Методическая разработка - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями , ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет- заместитель становиться опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются , и ребенок начинает действовать во внутреннем , умственном плане. Таким образом, игра способствует тому , что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.Кроме того , в игре , выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека , позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ульяникова Ксения Алексеевна, Санкт-Петербург

ГБДОУ №17 Центрального района Санкт-Петербурга, ulyanikova@dou17-spb.ru

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тревожной тенденцией в современном социуме является снижение гуманистической составляющей в отношениях между людьми, что представляет собой важную социально-педагогическую проблему. Одной из ключевых характеристик, определяющих гуманное отношение к другому индивиду, является эмпатия - способность к эмоциональной отзывчивости, чувствительности, способности к сопереживанию, в чувствование во внутренний мир другого человека, а также стремление к оказанию поддержки и помощи другим людям.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эмпатия необходима для полноценного личностного развития, так как, по мнению Л. И. Божович, К. Дембеле, А. Д. Кошелевой, Я. З. Неверович и других ученых, эмпатия, будучи одной из важнейших сторон формирования личности, обеспечивает ее эмоционально-нравственное развитие; является важным условием гуманизации межличностных отношений, одним из основных факторов, тормозящих проявления агрессии (Н. Фешбах, Н. Эпштейн, Н. Айзенберг и др.). Именно недостаток эмпатии, как отмечают многие исследователи, лежит в основе ряда психологических трудностей личности, в том числе и отклонений в поведении.

В связи с чем, современная педагогическая теория и практика уделяет большое внимание развитию эмпатии у подрастающего поколения. Согласно содержанию ФГОС ДО Российской Федерации одним из ведущих приоритетов дошкольного образования является нравственное воспитание детей, так как развитие эмоционально-нравственной, гуманной личности, способной к сочувствию, сопереживанию, а также восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Особую значимость воспитание и развитие эмпатии приобретает в старшем дошкольном возрасте, так как этот возрастной период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека. Способность понимать свои и чужие эмоции, способность прочувствовать психоэмоциональное состояние другого человека, умение сопереживать, проявлять заботу о других - является важным моментом в становлении и формировании всесторонне развитой личности старшего дошкольника.

По мнению ряда ученых, изучающих вопросы генезиса гуманных чувств, в том числе и эмпатию, проблему воспитания гуманных взаимоотношений в среде дошкольников - Р. С. Буре, В. И. Кульчицкого, Г. И. Ляминой, А. П. Усовой и других, старший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития эмпатии. Это же подтверждают исследования психологов и педагогов, изучающих особенности данного возрастного периода (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. ъЭльконина и др.), которые указывают, что данный возраст является сензитивным для эмоционально-нравственного развития ребенка, именно в этот возрастной период дети проявляют особо повышенную чувствительность, восприимчивость к эмоциональному миру человека; способны обобщать и анализировать свой опыт отношений; имеют способности быстро овладеть нравственными нормами поведения [6]. Ряд отечественных ученых: Н. В. Виноградова, И. С.Демина, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева и др. считают, что эмпатия формируется в совместной деятельности детей, где цель совместной деятельности, значимая для детей, соединяет их усилия, содействует гуманизации их отношений. Подключаясь в совместную деятельность, дошкольник нередко проявляет лучшие свои нравственные качества - необходимость поддержать партнера, радуется успехам сотоварищей, огорчается неудачам, принимает поддержку от сверстников.

Особую эффективность в развитии эмпатии имеет игровая деятельность, которая, по мнению, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Е. Е. Кравцовой, А. Н. Леонтьева и других, является ведущей деятельностью детей данного возрастного периода, и игре принадлежит важнейшая роль в развитии и формирования личности дошкольника. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что игра способствует формированию новообразований ребенка и его психических процессов: «Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность».

Как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста, игра всегда привлекала внимание психологов и педагогов, которые считают, что «игровая форма – это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания и для воздействия на ребенка, является, конечно, игровая форма».

