Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое»
материал по развитию речи (старшая группа)
Совершенствовать речевое общение детей в игре. Расширять и обогащать словарь детей, умение поддержмвать диалог в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektik-stateyka.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
сюжетно-ролевой игры
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в прошлое»
Цель:
- учить детей организовывать игру на основе полученных знаний (беседы, чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов, иллюстраций, знаний о жизни древних людей);
- развивать позитивные взаимоотношения детей в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре; развивать экологическое сознание;
- воспитывать интерес и желание играть, доводить игру до логического завершения.
Коррекционная работа:
- совершенствовать речевое общение детей в игре;
- расширять и обогащать словарь, умение поддерживать диалог в игре;
- развивать память, инициативу, воображение в принятии образа животного, используя имитацию его движений.
Словарная работа:
Предметы: предок, глава, охотник, хранительница, шалаш, хижина,жильё, животные, детёныши, след, бивни, рога, копыта, когти, клыки, шкура, повадки, очаг, трение.
Признаки: первобытный, меткий, мужественный, сильный, дружный, наскальный, опасный, хищный, неповоротливый, рогатый, густой.
Действия: высекать, добывать, выслеживать, подкрадываться, тренироваться, ухаживать, оберегать, нападать, притаиться, рычать, царапать.
Предварительная работа:
Беседы «как жили древние люди», «как животные помогали человеку?», «Сокровища древних пещер».
Просмотр мультфильмов «Кот, который гулял сам по себе», «Ледниковый период».
Слушание песни «Если б не было школ»
Чтение произведений А,М, Волкова «Волшебник изумрудного города», Р. Киплинга «Слонёнок».
Рассматривание иллюстраций животных, быта, живопись древних людей.
Продуктивная деятельность «Летящее перо», «Мамонтёнок», аппликация «Царство диких животных». Рисование «Одежда древнего человека», «Охотники и рыболовы».
Дидактические игры «Угадай, чья тень», «Доисторический зоопарк», «Подумай и ответь», «найди отличия».
Подвижные игры «Попади в цель», «Перепрыгни через ручей», «Охотники и звери», «Полоса препятствий».
Оборудование:
Фонограммы пения птиц, журчания воды, кость, игрушки древнего человека, мамонта, дикой кошки, коробка с одеждой древних людей, палки, мех, искусственная зелень, палочка и щепка (для «разведения» костра), камешки, картинки грибов, ягоды, (фишки разных цветов), кедровые шишки, семена, скорлупа орехов, ракушки, бечёвка, мишень, «стрелы2, «копья», маски диких животных, шумовые музыкальные инструменты, верёвка, куклы и меховая одежда для них, набор для нанизывания (бусы), «ожерелья2, шнурки, строительный материал.
Организационный момент:
Воспитатель: посмотрите, дети, я нашла у нас в группе какую-то кость! Кто бы мог её здесь оставить? (Ответы детей: собака, забыли выбросить и др.)
Да тут и нитка к ней привязана, давайте её смотаем и посмотрим, куда она нас приведёт (Дети наматывают нить на кость и находят игрушки мамона и древнего человека)
Воспитатель: Так вот кто хочет с нами поиграть! Посмотрите, а это что такое? (рядом коробка с одеждой древних людей).
Дети: Это одежда древних людей.
Воспитатель: Необычная какая! А я вот это хочу примерить, а вам что понравилось? Переодевайтесь скорее! (Дети надевают одежду из меха, ленточек, цветов).
Воспитатель: Не пойму, на кого мы с вами теперь похожи?
Дети: На древних людей!
Воспитатель: А вы бы хотели оказаться в прошлом? Тогда нам нужно сказать волшебные слова, крепко закрыть глаза и мы окажемся в мире наших далёких предков. (Произносят заклинание).
Ход игры:
Воспитатель | Дети |
- Вот мы и в прошлом. Посмотрите, вот горы, вот дремучий лес, вот река. Слышите, птицы поют | Дети распределяют роли |
- А где же мы будем жить7 Тут не видно таких домов, как в нашем мире. | - Нужно построить себе дом. Древние люди жили в пещерах, строили хижины из палок, бивней мамонтов, шкур животных, делали шалаши из веток. |
- Тогда нам нужно найти из чего мы построим себе жильё. | Дети находят необходимый материал и строят жилище. |
- Теперь нам не страшен ни дождь, н ветер. Устали, посидеть хочется или полежать, только на голой земле холодно и не очень удобно. | - Люди спали на ветках, траве, шкурах животных, потому что мебели не было. |
- Что-то прохладно, вам не кажется? Наше жилище обогреть надо, а то замёрзнем. Кто-нибудь из вас взяли спички или зажигалку костёр развести? | - Нет, детям нельзя их брать. |
- И что теперь делать, заиерзать7 | - Древние люди добывали огонь трением палочек или высекали его из камня. |
Тогда давайте не будем терять время и разведём огонь. К нему и звери дикие близко не подойдут, и очаг согреет дом. | Дети «разжигают» огонь, раздувают его. |
- Что-то я проголодалась, пока мы работали. А продукты у нас есть? | - Можно ягоды собрать, грибы, орехи, шишки, семена, или на охоту сходить. |
- Тога мама – хранительница очага с дочерьми пусть подумает, из чего сделать посуду, да в лес сходят за дарами. | Девочки придумывают посуду из различного природного материала, «собирают» ягоды, шишки, грибы, готовят обед. |
- А отцу нужно потренировать сыновей перед охотой, научить пользоваться оружием, чтобы они тоже стали настоящими охотниками? А какими они должны быть? | - Сильными, меткими, отважными, мужественными. |
- Тога ищите, на чём вы будете тренироваться. | Мальчики находят мишень, бросают в неё копья, метают стрелы. |
- А что ещё древние люди делали перед охотой, чтобы она была удачной? | - Они танцевали, изображали животных, на которых охотились и верили, что это им поможет в охоте. |
- Тогда мы тоже должны совершить этот обряд. Как вы думаете, какие музыкальные инструменты были у древних людей? | - Похожие на современные маракасы, барабаны… |
- Тогда девочки будут играть на шумовых музыкальных инструментах, а мальчики охотники – исполнять обрядовый танец. | Дети играют и танцуют. |
- Ребята, посмотрите, кто-то на земле оставил свои следы. Вы можете по следам определить, чьи они? | Дети разглядывают следы мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя. |
- - Звери здесь водятся огромные, а нас не так много, поэтому нужно придумать , где сделать яму, чтобы обхитрить животное, и как вы его будете загонять в неё. | Мальчики из верёвки имитируют яму, выкладывая круг на полу, шумят, загоняя зверя в яму. Девочки готовят обед, перебирают плоды, семена. |
- Чей ребёнок проснулся и плачет? Может он проголодался или замёрз? | Девочки кормят малыша, одевают ему меховую одежду. |
- Я себе на память хочу украшения сделать, может кто-то из вас тоже попробует? | Девочки из ракушек, семян собирают бусы и браслеты, подвески, серьги. |
- Посмотрите, вот и охотники возвращаются с добычей. Теперь у нас будут запасы еды, да одежду новую можно сшить. | |
Хранительница очага: - Камни горячие, давайте обед готовить, садитесь к костру. Расскажите, как охота прошла? Сильно устали? Никого зверь не поранил? | Охотники рассказывают, что нашли следы, выкопали яму, загнали дикого зверя в неё, потом несли тяжёлую добычу. |
Отец: - А вы, дочери, чем занимались, чему научились? | Дочери рассказывают, что ходили в лес за ягодами, грибами, семенами, шишками. Делали посуду, украшения, нянчили малышей, помогали готовить обед, поддерживали очаг. |
- Сегодня все постарались, и многое узнали, но нас уже заждались в нашем времени, пора нам домой возвращаться. Но сначала здесь нужно навести порядок, чтобы природу не нарушить. | Дети убирают пособия после игры. |
- А теперь закроем глаза, произнесём волшебные слова и мы с вами окажемся дома. | Дети повторяют действия и слова. |
- Вот мы и дома, в нашей группе, но мы в любое время можем отправиться в путешествие в прошлое предков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зоопарк"
Интегрированное занятие с использованием навыков конструирования, знаний по ознакомлению с окружающим, умения создавать совместный сюжет и обыгрывать его....
Экологическая сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Африку"
В ходе путешествия дети уточняют представления об обитателях различных природных зон: ледяной зоны - крайнего Севера, пустыни; посредством разных игровых действий приходят на помощь дельфину, ко...
Методическая разработка сценария развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака»
Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.Задачи:- Воспитывать интерес к детской литературе и чтению;- Совершенствовать навыки игры в подвижных играх;- Развивать устойчивое...
Сюжетно – ролевая игра для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на автобусе»
Обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, создать игровую обстановку....
Конспект методической разработки организации НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Светофорию»
Основная общеобразовательная задача: закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать грамотного пешехода.Цели: Познакомить детей с основными правилами поведения на улице и...
Конспект Сюжетно – ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на автобусе в зимний лес»
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на автобусе в зимний лес» Тема: сюжетно-ролевая игра средней группе «Путешествие на автобусе в...
Методическая разработка "Интегрированный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Санкт-Петербургу"
Досуг-это свободное время, организованное в какие-либо виды...