия. Они свободно играют с игрушками, предметами-заменителями и воображаемыми предметами, которым легко дают словесные обозначения.                                                                               У детей пяти-семи лет замысел игры более устойчивый, развивающийся, динамичный. Они совместно обсуждают замысел игры, учитывают точки зрения друг друга, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что свидетельствует о высоком уровне игрового творчества.  Речь занимает все большее место в реализации роли, которая обозначается словом. Через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Словом часто заменяются игровые действия.                                                                            Игровые действия дети выполняют с предметами-заменителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Они широко используют в игре подсобный материал, по ходу игры подбирая или заменяя необходимые предметы. Дети осознают, что условием реализации роли является соблюдение правил.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно- ролевой игры для детей подготовительной к школе группы "Туристическое агентство" - презентация

Познавательный интерес моих воспитанников к традициям празднования Рождества и Нового года в других странах, заинтересванность родителей, вызвали у меня желание создать проект сюжетно-ролевой игры "Ту...

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра для детей раннего возраста"

Конспект сюжетно-ролевой игры "Чаепитие" для детей раннего возраста...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое»

Совершенствовать речевое общение детей в игре. Расширять и обогащать словарь детей, умение поддержмвать диалог в игре....

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет) 1 раздел Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности. Цель: Формирование у детей целостного представления о работе больницы Задачи: Ра

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы  (4 -5 лет)1 разделОбогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.Цель:...

Методическая разработка - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями , ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет- заместитель становитьс...