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является сюжетно-ролевая игра, значение которой в развитии личности ребенка неоценимо: здесь зарождаются и начинают развиваться все важнейшие новообразования дошкольного возраста. Именно в сюжетно-ролевой игре идет процесс воспитания, обучения и развития старшего дошкольника, в том числе и гуманного отношения к окружающим людям: овладевая ролью, ребенок учится понимать другого человека и входить в его положение, через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о правилах общения со сверстниками, взрослыми людьми.

В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя функции взрослых людей и в создаваемых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними, а, как заметил еще И. М. Сеченов, который в своих исследованиях дал физиологическое обоснование значения игры для формирования эмоционального восприятия ребенка - игровые переживания оставляют след в сознании ребенка, и многократное повторение действий взрослых, и подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка .

Г. А. Урунтаева, изучая особенности игр старших дошкольников, пришла к выводу, что выполнение игровой роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как хочет он, а так, как это предписывает выполняемая им роль, подчиненная социальным нормам и правилам поведения. В игре ребенок встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного и того же сюжета он «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Например, сегодня ребенок играет роль врача, а завтра – больного, при этом он понимает, как важно, чтобы врач заботился о больном, сочувствовал ему, и как необходимо, чтобы «больной» послушно выполнял все указания «врача». Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания необходимых взаимоотношений с людьми.

Игра воспитывает дошкольников не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается: игра заставляет детей по-настоящему переживать те чувства, которые по роли должны испытывать изображаемые детьми персонажи - сочувствие к больным, заботу о детях, уважение к старшим, нежность и любовь к животным .

В процессе же реальных взаимоотношений детей, которые разворачиваются при обсуждении содержания игры, распределения ролей, игрового материала и т. п., - дошкольники учатся учитывать интересы сверстника, уступать, сочувствовать ему, овладевать умением проявлять свое отношение к окружающим.

Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, которые они переживают, играя, как уже упоминали выше, реальны, то есть в сюжетно-ролевой игре ребенок не просто играет роль, а как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и верит в правду игры. И эта специфическая особенность игры несет в себе огромные воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В практике дошкольных учреждений для развития эмпатии детей применяют сюжетно-ролевые игры, которые ориентированы на развитие эмоционального компонента эмпатии (констатация в игре эмоциональных состояний людей), на когнитивный компонент (восприятие и понимание внутреннего мира чувств и переживаний другого человека), а также развитие поведенческого компонента эмпатии (сюжетно-ролевые игры, направленные на помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра, являясь основным видом деятельности старшего дошкольника, оказывает многогранное влияние на развитие личности ребенка, в том числе и эмоционально-нравственном. Проникновение ребенка в роль, ролевые взаимоотношения, которые возникают в процессе реализации игрового сюжета при передаче детьми его эмоционально-выразительного содержания, помогают старшему дошкольнику понять другого человека, учесть его эмоциональное состояние, желание, настроение. Сюжетно-ролевая игра – является мощным средством педагогов дошкольных учреждений в воспитании гуманных качеств и чувств, развития эмпатии у детей, культуры сопереживания и заботы, отзывчивого отношения к сверстникам, понимание их эмоционального состояния, что побуждает детей к нравственно ценным поступкам.

Литература:

  1. Л. Н. Прокошенко . Воспитание гуманных чувств у детей. – М : Педагогическая школа 2011 .
  2. Данилина Т. А. Зедбегинзе .В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. -М: Айри-пресс, 2009.
  3. Короткова Н. Сюжетная игра старших дошкольников. - М: Ребенок в детском саду, 2008.
  4. Солнцева О. Играем в сюжетные игры.-М: Дошкольное воспитание, 2015
  5. Урунтаева Г.А. Детская психология : учебник для студ.-М: Издательский центр «Академия» 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития общения у детей дошкольного возраста

Социальное развитие – это активное вхождение ребёнка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего ...

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре моделируются реальные от...

Сюжетно - ролевая игра, как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Познавательно-игровой проект  «Сюжетно-ролевая игра,как средство развития речи детей дошкольного возраста»  ГБОУ СОШ № 26 Детский сад № 52.Воспитатель: Жукова Светлана Евгеньевна...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возрастаВысокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказал...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Игра - не только любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.Ист...