Мастер - класс для родителей детей средней группы с ТНР на тему "Играем дома - развиваем речь"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кузьмина Светлана Юрьевна

Предлагаю вашему вниманию практический материал для проведения мастер - класса. Работая в логопедической группе, часто сталкиваешься с нежеланием родителей закреплять изучаемый речевой материал дома. Поэтому нам, как педагогам, необходимо использовать разные формы, чтобы заинтересовать пап и мам, настроить их на волну сотрудничества, повысить их педагогическую грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_1.docx813.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей детей с ТНР

на тему: «Играем дома - развиваем речь».

Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.

Аудитория: родители детей среднего дошкольного возраста.

Количество участников:8 родителей, дети, воспитатель, логопед.

Задачи:

1. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.

2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.

3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.

Ожидаемые результаты:

1. Вызвать у родителей желание, интерес играть с детьми в речевые игры.

2. Осознание родителями значимость речевых игр в развитии ребенка.

Материал и оборудование:

Мяч, снежинка.

Картотека предлагаемых игр для развития речи детей дома.

Памятки с описанием игр, в которые могут играть родители с детьми.

Логика проведения:

I этап. Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о речи, т. е. способности говорить, умении вести беседу. Но для начала давайте проведём небольшую разминку:

– Скажите громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

 Как вы понимаете фразу «говорить красиво»? (выслушиваются ответы родителей)

Итак, «говорить красиво» - это значит:

• четко произносить звуки, правильно ставить ударения;

• использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения);

• оформлять предложения грамматически правильно;

• добиваться эмоциональной выразительности речи.

Чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, в условиях семьи существует множество различных игр, упражнений, заданий, которые можно провести в свободное время, по дороге в детский сад и обратно, в выходные дни, на прогулке, перед сном ребенка дома.

В игре устанавливается эмоциональная связь между вами и вашими детьми. Развитие речи происходит в общении, в радости, желании доверять друг другу, проявлять самостоятельность. Сейчас мы с вами поиграем в эти игры.

H:\Светлане Ю\DSC00651.JPG

II этап. Игры и упражнения.

1. «Только снежные слова». Играть лучше в кругу. Нужно назвать по очереди только снежные слова, передавая друг другу, например, снежинку. Первый игрок произносит: «Снег», второй: «снежинка», третий: «сугроб» и т. д. Игра движется по кругу, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только «зеленые» слова (огурец, елка и т. д.), только «круглые» (колобок, колесо и т. д.).

H:\Светлане Ю\DSC00646.JPG

H:\Светлане Ю\DSC00647.JPG

2.«Слова – мячики». Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает мяч и одновременно произносит слово, допустим «Холодный», а ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Горячий». Затем игроки меняются ролями.

3.«Цепочка слов»

Ребенок с вашей помощью составляет цепочку из слов, которые соединяются между собой логически, с помощью вопросов. Например, исходное слово «цветок»

Воспитатель: Какой бывает цветок?

Родитель: Яркий, красивый, большой.

Воспитатель: Что еще большим бывает?

Родитель: Дом, деревья, животные.

Воспитатель: Какие бывают животные?

Родитель: Дикие, домашние, хищные.

Воспитатель: Кто из животных бывает хищным?

Родитель: Тигр, рысь, леопард и т. д.

4.«Узнай, что это? » (на основе опробования продуктов).

Детям предлагается отгадать на ощупь, что находится в мешочке.

-Что сказали ручки? (круглый, шершавый, с хвостиком).

Предложить понюхать, что лежит в закрытой тарелочке.

-Что сказал носик (ароматный, приятный запах).

-Что сказали глазки? (оранжевый, круглый, похож на мяч)

Предложить попробовать по-маленькому кусочку.

- Что сказал ротик? (сочный, сладкий.)

Составьте загадку на основе знаний о фруктах.

5.«Выбери правильное слово»

Ребенку предлагаем выбрать одно слово из предложенных, подходящее по смыслу. Например:

- По двору бегали (желтые, зеленые, оранжевые) цыплята.

- Папа на работу взял (корзинку, сумку, чемодан)

- Снег растает (зимой, летом, весной)

- Пароход передвигается по (рельсам, дороге, воде)

- Повар готовит на (шкафу, на поляне, на кухне)

- Белка живет (в конуре, дупле, берлоге)

- В лесу мы собирали (карандаши, грибы, конфеты)

- После еды мы (прощаемся, благодарим, здороваемся)

- Ночью на небе (птицы, звёзды, ракеты)

6. «Загадки-обманки»

-Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый… слон /медведь/

-Быстрее всех от страха несется… черепаха /заяц/

-В теплой лужице своей громко квакал… муравей /лягушонок/

-Длиннее шеи не найдешь. Сорвет любую ветку… еж/жираф/

-Под луною песню петь сел на веточку… медведь /соловей/

-На заборе поутру кукарекал… кенгуру /петух/

-Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… лисица /белка/

III этап. Подведение итогов.

Надеемся, что наши игры не оставят вас равнодушными и вызовут желание поиграть со своим малышом. Ведь если родители будут играть с ребенком в речевые игры, то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память, внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.

Чем богаче и правильнее речь у малыша, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей. Совместная игровая деятельность родителей и ребенка - это уникальный вид сотрудничества, в ходе которого ребенок получает огромный навык общения - это умение слышать друг друга.

Итак, надеемся, что мастер- класс помог вам в обучении детей умению красиво говорить, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие. (Педагог раздает родителям памятки (брошюры) с описанием речевых игр, в которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей средней группы «Подарки осени».

Всестороннее творческое развитие полезно и нужно всем детям. Но далеко не все дети любят рисовать, а вот техника рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.Рисование штампа...

Мастер-класс для родителей детей средней группы по экологии «Сделаем планету чистой!»

Все мы живем на Земле. И хотим, чтоб у нас был чистый воздух, вода и земля. Чтобы цвели цветы, пели птицы, все было хорошо....

Круглый стол для родителей детей средней группы «Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно –оздоровительного направления развития воспитанников№12 &la...

Круглый стол для родителей детей средней группы «Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;актуализация отношени...

Мастер - класс для родителей в средней группе на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Круглый стол для родителей детей средней группы: «Я говорю, играю, или как развивать речь ребёнка»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;• актуали...