Как знакомить детей с нормами поведения
консультация
Информация для родителей о том,чем заполнить жизнь ребенка,чтобы он стал воспитанным человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_7.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация. «Как знакомить детей с нормами поведения».
За короткий период дошкольного детства ребенок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их речевым особенностям, манерам, жестам, у него появляются довольно устойчивые привычки. Он интенсивно развивается физически, интеллектуально, нравственно. Ярко проявляется его стремление к общению со взрослыми и сверстниками.
Необходимо учитывать, что у детей дошкольного возраста может наблюдаться разрыв между знанием и опытом в силу возрастных и психологических особенностей. На это указывал А.С.Макаренко, говоря, что между пониманием ребенка, как нужно поступать и привычным способом « есть какая – то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом».
«Заполнить опытом» - это значит постоянно упражнять ребенка в выполнении правил поведения. Если в семье от ребенка требуют благодарить за услугу, вежливо обращаться с просьбой, убирать за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры. Например, предложите вашему ребенку сходить к соседу и попросить что-нибудь. При этом необходимо напомнить ему, как обратиться с просьбой, выразить признательность за услугу:
- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешение об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи: «Дайте мне, пожалуйста…». Не забудь о слове « пожалуйста», затем скажи « спасибо». Говори четко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.
Когда ребенок выполнил поручение, можно спросить его: « Расскажи, как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?». Это побуждает его проанализировать собственное поведение. Вводя любое правило, надо разъяснить его смысл. Если ребенок понимает, почему оно необходимо и знает, как его выполнить, то он быстрее овладевает нужными способами поведения. Убедившись в том, что он знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения. Но некоторые родители поступают так: « Как ты ведешь себя! Разве не знаешь, что в вагоне нельзя шуметь и бегать, что в чужое купе без разрешения нельзя входить?!»
Замечания правильные, но малыш еще не знает, как полагается вести себя в общественных местах, поэтому даже не понял, почему недовольны его поведением.
Маленьким детям необходимо разъяснять то, что взрослому вполне понятно.
Взрослые обычно обосновывают свои требования: не сложил свои вещи аккуратно – и теперь они будут мятыми, а ты будешь выглядеть не опрятно; если игрушки и книги кладут на место, то их не приходится искать, и они выглядят, как новые; не убрал после себя постель – это придется сделать за тебя маме.
Ребенка недостаточно лишь познакомить с правилами, полезно еще и показать способы его выполнения. Например, как сидеть за столом, пользоваться вилкой, ножом и ложкой, содержать в порядке свои вещи и т.д. показ в сочетании со словом помогает ребенку понять, что от него хотят.
Требование выполнять то или иное правило должно вызывать положительную реакцию у ребенка.
Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечание, чтобы оно не вызывало в ребенке внутреннего сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, стремление помочь маленькому человеку безболезненно воспринять замечание. Например, замечание, основанное на конкретных понятиях « хорошо» или « плохо», оказывает положительное воздействие на детей:
- Удивляюсь, как ты такая хорошая хозяюшка поступила так плохо: бросила все дела, не закончив их. Разве ты не помнишь правило : после себя все убирать на место?
Выбирая способы влияния на детей взрослый учитывает возраст, индивидуальные особенности, конкретную ситуацию, настроение ребенка. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном, не допускающим возражений.
Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности.
Культура поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, обратиться с просьбой, посторониться, пропустить вперед себя, но и в способности быть доброжелательным, с уважением относиться к окружающим. Мы с вами должны добиваться этого, внимательно следя за соблюдением правил поведения детьми, не допуская отклонений от них.
(по материалам сайта «Инфоурок»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как знакомить детей с нормами поведения"
Основная задача взрослых -воспитывать у ребенка организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми он сможет самостоятельно устанавливать контакты со свер...
Воспитание у детей нравственных норм поведения
Консультация для родителей "Воспитание у детей нравственных норм поведения"...
Воспитание у детей нравственных норм поведения
Консультация для родителей "Воспитание у детей нравственных норм поведения"...
Воспитание у детей нравственных норм поведения
Стьатья для родителей "Воспитание у детей нравственных норм поведения"...
Статья "Воспитание у детей нравственных норм поведения"
Стьатья для родителей "Воспитание у детей нравственных норм поведения"...
Как знакомить ребенка с нормами поведения
Рекомендации по обучению правилам общения и речевого этикета, правилам помогающим строить отношения со сверстниками и окружающим миром....
Консультация для родителей «Как знакомить детей с нормами поведения».
Главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходи...