"Как знакомить детей с нормами поведения"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Основная задача взрослых -воспитывать у ребенка организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми он сможет самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями. Важно выработать у детей чувство самоконтроля. Это развивает в нем умение оценивать свое поведение. Благодаря правилам, он должен уяснить, как надо вести себя со взрослыми и сверстниками, дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.Материал содержит советы, как правильно знкомить детей с нормами поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья НС Портал Вьюнова | 14.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Как знакомить детей с нормами поведения
За короткий период дошкольного детства ребенок усваивает многие способы поведения и общения. Он присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает им. манерам, жестам. у него появляются привычки. Он развивается физически, интеллектуально и нравственно. Он ищет общения со сверстниками, испытывает потребность к совместной деятельности с ними. Подражая, ребенок усваивает многие правила поведения.
Основная задача взрослых -воспитывать у ребенка организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми он сможет самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями.
Маленькому ребенку необходимо привить навыки, связанные с выполнением режима, с самообслуживанием. Усваивая необходимые навыки, ребенок знакомится мс правилами поведения. Благодаря правилам, он должен уяснить, как надо вести себя со взрослыми и сверстниками, дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.
С этой целью ребенка необходимо обучать правилам, связанным с соблюдением чистоты и опрятности, и речевого этикета, правилам, помогающим строить отношения с окружающими людьми, правилами вежливости. Знакомить с ними нужно постепенно , в естественных ситуациях. Если в семье от ребенка требуют благодарить за услугу, вежливо обращаться с просьбой, убирать за собой вещи и игрушки, то ,повторяясь ежедневно, эти действия из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, естественные. Полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных , и в специально создаваемых ситуациях. Можно использовать для этого поручения, задания, игры.
Вводя любое правило, необходимо разъяснять ребенку его смысл. Если ребенок понимает, почему оно необходимо, и знает, как его выполнять, то быстрее овладеет нужными способами поведения. Можно требовать от ребенка соответствующих форм поведения только в том случае, когда вы убедились, что он понимает и знает правила. Часто бывает необходимо разъяснять ребенку то, что взрослому кажется вполне понятным. Помимо знакомства с правилами ребенку еще необходимо показать способы выполнения его (например: как пользоваться вилкой, как сидеть за столом и т. д.)Можно использовать косвенные приемы, лишь намечая иногда линию поведения ребенка. сказать:"Наверное, не стоит напоминать тебе, как вести себя, ведь ты уже большой"Естественное стремление ребенка казаться старше побудит его вести себя правильно. Важно выработать у детей чувство самоконтроля. Это развивает в нем умение оценивать свое поведение. Что бы требование выполнять то или иное правило вызывало у ребенка положительные эмоции, можно авансом высказать хорошее мнение о нем.Этот прием вызовет желание маленького человека оправдать доверие старших.
Руководя поведением детей можно сделать и замечание, но делать это необходимо так, чтобы оно не вызвало внутреннего сопротивления Доброжелательность взрослого , тактичное обращение к ребенку поможет ему безболезненно воспринять замечание. Нужно учитывать индивидуальные особенности, возраст, настроение ребенка, конкретную ситуацию выбирая способы влияние на детей.
Дети не всегда способны вникнуть в суть объяснения, поэтому иногда необходимо использование игровых ситуаций. Когда правило обретает форму игры, оно легко выполнимо. Игровые приемы можно сравнить с волшебной палочкой, они увлекательны для ребенка С их помощью можно руководить поведением ребенка не испытывая детского сопротивления требованиям.
Старшим дошкольникам полезно объяснять нравственный смысл отдельных правил, они способны понять. что правила нужно выполнять, почему нужно соблюдать общепринятые нормы поведения. Ребенок тогда воспринимает правило осознанно, когда взрослый обосновывает его. Важно оценивать поступки ребенка, чтобы помочь ему осознать, что нарушение правил может обернуться отрицательными последствиями для других. Порицание и похвала дают детям конкретное представление о том, "что такое хорошо" и "что такое плохо".
Психологической особенностью детей является их стремление к подражанию. Формируя положительное поведение ребенка можно использовать и это. Сила примера в наглядности и конкретности. Очень важно, когда ребенок чувствует, что может стать примером для других. Это вселяет веру в себя. Детям важно, что о них говорят другие люди. сверстники. Дети испытывают чувство неловкости, стыда за допущенный поступок, поэтому нужно быть очень аккуратным и тактичным в использовании этого приема. Это сильный способ воздействия на детей и иногда он равен наказанию, поэтому применять его надо в крайних случаях, когда более мягкие способы не принесли результата. Но если использовать его слишком часто, то чувствительность ребенка притупляется.
Руководя поведением детей, нужно творчески подходить к выбору приемов и методов воздействия, нужно постараться понять ребенка, предвидеть его реакцию. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Когда в семье соблюдаются единые правила для детей и для взрослых, то ребенку легче привыкнуть и принять то или иное правило. Для прочного усвоения правил необходим ненавязчивый. но постоянный контроль. Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Культура поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности с уважением относиться к окружающим, быть доброжелательным, общительным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как знакомить детей с нормами поведения
Информация для родителей о том,чем заполнить жизнь ребенка,чтобы он стал воспитанным человеком....
Воспитание у детей нравственных норм поведения
Консультация для родителей "Воспитание у детей нравственных норм поведения"...
Воспитание у детей нравственных норм поведения
Консультация для родителей "Воспитание у детей нравственных норм поведения"...
Воспитание у детей нравственных норм поведения
Стьатья для родителей "Воспитание у детей нравственных норм поведения"...
Статья "Воспитание у детей нравственных норм поведения"
Стьатья для родителей "Воспитание у детей нравственных норм поведения"...
Как знакомить ребенка с нормами поведения
Рекомендации по обучению правилам общения и речевого этикета, правилам помогающим строить отношения со сверстниками и окружающим миром....
Консультация для родителей «Как знакомить детей с нормами поведения».
Главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходи...