"Играем дома - развиваем речь"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Лапина Татьяна Ивановна

Мастер - класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

на тему: «Играем дома - развиваем речь».

Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.

Аудитория: родители детей среднего дошкольного возраста, участники регионального семинара.

Количество участников: 6 родителей с детьми, воспитатель.

Задачи:

1. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.

2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.

3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.

Ожидаемые результаты:

1. Вызвать у родителей желание, интерес играть с детьми в речевые игры.

2. Осознание родителями значимость речевых игр в развитии ребенка.

Материал и оборудование:

Памятки (брошюры) игр для развития речи детей дома,  д/и «Противоположности», карточки с пословицами, картинки с изображением предметов разного цвета, мешочек, тарелочка, яблоко, апельсин, ноутбук, запись музыкально-речевой игры «Смешные повторялки».

Ход проведения:

I этап. Вступительное слово.

Воспитатель. Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас  и сегодня мы поговорим с вами о речи, т. е. способности говорить, умении вести беседу. Но для начала давайте проведём небольшую разминку:

– Скажите громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли вы к нам в гости, не первый уж раз

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

 Как вы понимаете фразу «говорить красиво»? (выслушиваются ответы родителей)

Итак, «говорить красиво» - это значит:

• четко произносить звуки, правильно ставить ударения;

• использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения);

• оформлять предложения грамматически правильно;

• добиваться эмоциональной выразительности речи.

Но прежде, чем научиться говорить языком ребенок должен научиться разговаривать со своим телом и научиться слышать его.

Давайте посмотрим, как вы умеете слушать свое тело.

Игра проводиться стоя, со всеми,  возле стола, за которым сидит ребенок и взрослый.

Воспитатель показывает части тела.

Голова. – Что умеет делать голова? Она умеет говорить: да и нет. (качаем головой).

Ухо. – Что делает ухо? Слушает. Что? Что?

Нос. - Что делает нос? Нюхает. Вдыхаем (вкусно), выдыхаем (фу, невкусно).

Язык. – Языком облизали губы. – Что сказал язык? (вкусно).

Плечи. Опустили плечи вперед (я грущу) и выпрямились (я горжусь).

Руки, пальчики. Иди сюда. (маним к себе)

Спина. Держимся рукой за спину. – Ой, я старая, я больная.

Ноги. – Что делают ноги? (шагают)

Молодцы, вы отлично слышите своё тело, а теперь присаживайтесь, пожалуйста,  на свои места.

 А чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, в условиях семьи существует множество различных игр, упражнений, заданий, которые можно провести в свободное время, по дороге в детский сад и обратно, в выходные дни, на прогулке, перед сном ребенка дома.

В игре устанавливается эмоциональная связь между вами и вашими детьми. Развитие речи происходит в общении, в радости, желании доверять друг другу, проявлять самостоятельность. Сейчас мы с вами поиграем в эти игры.

II этап. Игры и упражнения.

1. "Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

2.«Цепочка слов»

Ребенок с вашей помощью составляет цепочку из слов, которые соединяются между собой логически, с помощью вопросов. Например, исходное слово «цветок».

Воспитатель: Какой бывает цветок?

Родитель: Яркий, красивый, большой.

Воспитатель: Что еще большим бывает?

Родитель: Дом, деревья, животные.

Воспитатель: Какие бывают животные?

Родитель: Дикие, домашние, хищные.

Воспитатель: Кто из животных бывает хищным?

Родитель: Тигр, рысь, леопард и т. д.

3.«Узнай, что это? » (на основе опробования продуктов).

Детям предлагается отгадать на ощупь, что находится в мешочке.

-Что сказали ручки? (круглый, гладкий, с хвостиком).

Предложить понюхать, что лежит в закрытой тарелочке.

-Что сказал носик (ароматный, приятный запах).

-Что сказали глазки? (оранжевый, круглый, похож на мяч)

Предложить попробовать по-маленькому кусочку.

- Что сказал ротик? (сочный, сладкий.)

4. Музыкально-речевая игра « Смешные повторялки» (запись)

Воспитатель: А еще хотите поиграть в повторялку? Игра «Пряник».

Мы с тобой шли? Шли.

Пряник нашли? Нашли.

А где он? Кто?

Пряник. Какой?

Да вот такой! (показываем руками сердечко).

Играем 2 раза.

5.Игра «Противоположности»

Ребенок собирает пары из картинок противоположных по значению и озвучивает слова антонимы. А родителям предлагается выбрать карточку, где написана незаконченная пословица и закончить её.

" Ученье - свет, а неученье - тьма."

" Меньше говори, а больше делай."

" Труд кормит, а лень портит."

" Готовь сани летом, а телегу зимой."

" Маленькая  работа лучше большого безделья"

" Лето собирает, а зима подъедает".

6.«Выбери правильное слово»

Ребенку предлагаем выбрать одно слово из предложенных, подходящее по смыслу. Например:

- По двору бегали (желтые, зеленые, оранжевые) цыплята.

- Снег растает (зимой, летом, весной).

- Поезд передвигается по (рельсам, дороге, воде).

- Повар готовит на (шкафу, на поляне, на кухне).

- Белка живет (в конуре, дупле, берлоге).

- В лесу мы собирали (карандаши, грибы, конфеты).

- После еды мы (прощаемся, благодарим, здороваемся).

- Ночью на небе (птицы, звёзды, ракеты).

III этап. Подведение итогов.

Надеемся, что наши игры не оставят вас равнодушными и вызовут желание поиграть со своим ребенком. Ведь если родители будут играть с ребенком в речевые игры, то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память, внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей. Совместная игровая деятельность родителей и ребенка - это уникальный вид сотрудничества, в ходе которого ребенок получает огромный навык общения - это умение слышать друг друга.

Итак, надеемся, что мастер- класс помог вам в обучении детей умению красиво говорить, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие. (Воспитатель раздает родителям памятки (брошюры) с описанием речевых игр, в которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Играем дома - развиваем речь"

Правильное звукопроизношение - одна из важных сторон речевого развития дошкольника. К сожалению, не все родители это понимают. Помогите ребёнку справиться с "непослушными" звуками, терпеливо, настойчи...

Консультация для родителей "Играем дома - развиваем речь"

  Вниманию родителей дошкольников старшего возраста предлагается ряд  игр и заданий, с помощью которых они смогут закрепить знания и умения своего ребенка в процессе игр, направленных...

Мастер - класс для родителей детей средней группы с ТНР на тему "Играем дома - развиваем речь"

Предлагаю вашему вниманию практический материал для проведения мастер - класса. Работая в логопедической группе, часто сталкиваешься с нежеланием родителей закреплять изучаемый речевой материал дома. ...

Консультация для родителей "Играем дома- развиваем речь".

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка....

«Играем дома - развиваем речь»

Консультация логопеда для родителей...

«Играем дома - развиваем речь»

Консультация логопеда для родителей...