Консультация для родителей "Играем дома- развиваем речь".
консультация (старшая группа)
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Играем дома - развиваем речь" | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация - практикум для родителей:
« Играем дома – развиваем речь».
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако, если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей. Семья закладывает основы личностных качеств ребёнка. Именно в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу дошкольного учреждения с семьёй. В системе работы нашего ДОУ мы предлагаем родителям воспитанников ряд игр и заданий, с помощью которых они смогут закрепить знания и умения своего ребенка в процессе игр, направленных на формирование познавательно-речевой активности ребенка. Исходя из интересов ребенка и возможностей родителей с учетом современной действительности, которая обуславливает недостаточное количество времени на совместное времяпрепровождение.
Игры на кухне:
• Помогаю маме
Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
• Давай искать на кухне слова
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
• Угощаю
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
Игры в комнате ребенка:
• Придумай загадку
Ребенок придумывает загадку-описание мебели или игрушки. Например, у него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)
• Где игрушка?
Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества. Например, игра с предлогами может быть проведена в варианте «стул и игрушка»: игрушка на стуле, под стулом, за стулом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов.
• Назови ласково
Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.
• Один-много
При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «один – много»: один карандаш – много карандашей, одна вилка – много вилок.
Игры во время прогулки:
По дороге к бабушке, на праздник. Любая дорога отнимает, как
правило, много времени. Чтобы ребенок не заскучал, поиграйте с ним: Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, троллейбуса.
- Беседа.
• Куда мы идем? (К остановке автобуса).
• Автобус, это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский).
• А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай).
• А метро, это какой вид транспорта? (Подземный).
• А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).
• Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т.д.
• Чем отличается автобус от троллейбуса?
• Может ли трамвай объехать девочку?
- Мы идем в гости, что такое «гости»?
• Кто ты бабушке? Я бабушкин внук.
• А кто я бабушке? Ты бабушкина дочь.
• Кем приходится бабушка дедушке? Бабушка – жена дедушки.
• Что мы подарим бабушке? И т.д.
Вопросы нужно задавать в нормальном темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
- Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.
А я вижу машину, первый звук «м» и т.д.
Или называть слова из 1-2-3 слогов, можно называть все предметы определенного цвета или формы. Кстати, это очень хорошее упражнение для затормаживания расшалившегося ребенка. Можно продолжить игру: один говорит слово, другой составит с ним предложение, один слово, другой – определение к нему.
Теперь попробуем простимулировать воображение ребенка:
Представь, во что будет одета бабушка (дедушка, подруга и т. д.)
- Кто еще к ней придет?
- Кто где сядет за столом?
- Что приготовит нам бабушка?
- Сколько тарелок будет стоять на столе?
- Какая посуда есть у бабушки?
- Что нравится тебе у нее дома?
Возвращаясь домой узнайте, что запомнил ребенок:
Назови людей, которые сидели за столом.
Опиши одежду тети.
Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.
По дороге в детский сад:
• Я заметил
Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.
• Волшебные очки
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зеленым, желтым и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи : красные сапоги, мяч – красный, красный дом, красная машина, красное пальто и т.п.
• Перепутаница
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекасо (колесо), посаги (сапоги) и пр.
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
«Отгадай предмет по названию его частей».
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
«Отгадай, что это».
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
«Назови лишнее слово».
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
— «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
«Подбери слово».
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту слова обозначающие его признаки, качества. Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная.) .Снег какой (Белый, пушистый, мягкий, чисты, липкий.)
«Кто что умеет делать?».
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть.) .
«Веселые рифмы».
Играющие должны подобрать к словам рифмы:
свечка -. печка
трубы -. губы
ракетка — пипетка. и т. д.
«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
«Посчитай».
Считаем всё, что можно посчитать.
Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.
«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
«Подбери слово». Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка —
«Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
«Расскажи сказку».
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей "Играем дома - развиваем речь"
Правильное звукопроизношение - одна из важных сторон речевого развития дошкольника. К сожалению, не все родители это понимают. Помогите ребёнку справиться с "непослушными" звуками, терпеливо, настойчи...
Консультация для родителей "Как развивать речь ребенка дома"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...
Консультация для родителей "Играем дома - развиваем речь"
Вниманию родителей дошкольников старшего возраста предлагается ряд игр и заданий, с помощью которых они смогут закрепить знания и умения своего ребенка в процессе игр, направленных...
Консультация для родителей «По дороге домой развиваем речь»
Консультация для родителей«По дороге домой развиваем речь»...
Консультация для родителей "Как развивать речь ребенка дома?"
quot;Как развивать речь ребенка дома?"...
Консультация для родителей «Как развивать речь ребёнка дома»
Буклет для родителей «Как развивать речь ребёнка дома»...
Консультация для родителей " Играя дома, развиваем речь детей..."
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...