Родительское собрание на тему: «Мой ребенок зачислен в логопедический пункт».
консультация на тему

Остроухова Наталия Владимировна

Познакомить родителей с целью и задачами коррекционной работы с детьми в условиях дошкольного логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_2018.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание                              «Мой ребенок зачислен в логопедический пункт».

Цель: познакомить  родителей с целью и задачами коррекционной работы с детьми в условиях логопункта; дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

Что такое логопункт?

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты,  такой логопункт с 2010 года есть и в нашем детском саду.  

Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения.  График работы и расписание  занятий утверждается заведующей дошкольным образовательным учреждением. Список  детей на оказание логопедической помощи детям утверждается заведующим ДОУ, руководителем                        ОПМПК.  Целью работы логопункта  в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет.

Это дети которые имеют:

  1. фонетико-фонематическое недоразвитие речи ( ФФНР);

У детей, имеющих ФФНР:

●один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;

●сложные звуки заменяются простыми;

●наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных слова

  1. нарушение произношения отдельных
  2. ОНР –это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

99% детей зачисленных на логопункт имеют минимальные дизартрические проявления. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

•        внутриутробная патология;

•        наследственная предрасположенность, генетические аномалии;

•        неблагоприятные роды и их последствия;

•        заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;

•        ребенок общается с людьми с нарушениями речи;

•        малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;

•        ребенок перенес стресс или испуг.

Основной формой организации работыс детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия  кратковременные (15-20 мин.), 2-3 раза в неделю.Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.

I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

– формирование направленной воздушной струи;

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие фонематического слуха;

– отработка опорных звуков.  

II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок  может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

IV. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей,

посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Как заниматься с ребенком дома?

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные  параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.   Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые  развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!»,  «Поймай звук»,  «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Игры,  которые  необходимо  использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)»,  «Чего не стало?»,  «Измени предложение»,  «Назови ласково».

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мой ребенок зачислен в логопедический пункт МБДОУ №42"

Что такое логопункт?В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты,  такой логопункт есть и в нашем детском саду «Подсолнушек».   Должность учителя-логопеда...

Ваш ребенок зачислен в логопедический пункт!

Ваш ребенок зачислен в логопедический пункт!...

Мой ребенок зачислен в логопедический пункт (консультация для родителей)

Что такое логопункт?В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты, такой логопункт есть и в нашем детском саду.   Должность учителя-логопеда вводится в штатное ...

Родительское собрание на тему "Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР"

   Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок научился произносить все звуки родного языка, приобрёл  достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в ...

Мой ребенок зачислен в логопедический пункт

Познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми в условиях логопункта: дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.            ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»...

Родительское собрание на тему: "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"

Родительское собрание на тему: "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"...