Методическая разработка сюжетно-ролевых игр в обучении и воспитании детей
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Развитие игры у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_syuzh._rol._igram_2.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка сюжетно-ролевых игр в обучении и воспитании детей.
Введение.
Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, является ведущим видом их деятельности. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребенка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет – заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Процесс обучения игре обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Основным результатом игры ребенка являются удовлетворенность, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры. Игры обогащают и закрепляют представление детей о жизни, деятельности и отношениях людей. Они формируют товарищеские отношения между детьми, систему личностных качеств, разнообразные познавательные интересы и умственные способности.
Развитие игры у детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра возникает у детей на третьем году жизни на основе предметных игр, которые представляют собой генетические истоки сюжетно-ролевой игры. Дети манипулируют предметами, эмоционально оживляются, это уже можно назвать игрой. Для манипулирования характерна многократная повторяемость однородных действий, связанных с упражнением сенсомоторных механизмов, включенных в то или иное действие и повторным восприятием предмета. Условия для игры – манипуляции создаются взрослыми. На первом этапе в совместной игре со взрослым дети подражают его действиям с игрушками. На втором этапе дети начинают самостоятельно выполнять усвоенные действия с игрушками ( вначале с той же самой), а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы (ребенок научился кормить куклу, затем кормит мишку, зайчика и т. д.) На третьем этапе появляется изобразительная игра. Ребенок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни. Все это создает условия для возникновения сюжетно- ролевой игры. В предметные игры ребенок чаще всего играет в одиночку или рядом с кем-то. Содержанием первых сюжетно-ролевых игр по – прежнему остаются разнообразные действия с предметами: мама, как повар готовит обед, врач слушает больного и т.п. По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми «рядом». дети осуществляют действия независимо друг от друга. Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединению вначале двух-трех, а затем большого количества детей. Это объединение еще очень кратковременно, быстро распадается. У детей в возрасте двух-трех лет игра возникает стихийно, под воздействием случайно попавшей на глаза игрушки или по подражанию другим детям. К концу третьего года жизни дети приходят к играм вдвоем, а затем и в небольших группах. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, активно заменяют хорошо освоенные действия словом («куклы уже поели») Им становиться доступна условность игры («как будто», «понарошку»). В совместных играх дети сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого). К четвертому году появляются первые подлинно коллективные игры. Правила игры значения для ребенка не имеют. Его привлекает само действие с предметами. В возрасте четырех-пяти лет дети, как правило, сами могут договориться перед началом игры. Сюжеты игр становятся более развернутыми и разнообразными. Появляются общественные сюжеты. В игре дети чаще комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Дети самостоятельно выбирают для игры предметы-заменители. Совершенствуются их способы действия с предметами. Хорошо освоены ими предметно - игровые действия. Они свободно играют с игрушками, предметами-заменителями и воображаемыми предметами, которым легко дают словесные обозначения. У детей пяти-семи лет замысел игры более устойчивый, развивающийся, динамичный. Они совместно обсуждают замысел игры, учитывают точки зрения друг друга, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что свидетельствует о высоком уровне игрового творчества. Речь занимает все большее место в реализации роли, которая обозначается словом. Через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Словом часто заменяются игровые действия. Игровые действия дети выполняют с предметами-заменителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Они широко используют в игре подсобный материал, по ходу игры подбирая или заменяя необходимые предметы. Дети осознают, что условием реализации роли является соблюдение правил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сюжетно- ролевой игры для детей подготовительной к школе группы "Туристическое агентство" - презентация
Познавательный интерес моих воспитанников к традициям празднования Рождества и Нового года в других странах, заинтересванность родителей, вызвали у меня желание создать проект сюжетно-ролевой игры "Ту...
Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...
Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра для детей раннего возраста"
Конспект сюжетно-ролевой игры "Чаепитие" для детей раннего возраста...
Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра,как средство социализации детей в обществе»
Игра -фундамент в развитии детей....
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое»
Совершенствовать речевое общение детей в игре. Расширять и обогащать словарь детей, умение поддержмвать диалог в игре....
Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет) 1 раздел Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности. Цель: Формирование у детей целостного представления о работе больницы Задачи: Ра
Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет)1 разделОбогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.Цель:...
Методическая разработка - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями , ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет- заместитель становитьс...